Книжница Самарского староверия Понедельник, 2020-Июл-13, 19:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Лубок [2]
Плетение лестовок [0]
Резьба по дереву [6]
Фарфор [1]
Шитье, вышивка [4]

Главная » Статьи » Прикладное искусство » Шитье, вышивка

Мошнина Т. Рукоделие в старообрядческой среде (вторая половина XIX - первая половина XX вв.)

Известно, что староверы были хранителями древностей не только в вопросах веры, но и в быту. Еще в середине XIX века они твердо придерживались древних традиций и в рукоделии. Начиная с этого времени во всех видах рукоделия, распространенных в старообрядческой среде, стали происходить определенные изменения

 

Ткачеством, шитьем, вышиванием, плетением кружев занимались женщины и в нестарообрядческих семьях, тогда как подрушники шили и лестовки мастерили только староверы. Но во всех перечисленных видах рукоделия и характере последовавших изменений были свои специфические черты. Общая линия изменений, происходивших в течение приблизительно ста лет, - это постепенный отход от традиций, их утрата или замена символических значений, упрощение, и в конечном итоге,  зачастую забывание самого ремесла.

 

Ткачество дольше всего сохранялось в сельской местности. Несмотря на то, что покупные, фабричные ткани считались признаком обеспеченности, в деревнях в основном носили самотканую одежду; полотно для простыней, рушников тоже ткали сами. Приданое в виде одежды и постельного белья девочки начинали готовить с 7-8 лет, т. к. это было большим подспорьем в семейной жизни, когда на рукоделие остается не так много времени. Если заготовленное в течение нескольких лет «добро» в результате пожара, кражи или по другим причинам пропадало, то бедная семья иногда по нескольку лет не могла возобновить утерянное, и члены семьи спали без простыней и имели по одной смене одежды. Вплоть до середины XX века ткачеством на селе еще занимались. В городах уже широко пользовались фабричными тканями, самотканы же использовались, если изделие собирались украшать вышивко» Но появление к этому времени в городах альбомов с узорами вышивки, а позже и канвы для вышивания, привело к тому, что использование самотканой материи стало не столь необходимым постепенно сошло на нет.

 

Шитье на селе оставалось ручным, тогда как в городе мало-мальски обеспеченная семья старалась обзавестись швейной машинкой (чаще всего - «Zinger»). Швейная машинка по тем временам стоила тих денег, иногда ее давали за невестой в качестве приданого.

 

До сих  пор ручное шитье используется, если шьют погребальную одежду для умершего  человека. В этом случае шьют швом назад, не связывая узлов. Вероятно, когда-то это было предосторожностью, для того чтобы шитье погребальной одежды не повлекло за собой новых смертей - родных умершего или портнихи. Сам же покрой традиционной погребальной одежды сохранялся строго и до сих пор не изменился, в отличие от тканей, из которой ее шьют.

 

Повседневная народная одежда на территории Латвии забывалась очень быстро. В конце XIX века народную одежду на селе еще носили, в городе же она использовалась только в праздничные дни. В 30-е годы в Латвии вырос интерес к своим истокам, традициям, в частности и к народной одежде, которую молодежь стала надевать по праздникам, в дни русской культуры. Однако, «возобновленные» традиции оказались не русскими, а украинскими. Лучше всего это показывают покрой и вышивка женских рубах этого периода - короткие рукава рубах, вышивка по всему рукаву. Каким точно образом произошла замена русского фасона рубах украинским, сказать сложно. Возможно, подробное исследование сможет прояснить этот вопрос.

 

Вышивка также претерпевала значительные изменения. Если в середине XIX века использовалось много стилей вышивания, а рисунок был традиционным, то к середине XX века основными способами стали шитье гладью и болгарским крестиком, а рисунки копировали не с бабушкиных рушников, а с печатных альбомов.

 

Как пишет И. Н. Заволоко [1], в XIX веке были распространены Двусторонний шов, шов крестиком, шов набором, шов по вырези, шов по перевити или по намету и шов тамбуром (самый поздний из перечисленных). В Латвии последние известные экземпляры полотенец, выполненные этими способами (кроме швов крестиком и набором), относятся к концу XIX - началу XX века.

 

Если в начале обозначенного периода вышивали преимущественно красным и синим (или черным) по белому или красному [3], то в середине  XX века цвета стали использоваться самые разные, причем не всегда сочетавшиеся между собой. Как известно, красный цвет в вышивке был символом огня и выполнял защитную

цию [4]. Использование одного-двух цветов в вышивке создавало   впечатление порядка, гармонии. Многоцветие в традиционой вышивке эту гармонию, несомненно, нарушало.

 

В середине XIX века сохранялись и различные виды геометричесской вышивки, и сюжетная вышивка.  Интересно, что вещь, предназначенная для церкви, отличалась от той, что была предназначена для дома. В «домашней» вышивке наиболее полно сохранились дохристианские сюжеты и образы.

 

Как известно, в древнерусской сюжетной вышивке бытовали всего два основных сюжет самых различных вариациях - это женская фигура в центре, с двумя всадниками по краям, и Мировое древо с животными или птицами, изображенными по обе стороны от него. Женская фигур могла срастаться с деревом, порой полностью превращалась в дерево или цветок. Специфика такого вида рукоделия как вышивка в том, что вышивальщицы должны были как можно точнее воспроизвести рисунок, иначе вышивка могла просто не получиться (речь идет, прежде всего, о счетной вышивке) [6]. По этой причине дохристианские сюжеты и мотивы вышивки сохранялись почти неизменными вплоть до конца XIX века. Однако, вышитые рушники, где явно просматривалась языческая символика,  использовались только дома - для свадебных полотенец, простыней, одежды.

 

Не все вышивальщицы слепо следовали традициям. Некоторые из них, используя уже известные сюжеты, изменяли их, и вместо языческого сюжета получали христианские. Так, у В. В. Стасова приводится вышивка, где дохристанское женское божество становится Богородицей, капище - церковью с куполами и крестами на них, рожаницы - в молящихся людей, а птицы - в ангелов [7].

 

Широко распространено мнение, что вышивку копировали чисто механически, не понимая, что на ней изображено, но обилие сюжетов, где в том или ином виде появляется христианская символика, говорит о том, что по крайней мере некоторые вышивальщицы задумывались над рисунком и заменяли непонятные, давно забытые языческие символы на близкие им христианские. Это объясняется тем, что главная функция вышивки - это защита от злых сил, и если во время возникновения основных сюжетов для защиты изображали языческие образы, то с принятием христианства постепенно даже в такое статичное искусство, как вышивка внедрялись образы христианские, ведь именно к ним теперь обращались для защиты от зла, болезней, несчастий. Наиболее часто в вышивке Мировое древо превращалось в крест, а. как известно, крест в старообрядческих песнопениях нередко называется «Древом Жизненным».

 

Геометрическая вышивка, более древняя по происхождению и отражающая эпоху земледельцев и скотоводов, не могла однозначно истолковываться как языческая, противоречащая христианству. Поэтому даже на рушниках, вышитых для церкви, нередко можно найти солярные мотивы, символы поля, реки, земли, оленьих рогов [3, 4, 5].

 

Не менее распространены в геометрической вышивке растительные орнаменты - например, нередко вышивались розы   Но самым частым растительным мотивом можно считать виноградные листья и грозди. Такой мотив на рушниках сочетался окладами икон, где тоже чаще всего изображен виноград - глубоко христианский символ, характеризующийся как знак вина, крови Христовой, мудрости. Наверное, в каждой старообрядческой моленной можно увидеть хотя бы один рушник с вышитой виноградной лозой.

 

Как уже было сказано, с распространением альбомов с узорами вышивки, новые мотивы стали широко использоваться. Так, с начала XX века у староверов Латвии все чаще появлялись вышитые изделия, рисунки которых были скопированы с листов печатных альбомов. Таким образом, на рушники и одежду нередко перекочевывали европейские и восточные узоры. Немало рушников с новыми мотивами и в моленных, так как символическое их значение растолковать было трудно, да и заниматься их растолкованием было в это время уже некому, следовательно, христианским они не противопоставлялись.

