Книжница Самарского староверия Понедельник, 2024-Ноя-25, 17:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Лубок [2]
Плетение лестовок [0]
Резьба по дереву [6]
Фарфор [1]
Шитье, вышивка [4]

Главная » Статьи » Прикладное искусство » Шитье, вышивка

Сулейманова Н.И. Художественные ткани из ризниц Иргизских монастырей.

Одной из интереснейших частей собрания Пугачевского краеведческого музея можно считать коллекцию художественных тканей. Она насчитывает 105 единиц хранения. Около 90 предметов - церковного назначения и облачения священнослужителей.

 

Основная часть коллекции сформировалась в 1919 и 1925 годах за счет поступлений из ризниц Иргизских монастырей: Спасо-Преображенского, Средне-Никольского и Нижне-Воскресенского.

 

Во время правления Екатерины Великой староверам, спасавшимся за веру в Польше, было разрешено заселяться на беспредельных заволжских степях. Иностранные колонисты осели на берегу р. Волги, а староверы облюбовали приток Волги - Большой Иргиз.

 

Первые поселенцы застали развалины золотоордынских мечетей, что и послужило поводом к наименованию основанной ими в 1764 г.слободы Мечетной (с 1836 - город Николаевск, с 1918-город Пугачев)

 

Скоро    на    Большом    Иргизе    возникли    скиты,    которые впоследствии   превратились   в    крупные    монастыри - духовные центры староверов так называемого беглопоповского согласия.

 

Первым завел скит на Иргизе в 1763г. старовер Авраамий. Он обосновался в тридцати верстах от Волги, на полуострове под названием Медвежий  Гай, образованном Иргизом и Монастырским озером. Иноки жили в землянках, расположенных в лесной глуши.

 

Несколько выше по Иргизу независимый скит образовал другой выходец из Польши, иеромонах Пахомий. Он пришел вместе с семнадцатью иноками. Их кельи стояли на ровном лугу, который с одной стороны омывался Иргизом, а с другой – Камышовым озером.

 

Инок Исаакий образовал скит, который находился выше  по Иргизу, в 7 верстах от Пахомиева   скита, на - Старицком Юру. С группой иноков он занял заросший чернолесьем полуостров между Иргизом и озером Калач.

 

Эти скиты со временем превратились в богатые старообрядческие монастыри. Авраамий скит стал Нижне-Воскресенским монастырем, Пахомия скит-Средне-Никольскщ Исаакия скит-Спасо-Преображенским.

 

На Иргизе были и два женских монастыря- Вознесенский и Покрово - Чагринский.

 

Иргизские монахи были ревнителями и строгими хранителями древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с 18 века только на Иргизе имели право принимать беглых попов и подвергать их «исправе». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда. В монастырях было сосредоточено огромное богатство- золотые и серебряные оклады на иконы, много было икон древнего письма, библиотеки, состоящие из рукописных и старообрядческих золотные и серебряные облачения священнослужителей.

 

Иргизские монастыри владели большим количеством земли, что давало им возможность вести в широких размерах сельское хозяйство.                  

 

В годы правления императора Николая Первого государственная политика в отношении староверов резко ужесточилась.Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие.

  

В 1919 г. они были закрыты, монастырские храмы разрушены. Уцелевшие     реликвии:     книги, церковная     утварь,     облачения священнослужителей были доставлены в только что открывшийся Пугачевский музей местного края (март 1919г.)

 

В ризницах иргизских монастырей хранились богатые церковные одежды. Ткани церковного обихода до сих пор поражают людей   своим богатством и разнообразием.         

 

В фондах нашего музея много фелоней (риз)* сшитых из китайского шелка, хранятся ризы из французского штофа**. Наиболее ценной в то время считалась парчовая ткань. В описях церковной утвари ризницы Средне-Никольского монастыря облачения из парчовой ткани записаны на первом плане, как наиболее ценные и примечательные : «риза из парчи на золоте, около борта оплечья и оподолья обложены двувершковым золотым гасом.*** Крест и звезда из вершкового гаса, подкладка розового цвета, коленкоровая».

  

Гордостью нашего музея является риза, вышитая и подаренная в Средне-Никольский монастырь Екатериной П.В описях церковной утвари этого монастыря эта риза значится под номером 1 «риза парчовая на золоте с голубыми бархатными оплечьями, с вензелем «БГБ», по оплечью и оподолью обложены полуторовершковым золотым гасом с крестом из такого же гаса и звездою золотого битья, с розовой коленкоровой подкладкой». Эта риза показывает искусство золотошвейниц.    Мастерицы умело использовали золотые и серебряные нити разного качества.: пряденье, скание, канитель, трунцал, бить. Оплечье фелони украшено золотым шитьем 18 века. Весь фон расшит блестками, оподолье расшито шелком.

 

В экспозиции нашего музея находятся:  фелонь, поручи, епитрахиль****, воздуха*****, вышитые серебряными нитями.  Красив воздух из красного бархата-крест, копие и трость, шитые золотом, весь воздух вышит серебряными нитями, обложен серебряным глазетом*****, с золотой бахромой и 4-мя золотыми кистями, подкладка из зеленой тафты. Историческую ценность представляют и другие воздуха.  

 

Прекрасно изготовлены две палицы******, вышитые серебряными нитями и сканью, узоры по середине отделаны светлой бахромой.    

 

Головным    убором    высшего    духовенства    является    митра. Достойное место она занимает в коллекции нашего музея. Сшита митра из белой парчи, украшена вышивкой из серебряных нитей: иргизские монахини использовали при шитье и жемчуг. Особого великолепия    достигло    жемчужное    шитье    на    облачениях духовенства и иконах. Примером может служить оклад к иконе Казанской Божьей Матери, хранящейся в фондах нашего музея.

 

Описанная     коллекция    является     произведением    искусства, показывает    безупречный    художественный    вкус    иргизских мастериц. Имена мастериц нам, к сожалению неизвестны. Данная коллекция требует не только бережного и внимательно отношения,   но  и  умения  определить   стиль   вещей,   выяснить    особенности технических приемов.

 

В настоящее время на территории Спасо-Преображенского монастыря находится пансионат «Пугачевский», в Нижне-Воскресенском - несколько десятилетий находилась больница для душевнобольных.     На     территории     Средне-Никольского монастыря в 20-х годах XX в. была образована коммуна МОПР, позже - отделение колхоза «Родина».

 

С 1997 г. монастырь восстанавливается. Восстановлен храм во имя святителя Николая Чудотворца и двухэтажное келейное здание. В 2001 г. был первый постриг монахинь Свято-Никольского монастыря.

 

*фелонь (риза) – длинная одежда священнослужителей без рукавов, с отверстием для

** штоф – плотная шелковая ткань с разводами

***епитрахиль-принадлежность облачения священника, спускающаяся спереди до низу полоса ткани, надеваемая на шею во время богослужения.

**** воздух-пелена для покрытия сосудов

***** глазет - парча с цветной основой и гладким золотым канительным утком.

******палица-четырехугольный платок в виде ромба.         

 

 

 Нурия Ибрагимовна Сулейманова - директор Пугачевского краеведческого музея.

Категория: Шитье, вышивка | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 1767

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz