Книжница Самарского староверия Суббота, 2020-Май-30, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ

Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ. Обрезание Господне (О воспитании детей)

В восьмой день по Рождении Своем на земле, Младенец получил имя Исус, которое предназначено было ангелом, и по закону Моисеову принял обрезание. По возвращении в Назарет Младенец Исус возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и особенная благодать Божия была на Нем.

Каждый год Иосиф и Пресвятая Дева Мария ходили в Иеросалим на праздник Пасхи, несмотря на то, что от Назарета до Иеросалима было около 100 верст. Когда исполнилось Отроку Исусу 12 лет, Иосиф и Пречистая Богоматерь взяли и Его с собой, ибо у евреев с 12 лет отрок считался уже взрослым, становился сыном закона, должен был знать какое-либо ремесло, и даже отправлял военную службу. По окончании праздника все пошли домой, а отрок Исус остался в Иеросалиме, но Иосиф и Пресвятая Дева не заметили этого, так как думали, что Он пошел с другими родственниками.

Прошедши дневной путь, они стали искать Его между знакомыми и родственниками, но нигде не находили. Тогда они возвратились в Иеросалим, и через три дня нашли Его в храме среди учителей иудейских, которым он задавал вопросы и слушал их ответы. Все дивились Его разуму. Пресвятая Матерь сказала Ему: "Чадо, что Ты сделал с нами? Вот мы 3 дня ищем Тебя с великою скорбию". Он ответил: "Зачем было искать Меня? Мне необходимо быть в том, что принадлежит Отцу Моему". Они не поняли в то время этих слов, но когда исполнилось время явления Христа в мир, тогда Пресвятая Богородица, которая анализировала все глаголы в сердце Своем, уразумела великое призвание Сына Своего.

Больной вопрос нашего времени напоминает нам евангельское это повествование, но зато, для истинных последователей Христа, оно указывает и положительный ответ, именно на вопрос о религиозно-нравственном воспитании наших детей.

Мы видим, что не смотря на 100 верст от Назарета до Иеросалима, где находился единственный храм на все иудейское царство, благочестивый Иосиф и Пренепорочная Дева ежегодно посещали храм пешком на праздник Пасхи, и когда приспел возраст, указанный законом древности, т.е. 12 лет, они взяли с собой и Отрока Исуса.

Посмотрите теперь, приносят ли, именующие себя последователями Христа, своих младенцев, или же приводят детей своих в Церковь? Учат ли детей молитвам, соблюдению постов? Многие ли учат? В былые времена учили все! Что же стало с нами?

Божественные книги Псалтырь и Часовник теперь изъяты из детского чтения, будто бы потому, что они не понятны. А для многих ли взрослых они понятны? Но не надо забывать, что дети своей неиспорченной природой, начиная с 2-4 лет, уже постигают веру в Бога, и постигают так глубоко, как не способны понимать теперь мы, люди созревшие и перезревшие.

Вспомним свое детство. Сколько беспредельной радости навевало на души наши наступление Светлого Христова Воскресения, Пасхальная ночь! А теперь не является уже и у нас, взрослых, такого возвышенного, захватывающего душу, настроения!

Потому-то Господь и сказал: "Аще не будете яко дети, не внидите в царствие небесное". Помню 46-й послевоенный год. Родилась в нашей семье послевоенная Агафия. Жили на Урале. Церквей наших в округе нет, но родители все же нашли наш храм в Миассе. А это - за многие километры от г.Касли Челябинской области.. Поехали и покрестили нашу сестричку. В настоящее время нет таких проблем в моем приходе, а спешат ли родители совершить таинство крещения - нет. Находят всевозможные проблемы, а если и покрестят, на этом все и заканчивается. Многие дети с этого дня и забывают дорогу к храму. Но есть и такие, которые сами не дают покоя родителям и ждут праздника, чтобы принять причастие. Вы бы посмотрели на их радостные глазенки и лица! Душа радуется! Но их единицы.

