Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Мар-29, 10:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Фролов Г.Е., федосеевский наставник

Фролов Г.Е., федосеевский наставник, иконописец. О покаянии

Редкие удары колокола зовут христиан в храмы. Великий Пост на исходе. Дни Великого Поста - дни покаяния, врачевания греховных язв души, Но мы не радим об этих язвах. Не обращаемся к Врачу Небесному, Который ждет нас с великой любовью и благостию. 

Покаяние есть врачество, уничтожающее грех. Оно дар небесный, чудесная сила. „Нет подлинно, нет ни одного греха, который бы не покорился и не был препобежден силою покаяния" — говорить Иоанн Златоуст.

 

Преподобный  Феодор   Студит   в своем слов „Еже не отчаятися в своих ради грехов Божия милости"   говорить:    „Тем  же   никто же никогда же  не отчаен   себе.    Но потщимся покаянием достигнути спасения.  Того  ради, 6paтие, бодреливейше  будем  и благонадежно  веруем, яко  аще   Бог   и   в   пучину   грехов   впадшая безмерным   человеколюбием помилова,   и призывает   и спасает,    кольми   паче   нас   corрешающих Ему спасет".

 

В притче о блудном сыне Исус Христос указал нам, как Отец Небесный ждет раскаяния заблудших. 1 марта Церковь отмечала память св. Евдокии. „Прокажена душой и грехом, язвы греховныя безчисленны", — такова была Евдокия до раскаяния. Среди греховного миpa, среди разврата проводила она дни свои. И вот, услышала чтение старца Германа о душевном спасении. И воспрянула душа ее. Развратная блудница вернулась ко Христу.

 

Обращение Марии Египетской и другие примеры дают нам утешение. Господь ждет нашего обращения.

 

В чем состоит сущность этого обращения?

 

Приступая к доброму врачу, говорить Ефрем Сирин, принесем слезы, как наилучшее врачевство. Врачу угодно, чтобы каждый собственными силами врачевал себя и спасался, а не невольно (простое разрешение духовного отца) претерпевал спасение.

 

Нил Синайский, черноризец, пишет о кающихся: „И скорбь, бывающую о гресех,  и толчение чела, и биение персей, и коленопоклонение и руковоздеяние от болезни... и сетованный о гресех глас и воздыхание из глубины сердечныя... и плачевное рыдание, и капли слезныя, и помыслы плачуща, и совесть с болезнию вопиющу. От всех же сих, их же прежде рекохом, со всеми сими приемлет Бог и уста, по Давыду глаголющу, согреших Господу моему, злое сотворь пред Ним".

 

Вспомним о раскаянии царя Давыда: „Утрудихся воздыханием моим измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу".

 

Блаженный   Августин   говорит:    „Посему  кто плачет о грехах своих, тот в слезах своих приносить Богу, как благоприятную жертву пот своего сердца и кровь своей души".

 

В основании таинства покаяния   лежит самоосуждение. Бог лучше принимает покаяние от того, кто со смирением и сокрушением сердечным кается, нежели безвинность теплого   и ослабевшего христианина.

 

Наша молитва покаянная должна   быть смиренна. „Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно Бог   не уничижит".

 

Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Кратка была молитва мытаря: „Боже, милостивый буди мне грешному". Вот и все. Он стоял у притвора храма, рядом с нищими, не смея поднять глаз, от сознания своей слабости. И этим была показана сила смирения и покаяния. Мытарь чувствовал себя нагим пред Господом, бесконечно малым и ничтожным. Даже общие молитвы он не осмеливался произносить. И мытарь был оправдан. Молитва его была услышана.

 

Подобного же смирения ждет и от нас Христос. Выжмем  себя покаянием,   чтобы не утратить нам благодати   прощения,   как настоящей своей краски    Выжимание есть тщательное отложение противного. Ибо, таким образом наведенный на нас цвет,   закалившись  в душах наших,   не сойдет уже     Тщательно   изрой   себя слезами, предайся   смирению  и сократи   себя во всем".

 

Итак, исповедь должна исходить от чистого сердца. Но мало сердечного сокрушения, слез и молитв. Нужно и исцеление от гpеxa

 

В чине исповеди в Большом Потребнике на первой странице говорится: „Аще кто придет чистым сердцем каятися грехов своих, истинно обещеваяся к тому не творити зла и Господь наш Исусъ Христос, Сын Божий, такова сотворить свята».

 

И в Малом Потребнике в конце исповеди вопрошается: „Имееши ли сложение в мыслях и усердие сердечное, исправитися во исповеданных тобою гресех? И обещавши ли ся Богу, потом тех не творити"?

 

„Кто не оставляет греха, тому нет веры в том, что раскаивается и он не принимается в число кающихся: ибо покаяние состоит в том, что согрешающий раскаивается в чем согрешил, и скорбит об этом, а пребывающему в грехе нельзя верить, что он раскаивается и скорбит, но услаждается грехом (Толков. И. Зонара на 39 прав. св. Василия Beликого).

