«Осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев» (Иоанна, зач. 41)
Торжественен был последний вход Господа нашего Исуса Христа в Иеросалим. Он шествовал туда, как Царь, сообразно древним пророчествам: «седя на жребяти осли». Безчисленное множество народа, пришло на праздник во святой град. Услышав о приближении Исуса Христа, народ взяли ваий от финик и вышли для встречи Его.
Одни предшествовали Ему, другие сопутствовали; одни в восторге снимали с себя одежды и постилали пред Ним, другие резали ветви от древ и бросали на пути шествия Спасителя, и все, не только взрослые, но и самыя дети, взывали к Нему: «Осанна Сыну Давыдову» благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних» (Матф. Зач. 83).
Не удивительно ли после сего замечание Евангелиста, что Христос, когда приблизился к Иеросалиму, то «видев град, плакася о нем»(Лук. Зач. 97)? Чтобы это значило? Отчего, когда все вокруг Спасителя радовалось, все ликовали, а Он один плакал? Неужели Ему не угодны были эта торжествованная встреча, это ликование народа Иудейскаго? Иудеи встречали Его, как своего Царя... Но они не разумели Его: их понятия о Мессии - Царе были превратныя, чувственныя. Народ Иудейский думал, что Спаситель Христос будет их земным Царем-завоевателем, что когда Он сядет на престоле Давыдовом, то прежде всего освободит их от ига Римлян, под которым они тогда находились, а затем победит все народы, так что народ Божий сделается властелином вселенной. Как ни старался Владыка Господь во дни общественнаго проповедания Своего разееять этот пагубный предразcудок, все еще предразcудок оставался Господствующим между иудеями. И вот с такими-то суетными надеждами они и встречали Христа, как Царя Иеросалимскаго.
В то время, когда целыми толпами народ встречал Спасителя с радостию и приветствовал, как своего Царя, другие же, враги Его, книжники и старейшины иудейские, тайно негодовали и еще более ослеплялись завистию и ненавистию к Нему; когда узнали, что народ называет Его своим Царем, то ревностнее стали заботиться о том, как бы скорее погубить Его. Все это Господь наш Исус Христос предвидел, все это Он знал, что эти самыя ликующия толпы народа, оказывающия Ему теперь царския почести, через несколько дней совершенно оставят Его и перейдут на сторону Его врагов; что те самые, которые сейчас взывают: «Осанна Сыну Давыдову, Царю Израилеву, чрез несколько дней будут кричать: «возьми, возьми, распни Его: не имамы Царя, токмо кесаря» (Иоанна, зач. 60). Взор Господа простирался еще далее. Он также предвидел, как враги иудейскаго народа римляне, придут и обложат св. град Иеросалим со всех сторон своими несметними полчищами, как разрушат Его, избиют всех его жителей и не оставят от него камня на камне.
За что же? За то, что не уразумел ныне Иеросалим дня посещения Господня, что Иудеи не узнали своего истиннаго Мессию и через несколько дней предадут Его даже на смерть (Лук. Зач. 97). Вот почему Господь наш Исус Христос плакал о св. граде Иеросалиме при входе в него. Он видел не одно только внешнее, а самыя и мысли народа Иудейскаго; видел не одно то, что совершилось вокруг Него, а и все, что происходило и замышлялось тогда в самом Иеросалиме против Него.
Братие! И мы теперь светло празднуем ныне торжественный вход нашего Господа Исуса Христа в Иеросалим. И мы точно также встречаем Его, как Царя, с ветвями в руках и, нося эти знамения победы, вопием Ему, как победителю смерти: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне»!
Но посмотрим вокруг себя: нет ли и в нашем праздновании чего либо неугоднаго нашему Господу?
Наши понятия о Нем, как о Царе, без сомнения, понятия истинныя. Мы веруем, что Он есть Царь благодатнаго царства или Церкви, которую Он основал на земле. Мы знаем, что, хотя Он входит ныне в Иерусалим для крестных страданий, но что Он постраждет собственно для того, чтобы победить наших врагов - смерть и ад, чтобы примирить нас с Богом и стяжать нам дары св. Духа, чтобы ниспослать св. Духа на Своих Апостолов и чрез них проповедать Евангелие всей твари и создать в мире из всех людей, не только из иудеев, но и язычников, одно благодатное царство, в котором Он будет царствовать до скончания века. Такия понятия есть те самыя, которыя благовествовал Сам Господь, и, следовательно, празднование наше, проникнутое ими, по крайней мере в этом отношении, не может быть для Него прискорбным.
Но не повторяется ли и между нами ныне чего нибудь подобнаго, что происходило когда-то в Иеросалиме, когда входил в него Христос? Нет ли между нами людей, которые взирая на славу Христа-Царя, на распространение и процветание Его благодатнаго царства на земле, не только не содействуют успехам св. веры, но даже противодействуют, чем могут, и готовы были бы совершенно угасить? Нет ли и таких, которые хотя с радостию приветствуют ныне Христа, входящаго со славою в Иеросалим, но чрез несколько дней или даже ныне перейдут на сторону Его врагов? А враги Христовы - это диавол и все, творящие волю его; это еретики, раздирающие единство Церкви Христовой.
Нет ли между нами сынов погибели, которые, если не будут вскоре вопить о Христе: «возьми, возьми, распни Его» то сами второе распнут Его духовно, своим отпадением от веры Христовой, или вообще своею безбожною, нехристианскою жизнию? Нет ли несчастных, которые своею нераскаянностию во грехах и ожесточением уготовляют себе еще худшую участь, нежели ту, какая ожидала Иеросалим за неузнание им и распятие Мессии,- уготовляет себе вечныя муки? Пред Господом все это открыто вполне; Он видит не только всю нашу жизнь от начала до конца, но и самыя наши сердца. И всякий ли из нас скажет после того, что участие Его в настоящем торжестве Церкви приятно Господу?
Братие - христиане! Все мы знаем, что Владыка Господь есть Царь благодатнаго царства или Церкви, все мы имеем счастие и принадлежать к этому царству. Будем же любить своего Царя и Господа, будем исполнять неуклонно Его св. волю и пользоваться всеми средствами, какия подает Он нам для нашего спасения; ибо если Он основал Свое царство на земле и царствует в нем, то единственно для нашего же спасения. Тогда не только настоящее, но и все другая наши празднества в честь Его, соделаются для Него истинно-угодными. К сему же вспомним, что кроме Иеросалима земного, куда вошел ныне Христос, есть еще Иеросалим небесный, кроме царства благодати есть и другое царство Христово - царство славы.
Сам Спаситель Христос вошел уже туда во всей своей славе, когда вознесся на небеса; но некогда Он введет туда со славою и всех Своих истинных последователей. О, если бы и нам удостоиться войти в этот горний Иеросалим; с какою бы радостию мы торжествовали тогда этот торжественный вход,- торжествовали не день какой-либо, а целую вечность. А это все зависит от нас самих. Аминь.