Книжница Самарского староверия Четверг, 2022-Авг-18, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Полемика по поводу самосожжений [3]
Самосожжения в истории староверия [7]

Главная » Статьи » Самосожжения (гари) » Самосожжения в истории староверия

Юхименко Е.М. Каргопольские "гари" 1863-1864 гг. Часть 2

Если принять во внимание, что после самосожженцев нередко оставалось значительное имущество, «заводы», посевы, жилые избы, скот, то становится очевидным, что старообрядцы основывали свои поселения для того, чтобы жить, а не умирать48. Следовательно, организация самосожжения не была основополагающей идеей при создании старообрядческих «пристанищ» на Севере России в 80-90-е гг. XVII в. Вынужденный характер самосожжений более позднего времени (проведение переписей, рекрутских наборов, взимание податей) не вызывает сомнений.

То явление в русской истории XVII в., которое принято называть северными «гарями» и рассматривать лишь под углом «новоизобретенного пути самоубийственных смертей», имело, как нам кажется, более сложную природу. Признавая наступление последннх времен, старообрядчество было вынуждено искать пути спасения. Параллельно с пропагандой мученичества, вынужденного и добровольного, в старообрядческой среде постепенно осознавалась необходимость выработки положительного пути, при котором старообрядчество могло бы существовать во враждебном ему мире. Таким путем (наряду с основанием  скитов) было создание старообрядческих поселений и даже целой старообрядческой округи (как это было в Дорах). Теоретически старообрядческое поселение имело два пути развития: при благоприятных условиях — укрепление общины, определенная регламентация ее внутренней жизни, хозяйственное развитие. Другая возможность, в условиях жестоких правительственных репрессий против старообрядчества более реальная, на что указывают и многочисленные самосожжения, — это вынужденный, насильственный конец.

Наиболее веским, на наш взгляд, доказательством высказанной выше идеи является то, что одному из подобных старообрядческих собраний посчастливилось избежать скорого разгрома, его развитие пошло естественным путем. Это был знаменитый Выг. В обнаруженных недавно документальных материалах о самом начале Выговской пустыни (90-е гт. XVII в.) перед нами предстает картина, удивительно напоминающая дорскую.

Старообрядцы стали заселять Выговскую пустынь (Заонежье, Олонецкий уезд) со второй половины 80-х гг. XVII в. Самый ранний источник (1695 г.) отмечает два типа поселения в Выговской пустыни: скит инока Корнилия с раздельным проживанием мужчин и женщин и собрание бывшего шунгского дьячка Даниила Викулина («Данилкино пристанище», как оно именовалось в официальных документах)49. Из соединения этих двух форм и вырос крупнейший в России старообрядческий беспоповский центр. В 1695 г. здесь уже были пашни, скот, рыбные промыслы50. В конце 90-х гг. XVII в. общежительство располагало обширным хозяйством: две мельницы, пашни «о реку о Выг в обе стороны верст по десяти», значительные хлебные запасы, большое поголовье скота, различные ремесла, отхожие промыслы, торговля51. В 1699 г. была часовня, в больших количествах заготавливался лес на церковное строение.

В то же время, распахав целину под пашни, развернув многоотраслевое хозяйство, начав строительство, выговцы осознавали, что их общежительство может разделить судьбу многих своих предшественников. Поэтому здесь также имелось большое количество оружия — ружья, пищали, винтовки, копья, рогатины, бердыши и даже пушка. Были предприняты традиционные оборонительные меры: построена «келья великая, и в ней устроены окна, откуды от присыльных людей боронитца»52. В 1699 г. крестьянин Толвуйского погоста Мартемьян Никифоров сын Ивантеев, восемь месяцев проживший на Выгу, доносил властям: «А в речах от них, воров и расколников, я, сирота, будучи у них, слышел, когда по твоему, великого государя, указу по них, воров, посланы будут служилые люди, и они, расколники, против посланных стоять и битца хотят»53. Более того, не исключалось, что, возможно, придется прибегнуть и к последнему отчаянному шагу — к самосожжению. На следствии 1695 г. Терешка Артемьев сообщил слова, сказанные ему побывавшим в «Данилкином пристанище» Митрошкой Терентьевым: «Как де по указу великих государей к ним для поимки посланные люди будут, и оне, де, все расколник[и]... заодно противность чинить будут, а если де устоять не могут, и оне, де, все сами себя пожгут»54.

Выговскому общежительству удалось миновать столкновения с воинской командой, и оно уже в первой половине XVIII в. превратилось в крупнейший в России экономический, культурный и религиозный центр старообрядцев-беспоповцев. Таким образом, история, отпустив «Данилкиному пристанищу» полтора века сушествования (до «выгонки» в 1854 г.), продемонстрировала те богатейшие возможности, которые были заложены в организации старообрядческих поселений. В силу неблагоприятных внешних обстоятельств первые попытки старообрядчества пойти по этому пути, предпринимавшиеся в 80-х гг. XVII в., успеха не имели. Власти строго следили за скоплениями старообрядцев, посылаемые туда воинские команды получали приказ «жилища тех воров и пристанища разорить и зжечь» (ІІ-л.14). Поскольку старообрядческому «прибежищу верных» в любом случае грозил конец поборники древнего благочестия часто предпочитали добровольную огненную смерть мучениям от рук никониан или отказу от старой веры.

Примечания.

1 Евфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжения / Сообщ. Хр. Лопарев. СПб., 1895. С.77,81—81. (ПДП. Т. 108).

2 Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 45, 65—67 (гл. 13 имеет название «Первая гарь»; по счету Евфросина эта «гарь» была третьей).

3 Денисов С. Виноград Российский. М., 1906. Л.116—118; Повесть об осаде Соловецкого монастыря // ПЛДР. XVII в. Кн. I. М., 1988. С.186.

4 Пыпин А. Н. Сводный старообрядческий Синодик. СПб., 1883. С.25. (ПДПИ. Т.44).

5 См.: Евфросин. Отразительное писание... С.041—042 (предисловие Хр. Лопарева); Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С.56. О Дорских «гарях» не упоминает ни Макарий Булгаков (Макарий (Булгаков). История русского раскола, известного под именем старообрядства. Изд. 3-е. СПб., 1889), ни авторы специальных работ о самосожжениях (см., например: Загоскин Н. Самосожигатели. Очерк из истории русского раскола // Литературный сборник «Волжского вестника». 1883. Т. І. Вып. I. (Казань. 1884). С.165-204; Сапожников Д. И. Самосожжение в русском Расколе (со второй половины XVII в. до конца XVIII в.): Исторический очерк по архивным документам. М., 1891).

6 Олонецкие губернские ведомости. 1849. № 8-13; АИ. СПб., 1842. Т.5. С.252—262,378—394.

7 РГДА. Ф. 159  (Приказные дела новой разборки). Оп. 3. Д. 1945. Л.142—212; Д. 2129. Л.1—19, 34—66, 84—145; Ф. 163 (Раскольничьи дела). Оп. 1. Д. 7а. Л.1-22, 39—46, Д. 1945 — I; Д. 2129 – II; Ф. 163. Оп. 1. д. 7а — III) и листы.

8 РГДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1442. Л.7.

9 Спасо-Преобрвженский монастырь в Каргопольском уезде назывался также Строкиной пустынью (См.: Строев П. Списки иерархов и настоятей Российской церкви. СПб., 1877. С. 994).

10 Поп Иван Семенов из Логовской слободки позднее показывал, что в Дорах (имелось в виду именно это собрание) сгорел Гришка Тарасьев Тшанников (I-л.148). Видимо, это одно и то же лицо.

