На протяжении полутора веков вместе с беженцами и переселенцами из центральной России, уходящими от ненавистной никоновщины и крепостничества, в эмиграцию (за польский и турецкий рубеж, на Север, в Сибирь, в заволжские леса) уходила и старая, святая Русь, унося с собой жизненный уклад и церковные предания, знаменный распев и Богослужебный устав, русскую соборность и вечевые порядки, любовь к старине и преданность заветам.
Старообрядцы осуществили своего рода эвакуацию древней дониконовской культуры на окраины России, в том числе и на берега Дуная. Крупнейшие старообрядческие центры - русский Север, Заволжье, Придунавье являются в то же время заповедниками русской народной культуры, которая в остальных районах в своем исконном виде за последние триста лег почти перестала существовать.
Одним из очагов этой культуры является нижегородское Заволжье (в границах четырех административных районов Нижегородской области - Семеновского, Городецкого, Борского и Ковернинского), где в лесах по берегам Керженца, Линды, Узолы, Усты в старообрядческих деревнях незыблемо хранятся те традиции и обычаи, которые некогда были свойственны всему русскому народу.
Стремление к сохранению старой веры усилило у старообрядцев тенденцию к сохранению всего старого вообще. Благодаря этому именно в старообрядческой среде сохранился обычай ставить на могилах древние формы намогильных памятников. В полной мере это относится и к старым деревенским заволжским погостам, где наряду с интереснейшей историей возникновения того или иного погоста поражает взгляд своеобразие древних форм намогильных сооружений.
Еще в 1916 году М. Красовский отмечал, что древний стиль надгробий сохранил свою чистоту более всего на Севере, где в "Архангельской и Олонецкой губерниях старообрядцы до сих пор ставят на своих погостах надгробия по старинным образцам"1.
"Всякое кладбище, - писал А. Ополовников, - показатель поэтического и художественного вкуса народа. Люди стараются украсить то, что им дорого. А северные кладбища - их еще называют городинками или погостами - это особый, сказочно-таинственный мир. Все реже и реже в наше время можно встретить подобные реликвии прошлого. Подкупает очарование самобытно-чистых форм. Столь же остро воспринимается их органическая слитность с природой, будто они были ею самою созданы, как расцвеченные лишайниками валуны и раскидистые сосны вокруг"2.
Древние виды намогильных памятников, которые еще недавно господствовали на могилах Заволжья, можно разделить на три основных типа: резные столбики-часовенки, срубы и гробницы.
Наиболее распространенной формой на нашем Севере являются столбики-часовенки. Различные исследователи по-разному называют эти точеные столбики - столбцы, голубцы, голбцы. Среди местных жителей они носят название часовенок. Часовенки представляют собой столбик, выточенный из ствола дерева, с двускатной кровлей, стилизованной под крышу дома, часто со всеми деталями.
Историк русской архитектуры В.И. Даль подобные столбики относил к древнейшему периоду истории нашей культуры3.
На заволжских могилах чаще всего встречаются часовенки с одним или несколькими перехватами в середине в виде небольшого цилиндра, края которого обработаны в форме городков или крупных зубцов. Удивительные впечатления производят часовенки с несколькими перехватами, со сложной и обильной резьбой на всех частях стойки.
Срубы - вытянутые прямоугольные домовины высотой до одного метра и перекрытые двускатной кровлей, которые укладываются на могильный холм и являются копиями жилых изб - жильем для умерших.
Гробницы представляют в сущности избушки-часовни, то есть небольшие срубы, покрытые двускатными крышами, внутри которых находятся срубы или могилы с крестами (часовенками). Как вариант существуют и навесы над могилами, опирающиеся на четыре или два мощных столба. В нижегородском Заволжье гробницы ставились над могилами почитаемых подвижников и часто являлись местом поклонения. До сего дня существуют гробницы над могилами старцев Даниила, Пафнутия, Никандрия, Трефилия и Серапиона.
Не менее интересны заволжские могилы как памятники своеобразной истории Керженского староверческого центра, бывшего некогда метрополией всего древлеправославного мира. Подавляющее большинство их возникло в конце XVII - XVIII веках в процессе старообрядческой колонизации этого края, когда рядом с каждым скитом, починком, деревней возникали и могилы. На сегодняшний день сохранилось несколько сот деревенских могильных комплексов и если на большинстве можно обнаружить намогильные сооружения, имеющие культурную ценность, то исторической значимостью обладают, конечно, далеко не все из них. В первую очередь памятниками истории являются скитские могилы - свидетели бурной, полной драматическими и величественными событиями истории Керженца. Часто эти могилы - единственное материальное свидетельство существования здесь некогда скита. Кроме того, многие деревенские погосты образовались вокруг могил старообрядческих подвижников - местночтимых святых. Как правило, подобные могилы носят название по имени того или иного подвижника здесь погребенного - Анфисины могилы, Дорофеины, Трефилины и другие. Есть и отдельные чтимые захоронения - могила матушки Феклы, отца Лотия, отца Арсения. Большинство захоронений относится к XVIII веку, его первой и последней четвертей. Всего на сегодняшний день известно около сорока могил и могильных комплексов, имеющих историческую ценность. Значительная часть их расположена в труднодоступных болотистых лесах около города Семенова.
На протяжении последних трехсот лет власти неоднократно предпринимали жесткие меры по отношению к старообрядческим скитам и часовням на Керженце. В историю вошли питиримово и мельниковское разорение скитов, строгий надзор над духовной жизнью кержаков существовал вплоть до начала XX века. Страдали и чтимые староверами гробницы. В фондах Нижегородского центрального архива сохранилось несколько дел об "оказательстве раскола" в виде сооружения гробниц на святых могилах. В качестве примера можно привести полицейское расследование по поводу гробницы старца Серапиона. Как и многие другие дела того времени, расследование начинается с доноса местного новообрядческого священника.
Иерей церкви села Пафнутово Семеновского уезда Павел Ганин 20 августа 1891 года пишет рапорт нижегородскому епископу Владимиру. "Сим честь имею благопочтительнейше донести Вашему Преосвященству, - пишет отец Павел, - что в пределах моего прихода, в пяти верстах от села Пафнутова, на земле крестьян деревни Шарина похоронен в прошлом столетии старец Серапион, которого местные жители - раскольники почитают изгнанником, страдальцем за старую веру и пустынным подвижнииком. И в память его лжестрадальческих трудов раскольницы скита деревни Песочной нынешним летом построили над его могилой деревянную часовню"4. Далее следует подробное описание этой часовни в виде небольшой избушки с дверью и одним окном, внутри которой на задней стене устроена полка для икон, а посередине находится сруб над могилой Серапиона, над срубом установлен крест с прибитой к нему медной иконой Николы Чудотворца.
"И вот этим надгробным памятником раскольники и желают воскресить и увековечить имя своего обожаемого лжеинока и лжестрадальца Серапиона, - пишет далее священник. - Эти памятники... приносят большой вред для православного народа и ущерб православию"5. "Я всепокорнейше прошу Ваше Преосвященство сделать зависящее распоряжение об уничтожении вышеуказанной часовни", - заключает свой донос отец Павел.
Через две недели, 3 сентября, епископ Владимир обращается к губернатору с просьбой сломать гробницу. По его распоряжению семеновский исправник 10 сентября отправился на место и 18 сентября в своем рапорте доложил о сломе часовни: "В полуверсте от деревни Шариной действительно произведена в июне месяце новая постройка, состоящая из бревенчатого в четыре стены сруба. На этом месте более ста лет погребен старообрядческий инок Серапион, над могилой его была устроена бревенчатая гробница, которая от времени вся истлела и летом выстроена вновь крестьянином деревни Кулагиной Алексеем Опариным, во время Святой Пасхи раскольнические старицы из деревни песочной приходят петь пасхальные каноны... Амбар, изображавший собой часовню, уже сломан, что же касается надгробного памятника, построенного в виде гробницы, то я оставил его нетронутым, так как подобных памятников в Семеновском уезде очень много и если ломать этот, то нет оснований оставлять и другие, между тем уничтожение этих памятников, чтимых раскольниками может возбудить ропот в народе, так как в сущности они вреда по отношению к православию никакого не приносят и самое заявление священника Ганина ни на каких фактах не основано и происходит больше из желания показать пред его начальством свою деятельность"6.
Таким образом, светские власти в данном случае не пошли навстречу желаниям духовенства, продемонстрировав куда большую терпимость к староверию и его святыням, чем православные священники.
Благодаря нескольким благоприятным факторам, среди которых следует выделить труднодоступность захоронений, хорошую историческую память местных жителей, лояльность местных светских властей (в определенные исторические периоды), заволжские погосты с расположенными на них часовенками и гробницами дожили до наших дней. К сожалению, многие деревянные памятники находятся в плачевном состоянии (дерево недолговечный материал). Чтобы спасти хотя бы чтимые старообрядцами святыни, областные власти, по инициативе представителей старообрядческой общественности в середине 1990-х годов придали двум десяткам захоронений статус памятников истории и культуры областного значения, а территории нескольких скитов объявлены землями историко-культурного назначения.
1 Красовский М. Курс истории русской археологии. - СПб., 1916. - С.124.
2. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. - М, 1986. - С.215
3. См.: Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Русского Севера. - М., 1955.
4 Центральный архив Нижненовгородской области (далее - ЦАНО), ф.570, оп.559 (1891 г.), д.19, л.1.
5 ЦАНО, ф.570, оп.559 (1891 г.), д.19, л.1 об.
6 ЦАНО, ф.2, оп.6 (1891 г.), д.1446, л.З об.
Рудаков С.В. (Нижний Новгород)
Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Вып. 2 - Одесса, 2005
|