Как дорог для жаждущаго источник воды, так и для каждаго христианина дорого воспоминание о давно минувших первых веках христианства, эта жизнь и теперь, не смотря на давно минувшее время, не перестает светить нам, своим ярким светочем о любви, мире, единении и о той глубокой и искренней вере, какую имели в то время первые христиане.
Среди страшной осязаемой тьмы язычества, среди сильных суеверных обрядов проложила себе путь истинная христианская религия. Зазвучала из уст святых апостолов вдохновенная проповедь Небеснаго Царствия; они дерзновенно начали проповедывать христианское учение, мудрым и сильным из язычников, царям и царствам, не боясь за это ни угроз, ни мучений, ни самой лютой, ужасной и позорной для них смерти. Вскоре после проповеди свв. апостолов в разных местах начали из тех, кои приняли христианство, образовываться юныя христианския общины; эти малочисленным на первых порах общины, слабыя материально, но сильныя духовно, должны были подобно Давыду победить Голиафа, и оне победили.
Всюду, где только появлялись христиане, они тотчас же сближались между собою, составляя союз или общину. Все члены общины жили в любви между собою, оказывали помощь друг другу, в болезнях, несчастиях и т.п. случаях; они имели один дух, одно сердце, одне мысли и одни желания и стремления; не было между ними никаких несогласий: у них все покрывалось взаимной любовью, всепрощением, памятуя во всем этом наказ св. апостола Павла; «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукаваго и невернаго, дабы вам не отступить от Бога живаго, но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить» (Евр. 3,12,13). «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других, ибо в вас должны быть те же чувства, как и в Исусе Христе». «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны (Филип. II, 2, 4 и 5)». И вот в силу такого апостольскаго приказания первые христиане и не могли иначе жить и поступать, как только по наказу, данному св. апостолом. Это руководство и было в их жизни ни чем иным, как краеугольным камнем. Такая жизнь первых христиан, заключающая в себе единение, братолюбие, заботливость о бедных, больных и т.п., их тихая, простая и умеренная жизнь, добросовестное исполнение обязанностей в отношении к властям государственным прямо таки изумляло язычников: они считали их людьми просто не от мира сего, такое мнение создавалось именно потому, что вся их жизнь, была громадною противоположностью тогдашняго языческаго до мозга костей развращеннаго мира. Первые христиане, будучи очень бедными, не могли обставлять свои богослужения пышно и великолепно; да в этом они особенно и не нуждались, - «поклоняясь Богу в духе истины». В начале у них даже не было храмов и жертвенников, богослужение их носило печать величайшей простоты; они часто сходились вместе, как братолюбивое общество, для взаимнаго утверждения себя в вере и для поощрения к исполнению ее обязанностей - словом Божиим, соборною молитвою и силою Христовых таинств. Религиозный собрания, благодаря неблагоприятным внешним обстоятельствам, приходилось им делать в особо потаенных местах (катакомбах), или в особых местах домах, которые св. апостол Павел называет церковью, а св. Игнатий Богоносец храмом Божиим. Каждая община управлялась старейшиною, т.е. пресвитером или священником; кроме этого, в каждой общине были диаконы и диакониссы, на которых лежало, кроме их прямых обязанностей, еще и заботиться о бедных, ухаживать за больными и т.п. Епископы, пресвитеры и диаконы избирались или по откровению Божию, или по жребию, или по согласному избранию всей Церкви; избранные испытывались некоторое время в вере и поведении, а затем уже и посвящались на духовную степень.
Христиане первых веков, настолько были сильны в вере и преданы ей, что при наступлении гонений со стороны язычников - властителей за принадлежность к христианству, они открыто заявляли о себе, что они христиане, во имя своей преданности христианству они не останавливались ни перед кострами, ни перед львиного пастью; они всегда готовы были претерпеть или умереть за имя Божие. О св. мученике Лаврентии диаконе рассказывается, что он был положен на раскаленную печь, и, пролежав некоторое время на одном боку, он сам попросил мучителя повернуть его еще и на другой бок, когда мучитель это сделал, он, полежав немного, сказал мучителю: «Ну, а теперь готов, можешь есть». При такой твердости в перенесении страданий, которою отличались в то время мученики, гонения со стороны язычников не только не повредили Церкви и христианству, а, наоборот, еще более способствовали к его распространению и укреплению.
На место отшедших в вечность являлись в множестве новые исповедники учения Христа - кровь мучеников, это было действительно ничто иное, как семя христиан.
«Не бойтесь убивающих тело, - сказал Спаситель Христос, - душу же не могущих убить; а бойтесь более того, кто душу и тело может погубить в геене огненной (Мф. 10:28)».
В этом наставлении Господа как бы была предначертана обязательная история мученичества за имя Божие; и первые христиане своей идеальной жизнию действительно составляют собою ту соль земли, которая сохраняет мир от порчи нравственной, те ясные, лучезарные, полные чистейшаго елея светильники, которые, горя в церквах, как на свещниках, благодетельно озаряют собою всю вселенную; они суть те высокие столпы, те твердыя стены, те крепкие необоримые города, которые, стоя на верху горы, служат всем прибежищем и спасением. Вот насколько велика и сильна была жизнь и святость тех благоверных людей, которые жили в первые века христианства!
Теперь, дорогой читатель, обратимся к самим себе. Мы ведь тоже именуем себя христианами, носителями Христа. Но какая резкая противоположность наших дел с делами тех христиан, о которых мы говорили выше; страшно становится за самих себя. Гордость друг пред другом, ненависть ко врагам, наглая корысть, - вот основныя черты современной жизни. Такая жизнь, как раз напоминает безплодную смоковницу, о которой повествуется в Евангелии. Когда Исус Христос возвращался из Вифании в Иерусалим, по дороге взалкал, и, увидев смоковницу, подошел к ней, чтобы сорвать несколько плодов, только одни хорошие листья имела смоковница на себе! И не найдя на смоковнице ни одного Христос сказал ей: «Да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла» (Ин. 12:17-19)».
Мы носим имя христиан, то есть листья, как и смоковница, но дел, свойственных наименованию христиан, часто от нас нет. Следовательно, мы тогда безплодны, как та смоковница, о которой повествуется в святом Евангелии. В самом деле, посмотрите вокруг себя, куда мы идем, куда направлены все наши силы, наш ум, знание, труды и заботы? Чего мы ищем, прежде всего, и больше всего? Царствия ли Божия? Нет! Нам этого как будто и не надо. Мы погружены всем своим существом в нашу земную жизнь, то есть в ея водоворот событий. Мы живем исключительно только для себя, для своего плотского благосостояния. Духовной стороны жизни мы не касаемся, она для нас сделалась уже как бы излишней. Но придет время, когда и нас, братия, постигнет та же участь, то наказание, как было со смоковницей, имевшей листья, но не приносящей плодов, тогда и мы хватимся, но будет уже поздно.
Поэтому покаемся пока не затворены двери царствия Небеснаго. Вспомним, что мы переживаем последнее изобилующее соблазнами время, о котором Спаситель Христос сказал: «Внемлите же себе, да некогда отягчают сердца ваши объядением и пьянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той: яко сеть бо приидет на вся живушия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобиться убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим» (Ев. Луки зач. 107).
Т.С.Тулупов
Путь жизни
|