Благослови отче.
Возлюбленные о Христе братие и сестры, в сегодняшнии день мы празднуем высокоторжественныи и великий праздник - в честь Господа Бога святое Богоявление. Почему именно этот праздник двояко именуется Крещением и Богоявлением, желаю насколько съумею с помощию Божиею объяснить тем, кому ето непонятно, послушайте со вниманием.
Крещением именуется ето потому, что второе Лицо Святой Троицы Исус Христос крестился от Предотечи Иоанна во Иордане реце, а первое Лицо Бого Отец, испустил глас на Крещаемаго: «Сей есть Сын Мой возлюбленныи о Нем же благоволих», а третие Лицо Дух Святой в виде голубя слетел на Крещаемого. Вот по этому и называется этот праздник Богоявлением, ибо вся Святая неразделимая Троица была на Иордане , весь Бог при Иоанне, а посему Святая Церковь славословит Святую Троицу такими словами: «Во Иордане крещающу Ти ся Господи Троическое явися поклоняние, Родителев бо глас свидетельствоваше Ти, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в видении голубине извествоваше словеси утвержение. Явлеися Христе Боже, и мир просвещеи слава Тебе».
И так братие из вышеписаннаго и понятно, что обозначает Богоявление. А Крещение относится к Исусу Христу, и Его святому крещению. Само собою разумеется и каждому понятно, что Исус Христос, исполнитель Ветхаго и Новаго Завета, вместо сеновнаго (букв. со ст-слав. – тень, имеет несколько значений: тенистый, тёмный, гадательный, пробразующий, а также исчезающий, проходящий) обрезания установил ново благодатное святое крещение и крестился Сам. Святая Церковь, догматствуя, воспевает о сем: «прейде сень законная Благодати пришедши».
И так братие, Исус Христос пречистый и нескверный, вся освящающий и просвещающий всякаго человека грядущаго в мир, т.е. хотящаго веровати в Исуса Христа, Он не нуждался в крещении, как мы грешные, в беззакониих зачаты, и в гресех рождены {Псалом 50; примеч. на поле}, нам всеконечно требуется купельное святое омовение.
Я опять обращаюсь на первое и хочу сказать о Христовом крещении: когда Исус Христос шествовал к Иордану Предотеча Иоанн провидел Духом Святым и велием гласом воскликнул к собравшемуся народу, и указуя перстом на Исуса сказал: «Се Агнец Божии вземляи грехи всего мира», трепеташе рука Крестителева и отрицашеся крестити Господа глаголя: «аз требую от Тебе креститися и Ты ли грядеши ко мне, не смею сено сый Огню прикоснутися, и крестити раб Владыку».
Но Господу Богу благоугодно было установить святое крещение для верующих в Него, как и сказано в Евангелии {от Иоанна, зач.8; примеч. на поле}, «аще кто не родится водою и Духом не внидет в Царство Небесное», и в другом месте {Марк, зач.71; примеч. на поле} сказано: «аще кто верует и крестится спасен будет, а иже не верует сему осужден будет».
При сем дорогие слушатели, по благословению Божию рождающие детей, на вас лежит не отложная и ничем не заменимая обязанность, просвещать малюток святым крещением. Велик ответ родителям, по нерадению которых умрет младенец некрещенным, помните то, что душа верующаго в Бога очень дорога, ей недостоин весь мир.
И так братие и сестры, в день Крещения Господня вспомним о том, что и мы когда то были крещены во имя Пресвятыя Троицы. Соблюдаем ли мы, братие, то обещание, которое дали Христу, и отречение сатаны и всех дел его? А кто из нас может похвалиться тем, что он остался и доселе таковым же чистым, непорочным и безгрешным, каковым он вышел из купели?
К прискорбию сказать, братие и чада о Христе, что у многих, если не у всех из нас, после крещения осталось только имя християнское, а по делам мы все, в ином лучше, а в другом и хуже некрещенных и неверов.
Посмотрите, что творилось и творится после светлых дней Христова Рожества! Многия из нашей братии именуемые дорогим именем «християне», занимались и занимаются в угоду тому, от котораго отрицались при крещении. А именно, богомерзские собрания, танцы, и бесовския песни, пиянство, и всевозможное непотребное сквернословие и матерные гнилые слова, картежная игра. И другия безобразия иже творится в тайне, о нихже и глаголати срамно есть, что содевается в роде сем прелюбодейнем и грешнем. Заразили воздух табачным дымом, осквернили свои уста омытые святым крещением, оплевали (облевали ?) мать землю, в которую сего дня или завтра каждый из нас неминуемо должен водвориться на вечную и безконечную жизнь, по Господню словеси: «земля еси и в землю паки пойдеши», как же она нас примет, она гневается на нас, за такие наши не благовидние поступки и оплевания.
Опомнитесь братие, и оставьте нелепые нехристианские привычки, и отдайте их безверам, и маловерам, и учителю их дияволу, и покайтесь Крещьшемуся в водах Иорданских Исусу Христу, Он етого от вас ожидает. Ему же слава <со Отцем и со Святым Духом, ныне и присно и вó веки веком, аминь>.
Примечания "Самарского староверия"
Симеон Феодорович Егупенок (17.04.1850 - 15.03.1934) - наставник, духовный писатель, настоятель Виленской Свято-Покровской общины, видный деятель Древлеправославной Поморской Церкви. Поучение публикуется по рукописи, составленной, вероятно, Иваном Федотовичем Гущенко (1863 - после 1956) - причетником Виленской Поморской общины, известным каллиграфом, переписчиком и переплетчиком рукописных книг. Рукопись представляет собой копию рукописи поучений, собственноручно записанных о.С.Ф.Егупенком. В настоящее время сборник поучений, представленных в рукописи, готовится к изданию. Примечания курсивом - от издателя сборника поучений. Сохранена орфография оригинала.
|