Спим мы все, братие, не только молодые, но и старики. Бог землетрясениями, ураганами и разными бедствиями напоминает о приближении Страшного Часа, но все же пребываем в спячке. Неужели и Страшный всемирный Суд застанет нас спящими? Невольно вспоминаются слова Священного Писания: «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб его же обрящет бдяща, недостоин же паки его же обрящет ленящася».
Разбудить всех невозможно, но разбудить хотя бы некоторых, а, главное, самих себя.
С пробуждением интереса к забытой старине необходимо возродить интерес к основам древлерусского благочестия. Ведь сейчас забыты все требования благочестия. «Возлюбиша мир и яже в мире. Похоть плотскую, похоть очес, гордость житейскую» (Послание Иоанна Златоуста).
Вот мы называемся староверами, но наша наружность свидетельствует о противоположном. Часто отвечают: «Надо в душе хранить заветы благочестия». Но это лишь изворот. Твоя нечестивая наружность насильно напялена кем-то на тебя, или твое собственное желание? Понятно, что не насильно, а исходит от твоей воли, от твоей приверженности всему новому и развращенному. Наружность твоя ясно обличает пустое внутреннее содержание. На тебе мундир не Христова воинства, а антихристова. При встрече с таким «старовером» сжимается сердце от горечи, — «что же у тебя старого, зачем ты называешься старовером?»
То же можно сказать и о староверках. Они не только потеряли заветы староверия, но и всякий стыд. Их невозможно отличить от торгующих своим телом «Самый наряд твой наглый и убранство твое безстыдное изобличают тебя, и ты не можешь уже считаться в числе отроковиц» (священномученик Киприян, часть II, стр. 134).
«Изысканность одежд и украшений, обольстительные прикрасы лица свойственны одним только непотребным безстыдным женщинам, и ни у кого почти не бывает убранства дороже, как у тех, у кого дешев стыд»
.
Как может быть со Христом тот, кто стыдится или побоится принадлежать Христу» (он же).
Если стыдно на улице показать себя христианином перед развращенным миром, то зачем же ты являешься в моленную и на христианские собрания и съезды в антихристовом виде?Что здравого может быть от таких совещателей?
Вам, забывшим старые отеческие обычаи и возлюбившим модное безстыдство, привожу слова нестароверов: «Соблюдая уставы церкви и обычаи, унаследованные от предков, русский человек должен соблюдать внешний свой облик, которым он отличается от других народов. Главный облик, отличающий один народ от другого, есть одежда и язык. Тот народ устойчив, который неизменно хранит свои добрые обычаи, язык и одежду. Перемена одежды, погоня за модой обезличивают народ. Перемена покроя одежды разделила русский народ на части: отделила богатого от бедного, городского жителя от сельского. Городские сословия, оставив старую русскую одежду, стали оставлять с тем и старые добрые обычаи и святые уставы. Одетому в иностранную одежду показалось уже неприличным стоять там, где стоят в русской одежде: он стыдится полагать на себе крестное знамение как следует и как это делает русский народ по душе и по одежде. Он перестал являться в церковь, оставивши соблюдение этого устава простолюдину, он не хранит постов, потому что за границей нет этого обычая... Храни заветы старины и не забывай мудрого изречения, что той земле не устоять, где начнут уставы ломать» (журнал «Церковь»).
То же говорит и Н.И.Успенский: «Посмотрите на молодежь, которая пренебрегши образом жизни своих отцов, время проводит в безделье. Все силы и способы она употребляет, чтобы отличиться хорошим тоном, искусно одеться, блеснуть комплиментами, никогда ничего не делая, ловко заняться пустяками. Не имея внутреннего достоинства, они по наружности своей нарядные болваны... Таких людей вы везде встретите и на улице, и на всяком публичном гулянье».
Преподобный Феодор пишет: «Каждый о себе дает знать собственным своим видом». И Василий Великий говорил, что «на христианине в самом одеянии положена какая-то отличительная печать».
Часто говорят: «В старину жили по-своему, а мы теперь живем иначе, по закону моды». Вот в том-то и дело, что люди совершенно забыли об обязанности христианина жить не по духу времени, а согласно Писанию.
Вот почему в заключение считаю нужным привести слова Василия Великого: «Не должно обращать внимания на людей, а соображаться с евангельскими заповедями, которые не переменяются ни со временем, ни с обстоятельствами дел человеческих, но всегда те же, и как произнесены нелживыми и блаженными устами, так и останутся вечно, а люди подобны облакам, которые с переменою ветров носятся туда и сюда по воздуху».
Гавриил Евфимович Фролов.
дер. Раюши. (Эстония).
|