Теперь, так называемые, образованные родители, в Святую Пасхальную ночь бывают озабочены тем, чтобы дети, возбужденные предпраздничными приготовлениями и впечатлениями, и не желающие ложиться спать, непременно в свою пору заснули. А чтобы привести их в храм Божий, как в свое время делали наши родители, бабушке не хватает разума. Быть может и не надо винить таких родителей. Так они научены в наше время, хотя последствия такого поведения будем пожинать в будущей жизни. Без Бога пропадем, как бабка на грязи. По театрам и разным увеселительным мероприятиям чуть ли не с 4-х, 5-ти летнего возраста берут с собой детей, да по разным картинным галереям, где выставлены далеко не детского содержания картины, брать детей считают возможным. Будто бы для развития художественного вкуса у детей.

Но не к кинотеатрам и другим увеселительным заведениям с такого возраста нам необходимо приучать своих детей, а к храму Божию, святой Христовой Церкви. Всему свое время!

Поэтому и не удивительно, что был случай, когда образованная дама пришла с сыном, маленьким мальчиком, смотреть картины, написанные в языческом древне-античном стиле. Пораженный видом картины, мальчик воскликнул с ужасом: "Мама, мы пришли очень рано, они еще не одеты"!

Да, действительно рано привели мальчика, потому что необходимо, прежде всего, воспитывать красоту духовную, а потом вещественную. Религия действует на ребенка своими внешними формами. Но эти формы созданы во времена величайшего христианского воодушевления. Вот почему обряды нашей Церкви имеют великое воспитательное значение! Дети, как известно, любят подражать взрослым. Нам следует закладывать религиозный фундамент для будущей жизни ребенка, где не заставляют веровать и молиться только угрозами, а где родители сами показывают пример религиозности.

Кому неизвестно, что в год-полтора ребенок, видя мать, бабушку, молящуюся перед иконой, озаренной лампадой, и сам силится класть поклоны и ручонкой своей изображать крестное знамение. Именно то крестное знамение, за которое наши предки страдали, да и сейчас страдают.

Уважение ребенка к своим родителям является как бы первой школой религиозного благоговения. Ибо они (родители) являются для ребенка как бы первым божеством. И развить правильно это чувство - задача наша и, в первую очередь, родителей. Но, воспитывая религиозно ребенка, надо избегать мрачного взгляда на жизнь и ее земные радости. Ребенок еще не знает разочарований и житейских невзгод, и потому натура детей требует всего жизнерадостного. И в таком направлении надо их воспитывать с самого раннего возраста. Пугать же их наказанием служителями Церкви,
значит удалять их от Церкви и религиозной жизни. Мы, напротив, должны призывать ребенка к молитве, указывая, что ему во время молитвы внимает Творец бесчисленных миров, и капли слез его считает, и помогать ему готов, потому что его молитва чиста и горит любовью, и что ангел хранитель его чистую молитву вознесет к Престолу Всевышнего.

Мы должны говорить детям: если на жизненном пути встретятся бури и непогоды - не унывай, но припади к подножию Креста с жаркими молитвами и слезами. И Тот, Кто Сам прошел земную жизнь, с ее завистью и ненавистью людскою, был пригвожден ко Кресту, и искупил род человеческий, и тебя, дитя мое, утешит в скорби твоей и исцелит страждущую душу твою.

Будем же подражать Иосифу и Пресвятой Богородице воспитании детей своих в религиозном духе, духе Божества. По крайней мере, если уж заботы житейские мешают нам в этом святом деле, то хотя бы в праздники и воскресные дни пусть посещают храм Божий, научаются святым заповедям Божиим и правой вере.

Тогда и мы дерзновенно и безбоязненно осмелимся на Страшном Суде Христовом сказать: "Господи, се аз и дети яже ми еси дал".

Дети, покорные и верные Богу, в повиновении закону Его нашли бы обильный источник счастья. Бедный, с христианскими нравами, заставляет уважать и любить себя, между тем, как при злом и развращенном сердце, все ваше богатство не спасет от негодования и отвращения всего, что нас окружает.

Простите меня ради Христа.

Протоиерей Кондрат Кляузов.

Село Новая Некрасовка.


                                                 

Категория: Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ | Добавил: samstar-biblio (2008-Фев-14)
Просмотров: 747

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz