Русский Север издавна славился изделиями народного художественного творчества, и в частности, ткачеством и вышивкой. Эти традиционные женские рукоделия процветали и в Выго-Лексинском общежительстве. Об одной из первых лексинских мастериц — слепой старице Евфимии — сообщал еще Иван Филиппов: она "к рукоделию неленостно прилежаше, всегда пряслицы приседяше, днию и нощию прядяше и нити сучаше на братство" (1).
Более подробные сведения относятся к 80-м гг. XVIII в. Посетивший Выго-Лексинское общежительство автор небольшой заметки, появившейся анонимно в журнале "Зеркало света" за 1786 г., отмечал, что "упражнение" женщин "состоит в зимнее время в пряже, тканье, в вышивании золотом и серебром" и что девочек на Лексе обучают шить золотом и шелками (2). Академик Н.Я.Озерецковский, которому удалось увидеть и сами изделия, записал в своем "Путешествии": "Монастырские белянки летом отправляют всякую полевую работу, жнут хлеб, косят сено, чистят лен и конопли, а зимою занимаются прядением льна, ткут холсты, вышивают золотом и серебром башмаки, перстчатки, повойники и шапки на продажу..."(3).
В XIX в., по наблюдению В.Г.Дружинина, особенной популярностью в обители пользовался тамбурный шов (4). Вышивались предметы церковного обихода: пелены, покровы, лестовки. Из сохранившихся описаний внутреннего убранства соборных часовен явствует, что выговские храмы украшали также вышитые изделия, и по аналогии с иконами можно предположить, что частью это были изделия лексинских мастериц.
Значительная доля женских рукоделий была предназначена для внешнего мира. В самой обители уставом разрешалось ношение одежды только "смиренного обычая" (из черного сукна или крашенины), не допускающего ярких цветов, излишеств и украшений. Как и в случае с чересчур "мирскими" берестяными туесками, устав для Лексинской обители специально оговаривал, что "кружев и плетений вязбеных (т.е. вязаных) и прочих непотребных украшений отнюдь не покупать и не делать самим постницам, под великим запрещением" (5).
Изготовлявшиеся для мирян бумажники, кисеты, подвязки, гайтаны, перчатки, обувь и головные уборы шли на продажу (в том числе и на знаменитую шуньгскую ярмарку) и приносили общежительству изрядный доход. Вкусы потребителей, без сомнения, вносили определенные коррективы в строгие статьи выговских уставов: искусно выполненным изделиям лексинских мастериц отнюдь не была чужда изысканная и яркая цветовая гамма (вспомним хотя бы о шитье золотой и серебряной нитью). Насколько ценились эти изделия, очевидно из сохранившегося в архиве письма Ивана Андреевича Смотрягина, отправленного им из Тихвина 1 мая 1772 г. Он пишет своей лексинской "доброжелательнице" Ксении Михайловне: "Покорно прошу для меня пожаловать постаратся купить там у вас хорошенкова писания на беленкой бумашке и в надлежащем книжном переплете Месяцослов всего лета... А буде что останетца (от денег. — Е.Ю.), то прошу купя у вас же на все те денги ткачества вашего гойташик позолотистия..."(6)'
В настоящее время в обширных коллекциях музеев России лексинская вышивка как таковая не выделена. С одной стороны, изделий старше середины XIX в., т.е. датируемых временем, совпадающим с периодом работы лексинских мастерских, сохранилось не так уж много. Но с другой стороны, прекрасно известны более поздние вышивки близлежащих Заонежья и Пудожья, на которые не мог не оказать влияния такой крупный центр народных художественных промыслов, как Выго-Лексинская обитель. Продолжение этих традиций можно увидеть и сегодня — в продукции работающей здесь же, в Медвежьегорске и Шуньге, фабрики "Заонежская вышивка".
Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Вышивка, ручная работа, швы "настил", "набор", "роспись". Материалы: льняной домотканый холст, хлопчатобумажные, шелковые разноцветные нити, серебряная металлическая нить
Примером такого влияния может служить уникальный подзор середины XIX в. с изображением популярных в выговском искусстве птиц Сиринов и Алконостов (7). Подобные богато расшитые подзоры входили в состав приданого, были дорогими подарками. Наподобие узорных изразцов с сюжетными рисунками, подзоры были заметным декоративным элементом интерьера крестьянских домов.
Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Фрагмент
В центре многофигурной композиции помещено пышное древо-куст, усыпанное цветами и плодами, на котором разместились обращенные друг к другу парные Алконосты в венцах, с цветами в руках. По сторонам от центрального мотива симметрично размещены крупные изображения птиц Сиринов с женскими ликами. В верхней части между фигурами Алконоста и Сирина изображены значительно уменьшенные по сравнению ними фигурки человечков, детально переданы их одежды — короткие плащи-накидки, облегающие панталоны, головные уборы с длинным пером, трости. По сторонам центральной группы, связанной одним сюжетом, вышиты крупные фигуры своеобразного рисунка, напоминающие двуглавые зооморфные формы. Гипотетически их связывают с народным "культом рожаниц". По фону размещены мелкие фигурки птиц и растительные мотивы, чередование которых образует также кайму изделия.
Птицы Сирины. Выговский рисованый лубок
По технике исполнения, по набору орнаментальных фигур этот подзор - типичный образец крестьянской вышивки, характерной для Олонецкой губернии. Особенным его делает центральная часть композиции — дерево с парными райскими птицами в точности воспроизводит выговский настенный лист "Птицы Сирины" (8).
А если точнее: перед нами вышитый на ткани лубок. В произведениях выговских художников находим аналогии и помещенным на подзоре отдельным изображениям птиц Сиринов и человеческих фигурок: путники, завороженные сладостным пением райских птиц, и люди, пытающие разрушить их чары шумом и пушечными выстрелами, изображались на настенных листах — подробных иллюстрациях легенды о птице Сирине (9). По всей видимости, вышивальщица держала перед собой лубок и включала его образы в свое творчество, размещая их среди мотивов, традиционно украшавших полотенца, подзоры, рубахи и другие предметы, и близких ей с детства.
1 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С.361.
2 Зеркало света. 1786. С. 44, 43.
3 Озерецковский Н.Я. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому. Петрозаводск, 1989. С. 177.
4 Дружинин В.Г. К истории крестьянского искусства XVTTI - XIX веков в Олонецкой губернии (Художественное наследие Выгорецкой Поморской обители) // Известия АН СССР. Серия 6. 1926. Вып.15 17. С. 1489.
5 Барсов Е.В. Уложение братьев Денисовых // Памятная книжка Олонецкой губернии за 1868- 1869 гг. Петрозаводск, 1869. Ч. 3. С. 109.
6 РГБ. Собр. Е.В.Барсова. № 187. Л. 192 об. - 193.
7 Каталожные сведения: Птицы Сирины и Алконосты. Подзор. Олонецкая губерния, середина XIX в. Вышивка, ручная работа, швы "настил", "набор", "роспись". Материалы: льняной домотканый холст, хлопчатобумажные, шелковые разноцветные нити, серебряная металлическая нить — "бить" в деталях. 40 х 169. Поступил в 1904 г. из Архангельской губ. ГИМ 42346 (ОТ) 11. Литература: Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М., 1982. С. 237. Табл. 90, 92.
8 Русский рисованный лубок конца XVIII — начала XX века. Из собрания Государственного Исторического музея /Составитель и автор текста Е.И.Иткина. М., 1992. С. 94. Кат. 21. См. также воспроизведение этого лубка в настоящем издании. (Следует отметить, что настенный лист называется "Птицы Сирины", но, судя по иконографии, здесь изображены Алконосты — именно эти птицы писались с руками.)
9 Русский рисованный лубок... С. 77-79. Кат. 16 - 18.
Л.В.Ефимова, Е.М.Юхименко
|