Мы живем в сложное время. Сложное потому, что мир, окружающий нас переживает стремительные перемены. Соблазны вокруг нас умножились и умножаются, превращаясь в общий преобладающий фон нашей жизни. Сложное потому, что в этом мире конкуренции и рыночных отношений очень трудно стало жить не только православному христианину, но и любому человеку, обладающему определенными нравственными ценностями и желающему их сохранить.
Долгие годы безбожия принесли свои ужасающие плоды: межнациональная вражда, бесстыдство власть имущих, цинизм торжествующего ворья, немощный народный образ и умирающая культура, распадающиеся семьи и обездоленные дети, отравленная земля и испоганенные реки. Наша страна уже превратилась в сырьевой придаток цивилизованного запада, а взамен нефти, леса и металла нам везут сникерсы, отравленные напитки, порнопродукцию, радиоактивные отходы.
Казалось бы, пора уже людям понять, что мы неотвратимо идем к погибели, что образно выражаясь, ветер потопа свистит во все щели нашей европейской хижины. Однако люди, похоже, больше всего страдают от недостатка памяти и воображения.
Это о нашем времени пророк Осия говорит: «Будут есть и не насытятся, будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу. Блуд, вино и напитки завладели сердцем их».
Сложность нашего времени состоит еще в том, что мы с вами являемся свидетелями необъявленной идеологической войны, которая ведется за души человеческие. Современному, духовно одичавшему человеку, предлагают соблазнительные учения. Бесы, принимающие вид Ангела Света шепчут помыслами, декламируют с трибун стадионов, кричат всеми СМИ: «Человек – вот наш Бог!», «Будете как Боги, будете выше Бога!»
Прямой обязанностью Церкви является борьба за каждую человеческую душу, за каждую «заблуждшую овцу». Старообрядческая Церковь, к сожалению, является более свидетелем, чем участником этой войны. Она, изнеможденная предшествующими гонениями и преследованиями, похоже, уже и не претендует на свою избранность и истинность, как будто смирилась с положением вечно гонимой и уже не способна воевать. Получается, что самые стойкие, самые верные чада Христовой Церкви брошены на произвол судьбы. Практически не ведется регулярной просветительской и образовательной деятельности, иссякла благотворительность, потеряно доверие. Самостоятельно же человек далеко не всегда выходит на правильный путь. Ему обязательно нужна помощь и поддержка в поисках пути спасения, в формировании его отношения к окружающему миру сообразно христианскому мировоззрению. А потому вместе с Апостолом Павлом: «Молю Вас, Братие, щедротами Божиими – не сообразуйтесь веку сему, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.» (Рим. 12.1-2) Это значит – не почитайте образцом или первообразом для ваших воззрений и убеждений идеи и учения людей нашего века, кто бы они ни были, а особенно утративших целостность и чистоту веры Христовой; не ставьте законами для себя новые обычаи века, противоречащие Божественным заповедям; не увлекайтесь современными удовольствиями, льстящими чувственности: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся» (2Тим.2.23); не стыдитесь мыслить, говорить и действовать истинно по христиански; не бойтесь ни упреков, ни порицаний, не гонитесь за веком – будьте самостоятельны.
Для каждого образованного человека-христианина одной из естественных задач является такое усвоение им истин своей веры, которое предполагает не только знание их, но и возможность их раскрытия и обоснования перед лицом каждого вопрошающего. Христос заповедал: «Идите и научите все народы», а потому «Будьте всегда готовы, - как наставляет нас Апостол - всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостию и благоговением» (1Пет.3.15.).
Современная свобода вероисповедования – это едва ли не последний шанс сохранения и возрождения Церкви. И именно от Вас, молодых христиан, зависит во многом, как долго будет терпеть на нас Господь, как долго продлится наше земное существование.
Исторический момент, в который мы проживаем, ставит перед нашим народом вопрос о самоопределении, самоидентификации, выборе своей позиции в отношении религии – выборе веры соответственно. Перед нами, старообрядцами, встает великая миссия возрождения древнего русского Православия – красивой совершенной богодухновенной и незаслуженно забытой традиции, как основной альтернативы в этом выборе. От того, с каким усердием, воодушевлением и энтузиазмом вы возьметесь за образовательную, просветительскую, созидательную деятельность зависит судьба нашей Церкви и нашего народа. И главной силой, способной выполнить эту миссию я вижу именно в старообрядческой молодежи.
В нашей Церкви создан Молодежный отдел, который призван координировать и направлять молодежный потенциал для исполнения означенных целей. Одним из первых мероприятий, намеченных этим отделом, является проведение епархиальных, а затем общероссийского молодежных съездов.
Главная задача этих съездов – выявить молодых, образованных, талантливых людей с тем, чтобы их творческий и интеллектуальный потенциал максимально использовать для поднятия авторитета нашей Церкви, и создания условий для ее полноценной жизнедеятельности.
Хочется пожелать Вам, молодое поколение, внести достойный вклад в дело проповеди Слова Божия и каждому из вас найти применение своих талантов на ниве Христовой во славу и процветание древлеправославной Церкви.
И да будет с вами мир и Божие благословение.
Смиренный Андриан
Митрополит Московский и всея Руси.
Остров Веры, 2004, № 2-3
|