 

Примерно с конца XIX века появилась тенденция упрощения сюжетов вышивки, и в результате на месте женской фигуры или Мирового древа в огромном количестве стали появляться обыкновенные вазоны с цветами. Одновременно с этим процессом происходило введение в вышивку несвойственных ей ранее цветов, и вышивка периода первой половины XX века буквально пестрит такими сюжетами, полностью утратившими символическое значение.

 

Искусство плетения кружев со временем упрощалось и забывалось. Если в середине и конце XIX века в кружеве тоже мог быть виден основной сюжет, то затем наблюдаются только геометрические узоры [6]. Но очень интересным и удивительным представляется тот факт, что к каждой вышивке рукодельницы стремились подобрать такое кружево, которое гармонировало бы с ней, создавая цельную работу, часто - настоящее произведение искусства.

  

Кружево плели из белых и красных нитей, если такое кружево должно было сочетаться с вышивкой, выполненной в красном цвете. В настоящее время для украшения рушников в моленных часто используются кружева фабричного изготовления, ни в с коей мере не передающие ту красоту и гармонию, что свойственна для самодельного кружева, которое всегда уникально.

 

Подрушники тоже постепенно изменялись, хотя и не в той степени, как вышивка. Подрушники имеют утилитарное значение, поэтому не всегда их старались сделать особенно красивыми В любой  моленной они требуются в большом количестве, их состав обновляется. Однако главное отличие настоящего подрушника - использование девяти или любого другого, кратного девяти, количества кусочков ткани - почти всегда сохраняется, несмотря на новые техники изготовления подрушников - например, пэчворк. Исключение составляют лишь вышитые подрушники, которые распространены значительно в меньшей степени,  чем  изготовленные из лоскутков Вышитые подрушники обычно предназначались наставникам, поэтому обычно они больше по размеру и отличаются красотой.

 

Изготовлением лестовок в XIX веке чаще занимались мужчины. Лестовки полностью изготавливали из кожи, в бобочки иногда вкладывали маленькие листочки бумаги с молитвой Исусовой, но о существовании таких лестовок в XIX веке у староверов Латвии мне не известно. Однако кожаная лестовка конца XIX века хранится у 3. Н. Зимовой в Екабпилсе. С начала XX века до сих пор в Латвии изготавливаются лестовки целиком из материи; с бобочками и лепестками, украшенными бисером; и совмещенными - с бобочками из материи, лепестки вышиты бисером. Сейчас изготовлением лестовок в старообрядческой среде Латвии занимаются почти исключительно женщины.

 

Из всего выше сказанного следует, что все виды рукоделия изменились, а, изменяясь, рукоделие утрачивает свое символическое значение и забывается. Время от времени некоторые староверы пытаются возобновить традиции вышивания, плетения кружев, изготовления лестовок. Но чтобы достичь этого, нужно хорошо разобраться во всех тонкостях ремесла, ведь только так можно сохранить для будущих поколений наследие наших предков.

 

1.         Заволоко И. Н. Древнерусская вышивка. Рига: И. Н. Заволоко, 1937.

2.         Зимова 3. Н. Старообрядцы города Екабпилса. Екабпилс, 20

3.         Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1987.

4.         Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. // Советская археология. М.: Наука, 1966.

5.         Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как исторический источник. М.: Наука, 1978.

6.  Саханев Вс. К вопросу об истоках сюжетных и орнаментальных мотивов в русском народном творчестве. // Из библиотеки И. Н. Заволоко, без указания источника.  Статья хранится у 3.  Н.  Зимовой в Екабпилсе.

7.   Стасов В. В. Русский народный орнамент. СПб., 1872. Вып. 1.

  

 

Татьяна Moшнина (Рига, Латвия)

 

Опубликовано в сборнике Староверие Латвии. Материалы Международной конференции 29-30 апреля 2004 г. - Рига, 2005

 

Использованы фото с сайта "Легенда о Китеж-Граде" (Литва) http://www.sentikiai.lt/main.html

Категория: Шитье, вышивка | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-12)
Просмотров: 2479

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz