Матфей, говоря о выступлении на дело спасения Исуса Христа, прибавляет: «с того времени Исус начал проповедывать и говорить: «Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф. IV, 17). «Если не покаетесь, - сказано в Евангелии Иоанна, - не можете войти в Царствие Божие».
Покаяние это-первое, с чего должно начинаться духовное обновление человека; без покаяния невозможно никакое духовное улучшение нашей жизни, без покаяния нельзя стать сыном Царствия Божия, нельзя быть учеником Христа. «Не приидох призвати праведных, но грешных на покаяние». «Приидите ко Мне, - говорит Спаситель Христос, - вси труждающияся и обремененнии и Аз упокою вы». Каждаго кающагося грешника Владыка Господь, - как это видно из Евангелия, - окружал трогательною заботою и нежною любовью. Как пастух бережно несет на плечах найденную отсталую овечку, как отец радостно встречает пропадавшаго без вести сына, как наседка любовно укрывает и греет под своим крылом слабаго птенца, - так и Господь наш Исус Христос, отечески привлекал и привлекает и теперь к Себе, под Свой Божественный покров, всех сокрушенных сердцем, всех плачущих о беззакониях своих. Пред Судом Его любви и правды не было и нет злодеяния, которое не могло бы быть смыто слезами покаяния.
Он, Милосердый Владыка, широко раскрывает пред кающимися грешниками двери Своего Божественнаго сердца, щедро предлагает покаявшимся все Свое богатство Своей безпредельной любви. Мытаря, - как повествует нам Евангелие - Он сделал Своим Апостолом; к начальнику мы [ ] ею, Сам ходил на вечерю в дом; целые часы [ ] самарянкою, которой зазорно было и пока[....] от презираемой всеми грешницы с благо[ ]л помазание; распятаго разбойника первым из всех людей ввел с Собою в чертоги Небеснаго Своего Отца. Это ли еще не безпредельная любовь к людям, обращающимся с покаянием к Нему?
Как бы человек, живя здесь на земле, не погряз в тину греха, для него, для его души, есть врачество, врачество это - покаяние. Чтобы исправить себя, исправить свою душу, снять с нея греховный, так сказать, нарост, нужно прибегать к покаянию. Сила таинства покаяния так велика, что никакой грех не превышает его могущества. Покаяние, - это целебный источник, где всякий получит исцеление от своих грехов, если только кается нелицемерно.
Какую любовь, какое милосердие проявляет Владыка Христос к кающемуся грешнику! Однажды Св. Апостол Петр спросил Господа: «Если согрешит брат мой семь крат, прощу ли брата моего? (Матф., зач. 76). На этот вопрос Спаситель Христос ответил: «Не только семь крат, но семьдесять крат седмерицею». Милосердый Владыка, всегда готов и притом всякому грешнику помочь, и спасти его, лишь бы он не отвращался совсем от правды Божией, лишь бы не терял в душе надежды на обращение к Нему.
Если человек, увязший в грехах и при том не теряет искры веры в себе, то Господь Вседержитель, по Своей неизреченной любви к грешнику, никогда не допустит того, чтобы человек погиб окончательно в паутине греха. Как бы человек не грешил, какое бы злодеяние не сделал, необходимо нужно прибегать каждый раз к покаянию. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Согрешил ли ты? Войди в церковь и загладь свой грех; сколько бы ты ни падал на площади, - всякий раз встаешь: так сколько раз ни согрешишь, -покайся в грехах, не отчаивайся, согрешишь в другой раз, покайся, чтобы по нерадению совсем не потерять тебе надежы на обещанныя блага. Ты в глубокой старости и согрешил? Войди в (церковь), покайся, здесь врачебница, а не судилище; здесь не истязуют, но дают прощение в грехах». (О священ. Т. 5, стр. 64).
«Покаяние, - говорит знаменитый церковный учитель Тертуллиан, - есть жизнь, так как она дороже смерти. Стремись к нему, хватайся за него, как потерпевший кораблекрушение человек хватается за всякую доску». «Оно (покаяние), - продолжает он, - есть единственное противоядие Божие против диавольских ядов». («Жизнь и труды св. отцов», Фаррара, стр. 113-118).
Сила таинства покаяния велика, но не нужно забывать и того, что только тогда действительно наше покаяние, когда мы каемся чистосердечно, только такое покаяние приятно Богу и только чрез такое покаяние мы можем получить от Бога прощение в своих соделанных грехах.
Покаяние лицемерное Богу неприятно, да и нам не принесет искомаго нами прощения в грехах. Истинное покаяние состоит в том, чтобы оставить прежнюю феховную жизнь, как бы снять с себя фязную одежду и облечься в чистую. Св. апостол Петр в речи своей к иудеям говорит: «покайтесь убо и обратитеся, да очиститися от грех ваших». (Деян. III, 19). И Предотеча Христов Иоанн, поучая народ, говорил: «Сотворите плоды достойны покаяния». (Лук. III, 8). «Покаяние требует, - говорит вселенский учитель св. Василий Великий, - чтобы человек сперва возопил к себе и сокрушил сердце свое, потом стал добрым примером для других, а для сего соделал себя слышимым и объявил образ покаяния», (толк, на XV гл. прор. Исайи).
Итак, Господь наш Исус Христос, сшедый с небес, не ради праведных, но ради грешных, проливши святую Свою Божественную Кровь на Голгофе за нас, за грехи наши, Он призывает нас, призывает, чтобы мы, именующие себя христианами, опомнились, остановились от тех скверных и порочных дел, которыя мы совершаем ежедневно, даже ежечасно. Своею порочною жизнию мы избрали для себя широкий и пространный путь, но не слушаем того, что путь этот ведет нас не ко спасению, а к погибели: «широкия врата и пространный путь, - говорится во Святом Евангелии, - ведущие в погибель». (Матф. VII, 13). Не смотря на это, мы все-таки идем по нему, идем потому, что он не останавливает нас от дурных и скверных дел, он, наоборот, широко в этом способствует нам, затягивая своею свободою все более и более в водоворот пошлой и греховной жизни. Опомнимся же братия, пока не поздно, пока еще есть время покаяния, прибегнем к Богу. Милосердый Владыка, не желая погубить нас в таком ужасно-греховном положении, отечески призывает нас, призывает, чтобы мы опомнились и принесли во всем содеянном должное покаяния.
Зло, прилепляясь к нашей душе, всегда может быть смываемо слезами покаяния; вот к этому-то и нужно всегда стремиться, дабы не дать греху пустить в сердце глубоких корней, дабы грех не возобладал нами окончательно. Прибегая к покаянию в содеянном, мы всегда будем в состоянии при помощи Божией исправиться и вступить на путь благочестия, чтобы достигнуть вечной жизни
* Данная статья опубликована в журнале «Щит веры» за 1916 г. №1. Издание дошло До составителя с небольшими утратами. Других источников не обнаружено
Тулупов Т.С. Путь жизни - Самара: 2008
|