Верхокамье, в котором археографические экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова ежегодно работают с 1972г., по праву называют «заповедником духовного стиха». До последнего времени это был один из немногих районов компактного проживания старообрядцев-беспоповцев старопоморского согласия, с которыми соседствуют поповские старообрядческие общины Белокриницкой иерархии. В ряде экспедиций 1974-1987 гг. в составе комплексных археографических экспедиций Археографической лаборатории МГУ исследованиями певческой культуры этих общин занимались ученые СЕ. Никитина и М.Б. Чернышева. Ими было записано в Верхокамье около 70 духовных стихов почти в 400 исполнениях. В статьях, созданных по результатам полевых исследований1, были полно проанализированы сюжеты, поэтические мотивы стихов, отдельные стороны их музыкальной организации.
Формирование сюжетов и содержания верхокамских стихов определялось, во-первых, конфессиональной принадлежностью носителей традиции и, во-вторых, функцией духовного стиха в жизни общины. Жизненный уклад старопоморских старообрядцев предполагал деление жизни на две части: в молодости и зрелости человек носил статус «мирского»; в старости вступая в особую религиозную общину — «соборного». «Соборному» старообрядцу уже запрещалось исполнение светских песен, поэтому отныне он пел только литургические песнопения и духовные стихи.
Одна из основных тем этих духовных стихов — покаяние, которому всецело посвящались последние годы жизни нии XX века они бытуют как в рукописных, так и в печатных стиховниках. Безусловно, поповская традиция содержит более поздний пласт стихов, близкий к городской песенности, однако во многом сохраняет другие особенности, присущие в целом верхокамскому пению: распевность, ритмическое варьирование. В последнее десятилетие можно говорить о замещении местных традиций унифицированным исполнением духовных стихов, распространенным сегодня по всей России, в связи с чем выявляется неповторимость и значимость именно верхокамской традиции духовного стиха.
Из фоноархива Археографической экспедиции МГУ было отобрано и расшифровано 65 образцов исполнения на 58 текстов и 59 напевов. Из них от беспоповцев записано 52 образца на 48 текстов. От поповцев записано 13 образцов на 13 текстов (3 текста входят в беспоповский репертуар и имеют там другие напевы). Напевы подавляющего большинства стихов имеют монодийный склад или представляют собой гетерофонию монодийного типа. В фоноархиве содержится единственный образец развитой гетерофонии — стих «Два-те голуба», исполненный певцами Кезско-го района Республики Удмуртия.
Несколько стихов были спеты на одинаковые напевы. Сегодня уже невозможно установить, имел ли каждый из этих стихов свой собственный напев, однако они не образуют системы политекстовых напевов; данные повторы были зафиксированы как отдельные локальные явления. Это стихи:
1. «Восстанемте, братие...» — спето на напев «Жили мы, грешницы...»;
2. «Кто бы дал мне, яко птице...» — «Ах ты, пташка и бедняжка...»;
3. «Повесть я сию пишу...» — «Поздно, поздно вечерами...»;
4. «Собирались вкупе июдеи...» — «Потоп страшен размножался...»;
5. «Что за чудная превратность...» — «Вот настала перемена. ..».
Важнейшей чертой, присущей живой певческой традиции, является вариантность. В верхокамских стихах вариантность проявляется многообразно — не только в характеристиках напева (мелодика, темп, ритм), но и в соотношении текста и напева. Одни стихи имеют закрепленные напевы, которые бытуют в разных мелодических и темповых версиях, другие — местные напевы, которые различаются в разных районах или общинах.
1. «Два-те голуба, два-те сизые...»—два местных напева, текст варьируется и существует под названием «Два-те ангела...»
2. «Кому повем печаль мою...» — три местных напева (из них один имеет конфессиональные отличия).
3. «Небесный гость» — две мелодические версии закрепленного напева.
4. «Покайтеся, людие...» — два местных напева.
5. «С другом я вчера сидел...» — две темповые версии закрепленного напева.
6. «Слезы ливши о Сионе...» — две темповые версии закрепленного напева.
7. «Умоляла мать родная...» — два местных напева (разных конфессий).
Прежде всего, различные районы имеют свои отличительные особенности исполнения стихов. Особенно ярко выделяется Кезский р-н Удмуртии, где стихи имеют наибольшую распевность мелодической строки и тесные связи с литургическим пением. Таков протяженный вариант стиха «Кому повем печаль мою...», где распев достигает 11 звуков. Другие стихи исполняются в селениях Кезского района на обычные верхокамские напевы, которые, однако, обильно орнаментируются при замедлении темпа, например: «Слезы ливши о Сионе...», «С другом я вчера сидел...»).
Другие стихи имеют «больший» и «меньший» варианты (беспоповские версии стиха «Кому повем печаль мою...»). Напевы могут иметь и конфессиональные отличия — в этом случае в поповской среде они обладают признаками городской певческой стилистики («Кому повем печаль мою...», «Умоляла мать родная...»).
Напевы духовных стихов Верхокамья имеют различные жанровые истоки. В целом все проанализированные образцы можно разделить по жанровым признакам на три типа.
1. Напевы, имеющие признаки литургического жанра стихеры. Это стихи стиховой или (реже) двухстиховой формы с певческой строкой мобильной величины, в которой присутствует речитативная зона.
2. Напевы второго типа имеют типологическое родство с жанрами архаичной крестьянской песенности. Здесь присутствуют как стихи мелизматического склада, среди которых преобладает стиховая форма, так и менее распевные образцы, среди которых преобладает двухстиховая форма.
3. Стихи этого типа испытали влияние поздней песенности. Они имеют преимущественно строфическую форму напева и силлабический склад.
Рассмотрим эти типы последовательно.
В Верхокамье до последнего времени была сильна традиция пения «покаянных стихер» (стихир), которая, несомненно, повлияла на исполнение духовных стихов. Отличительная особенность «покаянных» — в том, что они пелись самогласно («на глас») по устной версии напева, подобно осмогласньш литургическим песнопениям. «Покаянны» являлись в старообрядческих общинах Верхокамья «паралитургическим» жанром. Эти стихиры в XX веке не пелись на богослужении местных общин, поскольку они принадлежат будничным службам, а соборно отправлялись только воскресные и праздничные богослужения. Однако «покаянны» часто использовались в домашнем пении, в т.ч. и как «проучка» (упражнение) для припоминания и трансляции гласовых напевов. До начала 80-х годов XX века это был один из излюбленных певческих жанров в Верхокамье, оказавший свое влияние на формирование мелоса и структуры напева целого пласта духовных стихов.
Так, два из стихов, не принадлежащих группе покаянных, исполнялись самогласно: «Всяк человек на земли живет...»(7-й глас) и «Чудная Царице Богородице...» (1-я строка 1-го гласа). В современном печатном стиховнике содержатся именно такие указания для пения данных стихов: на 7-й и 1-й гласы2. Близко к самогласну 2-го гласа звучат напевы стихов «О, неумолимая смерть лютая...», «Восстанемте, братие...», «Жили мы, грешницы...». Они являются мелодически самостоятельными при сохранении важнейших ритмических особенностей гласового пения.
Основной отличительный признак жанра стихеры, исполняющейся по устной версии гласового напева, — наличие в строке речитативной зоны, мобильной по своей величине, т.к. поэтический текст молитвословного стиха имеет тоническое стихосложение с ненормированным количеством слогов и ударений в строке. В беспоповской традиции мелодические зоны начала и каденции строки обычно орнаментируются, а в пении речитатива могут сохраняться равномерные длительности. В целом стихи, представляющие этот певческий жанр, сохраняют важную его особенность: отдельные ударные слоги удлиняются в строгой пропорции 2:1, что придает живость и упругость всему ритмическому движению. По мнению некоторых музыковедов-медиевистов, это основное отличие старообрядческого гласового пения от пореформенного, возникшего с последней трети XVII в., где одинаково употребительны пропорции 2:1 и 3:13.
Несколько стихов имеют напевы, по структуре близкие самогласной стихере, однако мелодически индивидуальные («Во-в миру жила девица...», «О, девственницы...», «Во славном городе во Рыме...»). Отличия от гласового напева коренятся в их темпово-ритмической организации. В этих стихах темп гораздо менее подвижен, чем в «покаянных», в нем не ощущается постоянного движения, образуемого чередованием кратких и долгих звуков. В речитативной зоне в результате дробления слогового времени может возникать мелизмати-ка в характере лирической песенности (например, в 3-й и 4-й строках стиха «Во славном городе во Рыме...»). Интересен случай бытования мелодически тождественных напевов, однако имеющих разную композицию. В стихе «Потоп страшен размножался...» форма строфическая (аавв), стихотворный текст рифмованный, в строфе в он повторяется наподобие припева. Другой же стих, «Собиралися вкупе июлей...», спет на первую строку этого же напева, которая с применением тонического нерифмованного стиха обретает существенные черты самогласна.
Гласовым напевам родственен и стих «Дай же нам, Господи, о своих грехах поплакати...». Несомненно, в основе его напева лежит двухстиховой самогласен 7-го гласа, но в очень развитом виде. Стих открывается зачином, интонационно близким запеву самогласна. Первая строка построена как 2-я строка самогласна. Затем следует 1-я строка самогласна, и далее строки чередуются так же, как в гласовом напеве. При мерном ритме мелодика имеет тенденцию к мелизмати чес кому развитию. Стихи следующего типа имеют стабильную певческую строку, в которой нет речитатива как неотъемлемой части структуры напева. Интонационные особенности подобных напевов складывались в основном под воздействием архаичной крестьянской песенности.
Наиболее выделяются в этой группе стихи с широко распевной строкой (т.е. мелизматического стиля), записанные в Кезском районе Удмутрии. В стихах «Кому повем печаль мою...», «Восточная держава...», «Уже полно тебе, человече...», «Рабы вы мои, рабыни...», «Ох ты, плоть моя...» внутрислоговые распевы достигают 9—12 звуков. Это удивительные по красоте напевы, которые очень ярко представляют архаичную беспоповскую традицию верхокамского духовного стиха. «Шаговая» ритмика, идущая от литургического пения, образует мерное степенное движение. Как правило, распевы внутри строки имеют по 2—4 звука, а широко, с ритмической орнаментацией, распеваются только последние слоги стиха.
Более многочисленную группу составляют стихи менее распевного стиля, которому в литургическом пении соответствует определение «невматический» (по 2—4 звука на слог). В нее входят как традиционные, так и «московские» стихи, напевы которых за десятилетия бытования в Верхокамье приобрели местные особенности. В Кезском районе распространены темповые версии повсеместно бытующих напевов: «С другом я вчера сидел...», «Человек-от живет», «Кто бы дал мне, яко птице...» (версия напева «Ах ты, пташка и бедняжка...»).
Поздние и большинство «московских» стихов имеют силлабический склад (в основном по одному звуку на слог). Жанровые истоки их мелодики различны: это канты, псальмы, поздняя крестьянская (частушка, плясовая) и городская песенность (песня, романс). Чаще всего напев этих стихов имеет строфическую форму, которая встречается в следующих вариантах: аавв («Стонет сердце, замирает...»), аав («Прошу выслушать мой слог...»), авв («Вечер, сумерки наступили...»), аавс («По грехом нашим...»), ааввсс (Братия, вонмите...), aecd («О Закхее»), аава («Спит Сион..»), авав («Поздно, поздно вечерами...», «Пресветлый Ангел мой Господень...»). Нередко в стихах этого типа встречается регулярный музыкальный размер, однако нарушаемый включением речити-руемых слогов или выразительным протяжением звука на грани полустиший («По грехом нашим...», «Пресветлый Ангел мой Господень...», «Небесный гость»).
Лишь одним образцом представлена тирадная форма (поповский стих «Уж вы, люди наученные...»), имеющая своеобразный вид: аввв...с. В каждом построении увеличивается количество стихов в сравнении с предыдущим. Несмотря на строгое одноголосие, здесь применены богатые выразительные средства, характерные для драматического театрального пения: респонсорное исполнение (вопросы солиста «говорком» и «чеканные» ответы хора нараспев), а также «педаль» в виде протянутого последнего звука у хора, на фоне которого вступает солист.
Таким образом, среди всего разнообразия структур и мелодического, и поэтического текста стихов мы наблюдаем интересные закономерности4. Усиление логического начала в напеве происходит в направлении от мобильной «стихирной» строки к регулярному размеру и четкому восьмитактовому периоду, в поэтическом же тексте — от тонического стиха к рифмованной строфичности. При этом жанр, подобный стихирному, вовсе не присущ самым архаичным по происхождению стихам. Скорее наоборот: те из поздних стихов, которые не имеют привычного современному уху силлабического сложения, удобнее было распевать на «самогласны», подобно «покаянным стихерам», или же на мелодии, близкие к ним, имеющие тождественное строение.
Замечательно, что в беспоповской среде поздние стихи могли распеваться скорее на мотивы плясовой или частушки с признаками адаптации («Братия, вонмите», «Идут лета»), чем, например, «жестокого романса» или другого жанра, свойственного городской культуре. Образцы городской лирической мелодики (типичные примеры — «Небесный гость» и «Стонет сердце, замирает») редки в обеих конфессиональных традициях. Это говорит о том, что в 70-х годах XX в. в Верхокамье еще сохранялся единый интонационный строй местной певческой традиции, выработанный более чем за два века в нескольких поколениях старообрядцев, на основе которого здесь бытовали все жанры канонической культуры — как светские, так и духовные.
1 Никитина СЕ. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура (по материалам археографических экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). М., 1982. С. 91—126; Чернышева М.Б. Музыкальная культура русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и духовная культура... С. 127—150.
2 Духовные стихи (религиозного содержания). Новосибирская старообрядческая православная епархия. 1992. «О смерти» - с. 92, «Стих, глас 1» — с. 196, начинается словами «О, речудный Владыко Всемилостиве...».Стих «Чудная Царице Богородице» представляет собой его парафраз.
3 Коняхина КВ. Гласовое пение старообрядческой службы как источник изучения древнерусской системы осмогласия. // Гимнология. Материалы Международной научной конференции памяти прот. Д.В. Разумовского (к 130-летию Московской консерватории), 3—6 сентября 1996 г.М., 2000. С. 476 -486.
4 Подготовлена и находится в печати книга «Кому повем печаль мою»,в которой будут опубликованы полностью тексты и ноты вышеуказанных стихов.
М.В.Макаровская
Традиционная культура Пермской земли: К 180-летию полевой археографии в Московском университете, 30-лети. Комплексных исследований Верхокамья (Мир старообрядчества. Вып.5) – Ярославль: Ремдер, 2005
|