Братие и сестры, православные христиане!
Хотелось бы сказать несколько слов на тему общеизвестной притчи о мытаре и фарисее, которую вы сегодня слышали за божественной службой. Господь говорит о том, что два человека, фарисей и мытарь, пришли в церковь на молитву. И фарисей, строго исполняющий весь закон, согрешил лишь в том, что поставил себя выше других людей. А мытарь просто и смиренно просил Бога о милости к себе, грешному. И Господь в заключении сей притчи говорит, что мытарь из храма вышел оправданным, в отличие от фарисея.
Святая Церковь нас, христиане, данным Господним словом предостерегает от страшного греха, которым диавол может уловить даже самого праведного человека – от гордости, от превозношения над другими людьми, и одновременно подсказывает нам способ борьбы с сим богопротивным грехом – смирение. Мы твёрдо должны знать, что все наши духовные подвиги, всё наше исполнение Закона Христова и Господних заповедей – совсем не наша заслуга. Без помощи Божией, которую мы должны ежедневно просить нашими молитвами, мы не смогли бы исполнить закон Христов. Вот уже при дверех Великий пост, и каждый из нас, моляся и исполняя пост, должен помнить о незавидной судьбе фарисея, который похвалением и превозношением расточил всё своё духовное богатство. Бежим, братие и сестры, безумного кичения фарисейска, ревнуя его же добрым делам. Ибо сказано в Христовом Евангелии: «Аще не превзыдет правда ваша правды фарисейской, не внидите в Царство Божие».
И еще на один весьма опасный грех указывает данная притча – на грех осуждения. Фарисей тако зде глагола – «Боже, хвалу тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее… Или якоже сей мытарь». Должны мы знать, что право судить имеет токмо един Бог – Праведныи Судия всему миру. И, братие и сестры, когда кого-либо осуждаем, становимся противниками Богу, восхищая только Ему принадлежащее право Суда. И еще мы должны знать, что зачастую так происходит, что грехи других нам очень хорошо видны, а их покаяния и молитв мы не видим, и после их грехов нам зачастую и не хочется видеть их покаяние.
Подводя итог сему слову, мы увидим и другой смысл данной притчи – то, что и мытари и грешники могут быть оправданы Богом, если искренно к нему прибегнут и принесут чистое покаяние. Чего и всех нас да сподобит всемилостивый Господь наш Исус Христос, ему же слава ныне и присно, и во веки веком. Аминь.
|