"Христос пострада по нас; нам оставлъ образ, да последуем стопам Его" (1 Петр. 2,26)
Велики, безпримерны были страдания Господа Нашего Исуса Христа. Это величайшее страдание Он потерпел совершенно невинно; Он потерпел за нас, за грехи наши. Следовательно, виновниками Его крестных страданий являемся мы. «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его».
Христос Спаситель есть истинный Бог «себе умалил, зрак раба приимь» (Фил. 2,7), Он, Царь царствующих, родился в яслях и еще в младенчестве должен был спасаться от руки Иродовой бегством в Египет. По возвращении из Египта Он, Господь Славы, целых тридцать лет провел в совершенной неизвестности, живя в дому древодела и разделяя труды его. В продолжение трех с половиною лет Своего общественнаго служения Владыка вселенной не имел, где главу подклонить, и испытал всякаго рода лишения, зависть, клеветы, преследования... Вот Он, наконец, Сам добровольно предает Себя в руки врагов; добровольно терпит от них поношения, заплевания, заушения, биения. Вот, поруганный и умаленный паче всех сынов человеческих, в крайнем изнеможении несет Он на Голгофу орудие Своей казни. Вот, распинается на кресте, как величайший злодей, по среди двух разбойников, и умирает самою позорною и мучительнейшею из всех смертей...
Как трогательно должны быть нашему сердцу все перенесенное Господом из - за нас, за наши грехи. «Научитеся от Мене, яко кроток еемь и смирен сердцем» (Матф. 11,29). «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Марк. 8,34). Будучи еще на небеси пред Своим воплощением Он сказал Отцу: «Се иду еже сотворити волю Твою, Боже» (Евр. 10,7) «Снидох с небесе,- говорил Он на земле по воплощении,- не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Иоанн. 6,38); Мое брашно есть, да сотворю волю пославшаго Мя и совершу дело Его (4,34). Видите, до какой степени простиралась Его любовь к Отцу и покорность воле Его. Незадолго пред Своими крестными страданиями, Господь сказал ученикам Своим: «Да разумеет мир, яко люблю Отца, и яко же заповеда Мне Отец, тако творю» (14, 31). В саду Гефсиманском, когда человеческое естество Господа, по естественному чувству, страшилось приближавшихся страданий, Он до кроваваго пота молился Отцу: «Отче, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия; но яко же Ты, не Моя воля, но Твоя да будет» (Матф. 26, 39; Лук. 22,42). Владыка Господь совершил эту Божественную волю до конца. Он испил всю чашу гнева Божия за грехи мира и, умирая посреди величайших страданий, воскликнул: «совершишася (Иоан. 19,30.); Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23, 46).
Как убедительны для нас должны быть после этого наставления Нашего Спасителя: «Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, всею мыслию твоею» (Матф. 22,37); «Имеяй заповеди Моя и соблюдали их, той есть любяй Мя; аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» ( Иоанн. 14,21 и 23). Видите, до какой степени простиралась Его любовь к нам, ближним Его по плоти. Сын человеческий не прииде,- свидетельствовал Он о Себе,- да послужат Ему, но послужити и дати душу свою избавление за многих» (Матф. 20,28). «Аз еемь пастырь добрый и душу Мою полагаю за овцы» (Иоанн. 10,14 и 15).
«Больше сея любве ничтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоанн. 15,13). И Он положил ее, - собственную Свою душу, за нас грешных; Он возлюбил нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания» (Ефес. 5,2); Он пострадал - праведник за неправедники, да приведет ны Богови» ( 1 Петр. 3,18), и искупил ны есть от клятвы, быв по нас клятва» (Гал. 3, 13). Посреди невыносимых мучений на кресте Он молился за самих Своих распинателей: «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят» (Лук. 23, 34).
Кому же из нас не припомнятся слова Божественная) страдальца: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже возлюбил вы» (Иоанн. 13,34). «О сем разумеют вси, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (-35). Примем же мы, братие, этот урок смирения и самоотвержения, урок любви к Богу и покорности Его Божественным заповедям, урок любви к ближним и к самим врагам. Уроки эти так просты и вразумительны, что их легко усвоить всякому и помнить всегда, а между тем они так важны, что только следуя им, исполняя их в жизни, мы и можем достигнуть вечнаго спасения, для котораго и умер за нас Владыка Христос. Аминь.