11 Старообрядческие источники не указывают этой даты П. С. Смирнов, основываясь на свидетельстве автора сочинения «Брозда духовная», относил первую дорскую «гарь» к 1682—1683 гг. (Смирнов П. С. Внутренние вопросы... С.56, сн. 41).

12 Евфросин. Отразительное писание... С.77.

13 Тем не менее, о самосожжении 70 человек в Янгорах (видимо, более позднем по времени) упоминает Евфросин (Евфросин. Отразительное писание... С.89). Из того факта, что участвовавшая в этой «гари» и оставшаяся в живых женщина была привезена в Каргополь, можно заключить, что Янгоры были в районе Каргополя. 220 сожженных в Вонгорах (которые Хр. Лопарев отождествлял с Янгорами. — См.: Евфросин. Отразительное писание... С.057) поминаюгся в старообрядческом Синодике (Пыпин А. Н. Сводный старообрядческий Синодик... С.25).

14 Евфросин. Отразительное писание... С.81—83. Евфросин в 1,75 раза завысил число горевших (350 человек).

15 Там же. С.77.

16 Записанный в росписи каргополец Ивашко Васильев сын Нечаева и есть упоминавшийся ранее в документах каргополец Ивашко Васильев прозванием Ульяхин (I-л.146).

17 Денисов С. Виноград Российский. Л.117 об.—118.

18a Подробную характеристику трактата Евфросина см.: Елеонская А. С. Русская публицистика второй половины XVII в. М., 1978. С.186—231.

18b Примером может служить соответствующая глава фундаментальной, не потерявшей своего значения доныне работы П. С. Смирнова «Внутренние вопросы в расколе (С.53—58): влияние «Отразительного писания» Евфросина на взгляды и оценки автора просматривается вполне отчетливо. Заметим, кстати, что большинство по данной проблеме опирается (без должного критического разбора) на три вышеназванных источника, т. е. на сочинения, написанные в явно полемических целях. Тем не менее, сам Димитрий Ростовский отмечал, что пользовался часто непроверенными устными рассказами (Димитрий Ростовский. Розыск о раскольнической брынской вере. М., 1855. С.566).

19 Взгляды дореволюционных исследователей подробно изложены П. С. Смирновым (см.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы,.. С.063—071).

20 Изложение этой точки зрения и библиографию см.: Шашков А. Т. Самосожжения как форма социального протеста крестьян-старообрядцев Урала и Сибири в конце XVII—начале XVIII в. // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.296.

21 Карелия в XVII в. Сб. док. / Сост. Р. Б. Мюллер. Петрозаводск, 1948. С.308—309. 23 августа 1687 г. в Березовском наволоке произошла чевертая по численности (после Палеостровских и Пудожской) «гарь», в которой погиб соловецкий выходец Пимен.

22 РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 4112. Л.12 («гарь» 1688 г.).

23 Там же.

24 См.: Шашков А. Т. Самосожжения как форма социального протеста... С.295.

25 См.: Витов М. В. Поселения Заонежья в ХVІ—ХVII вв. как предмет этнографического изучения // Краткие сообщения Института этнографии. М. 1953. Т.19. С.77.

26 В приговоре Боярской думы по отписке новгородского митрополита Корнилия (март 1683 г.) неоднократно используется формула «пристанища их разорил» (I-л.142 об.,143 об.,144 об.).

27 «Со всеми статками» ушла в Доры жена Якима Давыдова (І-л.174).

28 РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 3616 Л.2.

29 Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. М., 1989. Т. І. Ч. 1. С.708.

30 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1. С.475.

31 В выписи в доклад, предшествовавшей окончательному приговору Боярской думы по делу дорских старообрядцев, особо отмечалось, что «в Каргополских писцовых книгах 129-го и 130-го годов тех речек и земель прозванием Дор не написано» (III-л.14).

32 РГАДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1179. Л.69 об.

33 Там же. Л.64.

34 Там же. Л.67—68.

35 Там же. Л.68.