 

Истинное покаяние есть исцеление души. Мы должны облечься в ризу нову, в одеяние светло. Мы несем список  своих грехов,   но зачем Богу этот список, если в глубине души мы не страдаем. Мы идем на суд, а не за разрешительным билетом. Ефрем Сирин восклицает: „Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Когда видишь кающагося и снова согрешающего, то разумей, что он не пременился в уме своем. Признак же приносящаго твердое покаяние - образ жизни собранный и суровый,  очи и ум всегда устремленные к вожделенному Иcycy Христу с желанием по благодати Христовой стать новым человеком". (Слово Ефрема Сирина т. IV стр. 195).

 

Мы видим, что прощение дается тому, кто обещается пред Господом пресечь порядок прежней жизни не устами, но делом, насколько достанет силы. Не будь пресечения, тогда не может быть и прощения.

 

В каком случае отпускаются душевные грехи—спрашивает св. Василий Великий в письме к Амфилохию? — „Когда добродетель, возобладав душою и всецело оградив ее своими уроками, произведет в ней отвращение от противоположного расположения. Кто так расположен вследствие навыка, тому могут быть отпущены прежние неправды.. Для того может быть полезна и благодать прощения». Далее он же говорить: „Премудрый Досмотритель нашей жизни хочет, чтобы жившие во грехах и потом дающие обет восстать к здравой жизни, положил конец прошедшему, и после содеянных грехов сделал некоторое начало, как бы обновившись к жизни чрез покаяние".

 

Итак, мы видим, что для истинного покаяния одного сознания грехов недостаточно. Нужно принести искреннее раскаяние в прошлом, нужно иметь твердое намерение вести в дальнейшем жизнь добродетельную. Истинное покаяние - „еже к тому не согрешати".

В книге Альфа и Омега в слове о покаянии, глава 34 говорится: „Покаяние не суть полезно, аще кто не имеет грехи омерзети и престати от них".

 

Наружное покаяние не цельбу приносит, а погибель. По словам Ефрема Сирина, таковым не только не отпускается, но прилагается еще грех, потому что лицемер „посмевается самому Богу".

 

„Яко же не по лепоте глаголющие Бога человеколюбива быти и не мучити никого же, паче же христианина и сего ради грех не хотящие отсецати, но без боязни ходяще, Господа лжа наричут и якои се велико коварство сатанино, еже влагати человеком паче подобия Бога человеколюбива нарицати, за еже нерадити и без боязни согрешати, и тако всех во свою погибель привлеши".   (Никон Черноризец л. 225).

  

Нужно, для того, чтобы наше раскаяние было принято, отступит от лукавого пути. Но многие из нас слова Писания, говорящие о милосердии Божием и сказанные, чтобы не приводить людей в отчаяние, взяли в напутствие к пороку. Многие из нас, отвергши тесный путь, идут широким путем разврата, в надежде на одну внешнюю форму исповедания, без отречения от гpеxa. Такие люди забывают, что Бог благ, но и правосуден, как говорит Василий Великий. А правосудному свойственно воздавать по достоинству: „ублажи, Господи, благия и правыя сердцем, уклоняющаяся же в развращение отведет Господь с делающими беззаконие". (Псалом 124). Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано любит милостыню и суд Господь. „Милость и суд воспою Тебе, Господи" (Псалом 100).

 

Ибо сказано - „блаженни милостивии, яко тии помиловани будут". Видите, как разсудительно употребляютъ милость, ибо милостив Господь и праведен. (Псалом 114) Посему не будем знать Бога вполовину и человеколю6ие обращать себе в повод к лености (Василий Великий ч. V, стр   84).

 

Исидор Пелусийский говорит: „не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие в ожидании прощения, сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив". (Т. I, письмо 623).

 

Итак, принесем же свою горячую молитву и слезами раскаяния смочим греховные язвы нашей души. „Се ныне время благоприятное, се ныне время спасения." Для нас отверста дверь покаяния. Постараемся же в нее войти, пока она не затворена. Мы не знаем, в какой час Небесный Врач затворит дверь Своего врачевания. Будем бодрственны. Приступим к исцелению греховных язв.

 

Закончу словами Иоанна Златоуста: „Итак, обратимся от пути, по которому блуждали мы. Ибо придет час, когда кончится позорище света сего. И не будет уже времени для подвигов Настоящее время есть время покаяния, будущее - время Суда. Встаньте, умоляю вас, встаньте. Жили мы по плоти, станем же, наконец, жить и по духу. Жили в удовольствиях, решимся пожить и в добродетелях. Жили в нерадении, поживем теперь и в покаянии".

 

И Бог, видя наше усердие, отпустить нам согрешения наши. Ему же честь и слава и ныне и присно и во веки веком.   Аминь.

 

Г. Е. Фролов.

Март, 1930 г.

  

 

Гавриил Ефимович Фролов (1854-1930) - иконописец, основатель школы иконописи в с.Раюши (Эстония), наставник федосеевской общины, знаток знаменного пения, автор многочисленных статей и поучений. Наш сайт рассказывал о нем в статье "Андрей Рублев ХХ столетия" и публиковал его статью "Заветы старины".

Категория: Фролов Г.Е., федосеевский наставник | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 1338

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz