Роль пения в старообрядческом богослужении - одна из главных. Как и иконопись, текст молитвословий и общий чин служения, пение призвано раскрывать духовную красоту древлеправославия. «Церковное пение почиталось на Руси носителем мудрости, божественного слова и разума, облеченного в эстетическую форму» (1). В пении старообрядцы старались сохранить древнехристианские традиции, сложившиеся к XVII в. Несомненно, для этого требовалось соблюдение певческих канонов. Поэтому в целом ряде старообрядческих полемических и дидактических трудов отражается строгое отношение к пению.
Сохраняя древлее благочестие, старообрядцы ориентировались на целый свод канонов, установленных святыми отцами на поместных и вселенских соборах. Несомненно, на протяжении веков набор источников - книг, содержащих указания по пению в храме, - постоянно пополнялся. Однако «отправной точкой» рассуждений и замечаний по вопросам пения оставались Правила Вселенских и Поместных соборов: Шестой Вселенский Константинопольский Собор, правило 75; Поместный Карфагенский собор, правило 103. Согласно им, главными условиями благочинного пения должны быть «внимание и умиление... без всякого крика»; точное следование богослужебным текстам и разрешение петь только людям, благословленным «епископлею рукою» (2). Именно этим правилам церковь следовала на Руси до XVII в.
После реформ патриарха Никона, по мнению ревнителей древлего благочестия, стало вводиться новое пение; многоголосное, в светской манере и «фряжеском» вкусе. Против такого пения гневно выступал протопоп Аввакум: «Святых образы вменили и вся церковные уставы и поступки, да ещё бо християном милым не горько было! Он, мой бедной, мается шесть дней на трудах, а в день воскресной прибежит во церковь помолите Бога и послушать нечево - по-латыни поют, плясавицы скоморошьи!» (3).
В «Диаконовых ответах» нижегородского диакона Александра содержатся подобные же высказывания: «Нововнесеное в церковь пение: киевское четверогласное, партесное многоеугубление, каковых напевов древле в церкви не бе....и в номокононе афонския горы, собранием от святых правил. О устроении пения, сице засвидетельствует. Собора Шестого правило 75 ... Еже лети в церковь приходящий хщем. Да ниже вискание безчинное творят и естество на вопль понужит, ниже что проглаголют, от иже не приличиных церкви и не своих» (4).
Центральной работой, охватившей наиболее полно проблемы церковного пения, является «Книга о вере». Эта книга (полное название «Книга о Вере единой истинной православной и о Святой Церкви восточной. И о изряднейших правоверных сложениях от Божественнаго Писания вкратце избрана») - авторитетнейший источник для старообрядчества. Она была составлена игуменом киевского Михайлова монастыря Нафанаилом и напечатана в Москве в 1644 г. Книга представляет собой сборник догматико-полемических статей, составленных против униатов и защищавших традиции православия.
Особая глава (№16 «Сказание о священных писании, о церковном писании, откуда начало имать») посвящается церковному пению. Здесь содержатся основные положения и воззрения вопросу о том, что представляет собой православное богослужебное пение. Игумен Нафанаил использует многочисленные церковно-исторические материалы, показывая вклад в формирование традиции церковного пения св. отцов и учителей христианской церкви. Им приводятся теоретические положения о характере, содержании и принципах православного певческого искусства. Весь этот материал и стал основой для церковного гния в старообрядческой среде.
Интерес к вопросам церковного пения возрос в начале XX в. Это было связано с выходом в 1905 г. Манифеста, устанавливающего в России «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
После объявления свободы вероисповедания появляется множество печатных старообрядческих изданий - книг, журналов, газет. На страницах журнала «Церковь» часто обсуждались и вопросы пения. В 1909 г. выходил специальный журнал «Церковное пение», ставший приложением к журналу «Старообрядческая мысль» с 1910 г.
Выступление Морозовского хора в Большом зале Московское консерватории в 1907 г. и последовавшие за ним концерты в разных городах вызвали бурную полемику в старообрядчестве по вопросам пения. Многие просвещённые любители пения и певчие обсуждали вопрос о возвращении к «коренному знаменному пению по книгам» и об упразднении напевки, то есть местных традиций. В журнале «Церковное пение» «необходимость единства пения аргументировалась не только с точки зрения догматической и богослужебной, но и с точки зрения научно-исторической, а также с позиции сохранения высокого художественного идеала и чистого стиля» (5). На одном из соборов епископов было решено оставить напевку на будни, «но предварительно записать и, выбрав благозвучные варианты, издать вместе с каноническими распевами» (6).
На Соборе старообрядческих архиереев в 1916г. вопрос пения был одним из главных (7). Этому был посвящен специальный доклад, в котором сообщалось: «В некоторых церквах Божиих служба божественная оскверняется с нарушением благочиния - не благообразно и не по чину: чтение и пение исполняется слишком спешно и невнятно, без всякого внимания к смыслу произносимых слов. К тому же пение совершается с отступлением от древних общепринятых напевов, с бесчинными, насилующими природу, напряженными воплями, с прикрасами, с излишней вычурностью голосов, не свойственными церковным установлениям и последованиям». Далее, в «Отеческом наставлении» заключалось следующее требование: чтобы «чтение и пение в церквах совершалось тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся», по правилу 75 Шестого Вселенского Собора. Наконец, в заключение, Собор епископов «просил всех и умолял»: «сохранять во всей чистоте учение веры, соблюдать правила церковные, исполнять церковный чин по святоотеческим уставам и не вносить ничего нового - ни в пении, ни в чтении, а следовать "древле принятому святоотеческому обычаю» (8).
В это время стали организовываться особые союзы, объединяющие певчих разных приходов. Необходимость их создания объяснялась существовавшими проблемами пения в практике служения. Решение их было небезразлично священникам, регентам, учителям церковного пения, певчим.
После 1917 г. старообрядческие диспуты, съезды начётчиков, издания газет и журналов были прекращены. На протяжении советского периода истории России в старообрядческих общинах сохранялась живая церковно-певческая традиция. Однако развитие педагогической и литературной деятельности в условиях существующего в эти годы режима было невозможно. Все знания передавались устно: от старшего к младшему, часто в кругу семьи. Эти традиции современных старообрядцев - отношение к церковному пению, представление о его роли в богослужении, - которые сохранились до настоящего времени, должны стать предметом научно-экспедиционных исследований.
Примечания
1. Бычков В.В. Эстетика в России 17 века. М.,1989. С.44.
2. Правило 75 Шестого Вселенского Константинопольского Собора /Правила православной церкви с толкованием Никодима, епископа Долматинско-Истринского. Издание Свято-Троицкой Лавры, 1996. Т. 1. 66-567. 3. Житие протопопа Аввакума. М.,1997. С.218-219. 4 Ответы Александра диакона. Приложение к журналу «Старообрядец». 1906.
5. Рахманова М.П. Старообрядчество и новое направление в русской Духовной музыке // Культурное наследие средневековой Руси в традициях Урало-сибирского старообрядчества: Материалы Всероссийской научной конференции. 17-19 мая 1999 г. Новосибирск, 1999. С. 197.
6. Там же.
7. Следует отметить, что вопросы пения поднимались и на многих других соборах старообрядческой церкви в XX в.
8. Мельников Ф.Е. Краткая история древле православной (старообрядческой) церкви. Барнаул, 1999. С.412-413
Старикова Ирина Владимировна,
Московская государственная консерватория им. П.И.Чайковского
Старообрядчество: история, культура, современность -М.: 2002
|