36 Архимаидрит Паисий, действителыю, оказался прав. Прошло лишь два с половиной десятилетия, и старообрядцы основали в этих местах свое поселение. В 1710 г. старообрядцы Выго-Лексинского общежительства приобрели в Заднедубровской волости на реке Чаженге плодородные земли и организовали здесь общежительство (См.: Филиппов И. История... С.138—139).

37 РГДА. Ф. 159. Оп. 1. Д. 1179. Л.69 об.

38 По приговору Боярской думы от 1 мая 1684 г. взятые в Дорах иконы, кресты и книги должны были быть присланы в Москву и отданы патриарху (III-л.15).

39 Такой тип старообрядческой колонизации подробно рассмотрен в работах В. Г. Дружинина (См.: Дружинин В. Г.  Старообрядческая колонизация Севера // Очерки по истории колонизации Севера. Пг., 1922. Вып. І. С.69—76; Он же. К вопросу о колонизации старообрядцами Олонецкого края в конце XVII в. // Сборник статей по русской истории, посвященных С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С.293—305). Связь старообрядческого пустынножительства с крестьянским побегом и крестьянской колонизацией Сибири в XVIII в. исследована Н. Н. Покровским (См.: Покровский Н. Н. Беглецы на Каранинском озере (середина XVIII в.) // Известия СО АН СССР. Серия общественных наук. 1974. № 1. Вып. I. С.90—95; Он же.  Крестьянский побег и традиции пустынножительства в Сибири XVIII в. // Крестьянство Сибири XVIII—начала XX в. Классовая борьба, общественное сознание и культура. Новосибирск, 1975. С.19—49).

40 Андроник, как он показывал в расспросе, пришел в Доры «недель з десять» до приезда Ф. Козина (II-л.114). К уже собравшимся старообрядцам присоединился и соловецкий выходец Иосиф (Филиппов И. История... С.45,65). Первые две «посылки» в Доры также не заметили в собрании никаких чернецов.

41 Попавшие под следствие и не принесшие раскаяния старообрядцы подлежали казни: их сжигали в срубе. Самосожжение означало ту же огненную смерть (некоторые старообрядцы даже считали, что гораздо больший грех предаться на мучение в руки никониан. См.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы... С.65). В данной статье мы не ставили задачи анализировать самосожжения с догматической точки зрсния. Достаточно сказать, что эта крайняя форма ухода от мира антихриста имела под собой определенные религиозные основания (См.: Евфросин. Отразительное писание... С.04—05; Смирнов П. С. Внутренние вопросы... С.63-67).

42 На наш взгляд, этот факт еще не может служить доказательством намерения старообрядцев сжечь себя, как полагает А. Т. Шашков (См.: Шашков А. Т. Самосожжения как форма социального протеста... С. 299). Напротив, Тегенская «гарь» 1687 г. типологически близка именно к дорским событиям, а не к палеостровским самосожжениям. Поэтому нам представляется более правильной точка зрения, высказанная Р. Г. Пихоей относительно ряда сибирских самосожжений, которые он связывал с новыми крестьянскими поселениями обычного типа (См.: Пихоя Р. Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец ХVII—ХVIII в.). Свердловск, 1987. С.43, 55—56, 58—59).

43 II-л.36—37; РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 4112. Л.46 («гарь» 1688 г. Мишки Кушникова и Ивана Серого «с товарыщы» в Черном лесу за Салмозером и Корбозером).

44 В «доезде» попа Григория Васильева и дьякона Петра Степанова (12 февраля 1683 г.) говорилось, что все старообрядцы собрались в избе Ивана Ульяхина, а не в какой-то специальной постройке (І-л.147).

