Целью данной публикации является введение в научный оборот крестов из собрания Пугачевского краеведческого музея Саратовской области, связанных с историей знаменитых Иргизских монастырей.
Сначала - несколько слов о самих монастырях.
В царствование Екатерины II тысячи староверов, около ста лет спасавшихся от гонения за веру в Польше, потоком двинулись в Нижнее Поволжье. Им было разрешено беспрепятственно селиться на свободных землях. Императрица стремилась как можно скорее заселить беспредельные заволжские степи и сделать их житницей России. Если иностранные колонисты осели на левом берегу Волги, то староверы облюбовали также левобережный приток Волги - Большой Иргиз. Первые поселенцы застали развалины золотоордынской мечети, что, по преданию, и послужило поводом к наименованию основанной ими в 1764 году слободы Мечетной (с 1836 город Николаевск, с 1918 - город Пугачев).
Скоро на Большом Иргизе возникли скиты, которые впоследствии превратились в крупные монастыри - духовные центры староверов так называемого беглопоповского согласия.
Первым завел скит на Иргизе старовер Авраамий. Он обосновался в тридцати верстах от Волги, на полуострове под названием Медвежий Гай, образованном Иргизом и Монастырским озером. Иноки жили в землянках, расположенных в лесной глуши.
Несколько выше по Иргизу независимый скит образовал другой выходец из Польши, иеромонах Пахомий. Он пришел вместе с семнадцатью иноками. Их кельи стояли на ровном лугу, который с одной стороны омывался Иргизом, а с другой Камышевым озером.
Семью верстами выше Пахомова скита, на Старицком Юру, основал свой скит еще один выходец из Польши - инок Исаакий. С группой иноков он занял заросший чернолесьем полуостров между Иргизом и озером Калач.
Именно эти скиты со временем превратились в богатые старообрядческие монастыри. Авраамиев скит стал Нижне-Воскресенским монастырем, Пахомиев скит - Средне-Никольским, Исаакиев скит - Спасо-Преображенским.
Жили в Иргизских монастырях ревнители и строгие хранители древнего благочестия. Здесь был главный центр беглопоповцев, так как с XVIII века только на Иргизе имели право принимать беглых православных попов и подвергать их «исправе». Этих попов посылали с Иргиза во все города, даже в Петербург, когда в них оказывалась там нужда.
Монастыри владели большим количеством земли, что давало им возможность вести в широких размерах сельское хозяйство. Самым крупным землевладельцем был Спасо-Преображенский монастырь, которому принадлежало 8,3 тысячи десятин земли.
С восшествием на российский престол Николая I государственная политика в отношении раскола резко ужесточилась. Иргизские монастыри были вынуждены принять единоверие.
Свидетелями прошлого являются некоторые вещественные памятники, которые удалось сберечь в 1920-е годы.
1. Крест - мощевик.
Инв. ПМК1600
XVII век (клейм нет).
Серебро, гравировка, золочение. 15,2 (без навершия - 12) х 10,2 х 1,5
Поступил в 1919 году из Спасо-Преображенского монастыря.
По преданию, зафиксированному в 1925 году К. Журавлевым, крест «был привезен во время раскола из Соловок на Ветку, а потом на Иргиз».
Мощей в настоящее время в кресте нет.
Надписи лицевой стороны:
2. Крест подпрестольный.
Инв. № ПМК 3294. 1841 год.
Дерево. 54,7(51,7) х 30 х 3,5
Поступил в 1920 году. Происходит из Преображенской церкви Спасо-Преображенского монастыря.
На лицевой стороне текст:
На обороте текст:
Спасо-Преображенский монастырь последним из Иргизских обителей принял единоверие. Это произошло 28 мая 1841 года. А в июне монастырский старообрядческий собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы был переименован и освящен во имя Преображения Господня. Таким образом, данный крест принадлежит тому времени, когда насильственным путем старообрядческий Спасо-Преображенский монастырь был переведен в единоверческий. Непосредственными участниками этого были тогдашний саратовский губернатор Фадеев и настоятель уже переведенного в единоверие Воскресенского монастыря архимандрит Платон.
3. Крест подпрестольный.
Инв. № ПМК 3757 .
1863 год.
Дерево. 47,5(;№) х 26,8 х 2,1
Поступил в 1926 году. Доставлен А.И. Тереножкиным в числе других сохранившихся после разгрома монастыря предметов.
Происходит из храма Рождества Пресвятой Богородицы Воскресенского монастыря (с. Криволучье).
На лицевой стороне текст:
Каменный однопрестольный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был поставлен в Воскресенском единоверческом монастыре на средства этого монастыря в 1863 году.
4. Крест подпрестольный.
Инв.№ПМК2654 1887 год.
Дерево. 32,5(31) х 13 х 1,6 Поступил в 1926 году (?).
На лицевой стороне текст (частично утраченный):
В 1886 году в Спасо-Преображенском монастыре к храму во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца был пристроен предел во имя святителя Николая Чудотворца (перестроен из бывшей старообрядческой трапезной). Вероятно, именно этот предел и был освящен в 1887 году сохраняемым ныне в музее небольшим по размеру крестом.
Таким образом, в числе немногочисленных реликвий Иргизских монастырей время сберегло кресты:
- из Спасо-Преображенского монастыря мощевик XVII столетия и два подпрестольных креста 1841 и 1887 годов;
- из Воскресенского монастыря подпрестольный крест 1863 года.
Нельзя не сказать, что сохранению драгоценной для нас частицы не так уж давней истории мы обязаны очень небольшой группе людей, которые в конце 1910- 1920-е годы занимались обследованием монастырей и спасали то, что было в их силах, от расхищения и порчи.
В заключении хочу выразить свою признательность Н.В. Гавриловой (Саратов) за сообщение об издании замечательного Ставрографического сборника и содействие в подготовке данного материала.
1 При воспроизведении текстов титлы над сокращенными словами опущены. Графические обозначения цифр опущены.
2 Иргизские монастыри были закрыты и разрушены в 1919 году. Ни один из названных выше храмов не дошел до нашего времени. В сохранившихся корпусах размещаются учреждения не монастырского назначения.
В настоящее время в окрестностях Пугачева, на Иргизе, действует женский Никольский монастырь. В свое время монахи Средне-Никольского монастыря не приняли единоверия и покинули Иргиз. В 1843 году монастырь был передан в управление инокине Ефросинье, переведенной из Черниговской епархии. В 1997 году на территории монастыря восстановлен храм во имя святителя Николая Чудотворца.
Нурия Ибрагимовна Сулейманова - директор Пугачевского краеведческого музея
|