45 РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 4112. Л.46 (самосожжение в Черном лесу Мишки Кушникова и Ивана Серого «с товарыщы» 1688 г.); Ф. 163. Оп. I. Д. 7а. Л.28 (самосожжение во дворе Якушки Соломенного на Туксе реке в Олонецком погосте 14 марта 1684 г.); Ф. 159. Оп. З. Д. 3616. Л.5 («гарь» в Лопском погосте Пужамагубской волости); АИ. СП6., 1842. Т.5. С.389 (Пудожская «гарь» 1693 г.)

46. ДАИ. СПб., 1867. Т.10. С.14.

47 Там же. С.19.

48 На это обратил внимание еще Н. Я. Аристов. Опираясь на материал «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова, он рассматривал собрания Игнатия Соловецкого близ Каргополя, Емельяна Повенецкого на Рязани и Иосифа Сухого в Пудожском  погосте как общины, которым не удалось развиться (Аристов И. Я. Устройство раскольничьих общин // Библиотека для чтения. 1863. № 7. С.3. (четв.сч.). В позднейшей литературе эта точка зрения, высказанная до публикации «Отразительного писания» Ефросина, практически не получила ни поддержки, ни дальнейшей разработки.

49 О начале Выговской пустыни: Малоизвестный документ из собрания Е. В. Барсова // Памятники литературы и общественной мысли эпохи феодализма. Новосибирск, 1985. С.243—244.

50 Там же. С.244.

51 Юхименко Е. М. Новые материалы о начале Выговской пустыни // ТОДРЛ. СПб., 1994. Т. 47 (в печати).

52 Демкова Н. С. О начале Выговской пустыни... С.244.

53 Юхименко Е. М. Новые материалы...

54 Демкова Н. С. О начале Выговской пустыни... С.244.

Приложение

ДЕЛО О КАРГОПОЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦАХ

1. 1683 г. февраля 12. — «Доезд» попа Григория Васильева и дьякона Петра Степанова в Доры.

{л.146} Список з доезду слово в слово.

191-го году февраля в 12 день Тихвина монастыря перед архимандритом Макарием да соборныя церкви Премудрости Божии перед священником  Никитою Тихоновым  Каргапольского уезду Плеския волости вознесенской поп Григорей Васильев да города Каргополя соборной церкве Рожества Христова дьякон Петр Степанов в допросе сказали: по указу де преосвященнаго Корнилия, митрополита Великаго Новаграда и Великих Лук, февраля в 7 день приехали оне в Доры с новгородцкими стрелцы и с каргополскими приставы и с софейским приставом же с Силкою Григорьевым и с понятыми людми Заднедубровския волости, а понятых де людей с ними было шеснатцать человек.

И в первых де Дорах стоит изба, и в той де избе не заехали никого людей никаких, толко де стоит анбар с хлебом, и тот за рекою Чаженгою, а в анбаре де в том хлеба ржи и жита и муки, по скаске понятых людей, четвертей со сто. А от тое де избы и от анбара проехав в темной лес в Доры версты с три и нашли де на реке на Порме стоит семь изб, а изо всех де ис тех изб собралися люди мужеска полу и женска и с малыми робяты в одну избу. По скаске первого их учителя вора и расколника и Церковнаго мятежника каргополца Ивашка Васильев прозванием Ульяхина, в той де избе человек с восмьдесят и в той де избе сидят оне запершися. И он[е] де, поп Григорей и дьякон Петр, к той избе пришли и учали тех людей звать на уговор, чтоб оне послушали святейшаго патриарха и преосвященнаго митрополита указу и книги «Увета» и покорили бы ся святей соборной и апостольской церкви и великим государем вину свою принесли и крест целовали, такъже и у святейшаго патриарха и у преосвященнаго митрополита прощения и благословения просили в своем непокорстве и в сомнении святых книг. И пришел де из них ко дверям // {л.147} расколник и церковной мятежник, а назвался Гришка Бродяга и начал де говорить: «Мы де вас не слушаем и слушать де у вас нечево, приехали де вы от еретиков и сами де волки вы и хищники и еретики». А иных де их слов и писать невозможно, и бранив де много, сами в той избе и зажглися. А оне де, поп Григорей и дьякон Петр, велели стрелцом и понятым людем у той избы окна выбить для досмотру, много ли в той избы людей и какие люди. И у них де в ызбы солома и скалвы и береста и лну и пенки на полу и по гряткам навешено горит, а они де, з жонками и з девками обнявшися, стоя шатаются и стонут, а малые де робята на ошестках и по лавкам крычат и все де стонут, а никаких речей не говорят. И оне де, поп Григорей и дьякон Петр, их, расколников, из огня вон вызывали, и двери де у той избы у них забиты, а окна де малы, вытти невозможно. И как де их огнь одолел, и пошол де от них смрад, что де невозможно близ тое избы человеку стоять от смрада, и они де оттоле и поехали за реку за Порму впред в далныя Доры, где у них поставлена часовня, а наперед себя послали трех человек понятых людей да трех человек новгородцких стрелцов да каргополского пристава для вести, что едут к ним, мятежником, с уговором, а не з боем и не с оружьем.

И как де те передовые их посланные люди пошли в задние Доры, и встретили де их с оружьем пять человек да три человеки с рогатины и начали де у них спрашивать, хто де имянем едет и что с ними подвод и много ль де служивых людей. И они де им про то сказали, хто имянем едет и с чем и по какому указу и сколко с ними понятых и служивых людей. И против де тех их речей те расколники сказали: «Сповал де муки будет», — и, молвив, на лыжах пошли в сторону, а те де их понятые и служивые люди пошли впред к вору и учителю их Ивашку по прозванию Ульяхину. И пришед де, обвестили про них, попа и дьякона, по какому де указу и с чем едут, и он де, вор Ивашко, сказал: «Подите де и пошлите к нам их, попа и дьякона, с ними де у нас и слово будет». И они де, поп и дьякон, к ним приехали, и в той де у них деревни стоит часовня да двенатцать изб жилых, а сколко де в тех избах жилых людей, про то де им неведомо, потому что де их ни в одну избу не пустили. И пришед де оне к ызбе вора Ивашка Ульяхина под окно, вычкли святительской указ и объявили де им книгу «Увет духовный», и он де, вор Ивашко, выслушав святительской указ и наказную память, сказал такие бранные слова: «От еретиков де вы присланы и сами де вы еретики и книга де ваша, тот «Увет», еретическая и складывали де тое книгу еретики, а у нас де и свои книги есть». И они де, поп и дьякон, учали ему, Ивашку, говорить: «Креста де вы великим государем не целовали». И он де, Ивашко им сказал: «За кого де нам крест целовать», - и перекрестясь де сказал: «У нас де свой крест, некому де нам креста целовать». И они де, поп Григорей и дьякон Петр, сказали ему, Ивашку: "Покайтеся де и принесите вину свою великим государем и покоритеся святей церкви и испросите благословения у святейшаго патриарха и у преосвященнаго митрополита, и преосвященный де митрополит благословит вам церковь святую построить и священника учинит». И они де против того сказали: «Каяться де нам некому, покаемся де мы небу и земли, а какие де у вас ныне и попы, нет де благочестия, ни церквей, все де ныне не церкви — костелы». А стоял де он, Ивашко, в той избы под окном в одной рубахе и бес пояса в соломе, а за ним де // {л.148} жонки и девки и малые робята, перевязаны руки назад, и огонь де на ошостке горит, а изба де и окна заперты и забиты накрепко, да в той же де избы стоят два человеки с пищалми, а иные де пищали весят у них по стене. И служивые де у них тех пищалей учали просить, и он де, Ивашко, сказал: «На што де вам пищали?» — и дал де им в окно денег восм алтын, а нам де, попу и дьякону, сказал: «Болши де того у нас с вами речей не будет никаких, подите де, отколе пришли, пока целы, потому что де у нас не одной матки детки, и вы де нам люди знакомые, а что бы де приехали незнакомые и мы б де их всех перебили и от нас бы де они живы не уехали».

И они де, поп и дьякон, и назад поехали, и как де в лес отьехали, и они де прислали за ними понятого Алешку Иванова. И он де, Алешка, пришед, им сказал: «Поезжайте де скорея прочь, пока де вас не перестреляют». И назад де едучи, заехали к той избы, которыя зажглися, а изба де згорела и опала. А понятые де люди им сказывали: во всех де Дорах по лесам и в горах подле реки Пормы сорок восм изб, а сколко в них людей, про то они не ведают. Да оне ж, поп и дьякон, сказали: Логовские де слоботки по скаске попа Ивана Семенова расколник Гришка Тарасьев Тшанников в тех Дорах згорел, да тое ж волости Сенки Родионова и Ивашка Васильева з женами и з детми в домех не изъехали, а живут де в тех их избах подворники, и про них де, Сенку и Ивашка, сказали, что сьехали в Доры. Да против скаски Нижноборския волости троицких попов Никиты Алексеева да Июды Якимова, в их де волости Аврамко Онуковской да братья ево Маркелко да Ондрюшка з женами да вдова Натальица Тарасова дочь с сыном Оскою Фокиным и с ево братьями в Дорах же, а дворы де их пусты. Да против скаски Заднедубровские волости попа Максима, Стенки де Григорьева дети пять сынов да вдова Катеринка Кириловская жена з детми с Сергушкою да Алимпейком и з женами их и з детми да вдова Февроньица Андреевская жена Морянинова з детми с Миткой да с Федкою и с их женами и з детми, те все сьехали в Доры ж, а дворы де их пусты. Да против тех же вышеписанных попов скасок привезли в Каргополь для допросу оне, поп и дьякон, Нижноборской волости Першку Григорьева Мухина да Ириньицу Игнатьеву дочь Савинскую жену Наумов да Ефтюшку Иванова Онюшина да Заднедубровской волости Стенку Григорьева сына Сидалина.

У подлинных допросных речей написано: К сим допросным речам Плеские волости вознесенской поп Григорей Васильев руку приложил.

К сим допросным речам города Каргополя соборные церкви Рожества Иисус Христова дьякон Петр Степанов руку приложил.

РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.146—148

2. 1683 г. марта между 8 и 19. — Отписка Корнилия, митрополита Новгородского и Великолуцкого.

{л.142} Благоверным и благородным и христолюбивым великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, богомолец ваш Корнилий, митрополит Великаго Новаграда, Бога моля, челом бью. В нынешнем во 191-м году ноября в 22-м числе в вашей, великих государей, грамоте из Новгородцкого приказу за приписью дьяка Василья Бобинина писано ко мне, богомолцу вашему, а велено в Великом Новегороде и во всей Новгородцкой епархии в городех и в пригородех расколников, сыскивая, приводить в духовный мой, богомолца вашего, приказ и роспрашивать и чинить им указ по правилом святых апостол и святых отец, а которые расколники доведутся градцкому суду и тех отсылать к боярину и воеводе к Ывану Васильевичю Бутурлину и к дьяком, а которые расколники учинятся силны и для поимки таких церковных расколников моея, богомолца вашего, епархии в Великом Новегороде и в ыных городех у бояр и воевод и у дьяков и у приказных людей велено имать служилых людей, сколко буде надобно, а буде в которых городех воеводы и приказные люди для таких расколников служилых людей давать не учнут, и о том велено писать мне, богомолцу вашему, к вам, великим государем.

А в прошлых во 189-м и во 190-м годех посланы были от меня в Новгородцкую епархию к закащиком грамоты о посте, чтоб всяких чинов люди во святые Четыредесятницы на исповедь ко отцем своим духовным приходили и святых таин причащались и антидор принимали по новоисправному изложению безо всякого сомнения, а которые всяких чинов люди отцем своим духовным в церковном исправлении будут ослушны и непокорны и о том велено заказщиком изо всей епархии писать ко мне, богомолцу вашему.

И прошлого ж 190-го году марта в 14 день писал ко мне Кресного монастыря архимандрит Паисей: в Каргополском де уезде Заднедубровской волости в Черном лесу прозванием в Дорах объявилися многие церковные  расколники и живут дворами и хотят де около тех своих дворов строить острог. И я, богомолец ваш, писал к нему, архимандриту, и велел ему в те Доры для уговору их, расколников, ехать, чтоб оне от злаго своего обычая престали и ко святей Божии церкве обратилися и в домы свои возвратились, а в Каргополь к воеводе к Андрею Салтыкову писал, чтоб // {л.143} ему, архимандриту, для опасу от расколников дал служилых людей.

И в том же во 190-м году маия в 3 день Кресного монастыря архимандрит Паисей писал ко мне, что он к ним, расколником, ехать не смеет, потому что те Доры от него удалели и расколников собрание многое. И того ж прошлого 190-го году маия ж в 15 день писали ко мне ис Каргополя поповские старосты и прислали приходцких попов скаски за руками, а по тем их скаскам расколников по имяном восмьдесят четыре человека. И в нынешнем во 191-м году декабря в 7 день я, богомолец ваш, для сыску и исправления тех расколников в Каргополь и в Каргополской уезд в Заднедубровскую волость в Черной лес в Доры послал Тихвина монастыря архимандрита Макария да из Великого Новагорода соборные церкви Премудрости Божии священника Никиту Тиханова с книгою «Уветом» да с ними подьячего да дву человек приставов да стрелцов шесть человек и под наказом ему, архимандриту, расколником имянную роспись послал, а в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Волконскому писал, чтоб архимандриту и священнику о всяких чинов людех и сколко человек пригоже к новгородцким стрелцом в прибавку для поимки расколников учинил бы по вашему, великих государей, указу, чтоб в сыску расколников никакова мотчания не учинилось, и о том с вашей, великих государей, грамоты список, какова ко мне, богомолцу вашему, прислана, к нему, столнику и воеводе, послал.

И нынешняго ж 191-го году февраля в 21 день писал ко мне Тихвина монастыря архимандрит Макарей и прислал каргополским церковным расколником допросные речи и отцев их духовных скаски, а по тому ево, архимаричью, розыску и по допросным речем пущих расколников и непокорников Каргополского уезду Павловские волости деревни Васильевской Ондрюшка да Аврамко Леонтиевы да отец их Левка, которые чинят святей церкви великую противность, и те де расколники отосланы Ондрюшка да Аврамко в Ошевнев монастырь, а отец их Левка в Строкину пустыню, а иные де расколники дватцать четыре человеки святей церкви принесли повиновение и от расколу престали и отцы духовными свидетелствованы и для исправления отданы отцем их духовным с росписками, а досталные расколники по росписи, что написаны архимандриту, пятдесят семь человек до его до архимандрича приезду розбежались.

А в Заднедубровскую волость в Черной лес в Доры для уговору расколников с книгою «Уветом» посылал он, архимандрит, Каргополского уезду Плеские волости попа Григорья да Каргополского Рожественского собору дьякона Петра, а с ним новгородцких стрелцов трех человек да пристава, да в тоежде посылку столник и воевода князь Володи // {л.144} мер Волконской каргополских пушкарей дал им трех человек. И тот де поп Григорей и дьякон Петр, приехав ис тое посылки, из Доров, подали ему, архимандриту, доезд, и по тому де доезду он, архимандрит, в Каргополе столнику и воеводе послал писмо, чтоб в Заднедубровскую волость послать застава, где пристойно, и велети б учинить заказ крепкой, чтоб из Доров от расколников хлебных запасов и всякого живота не возили и к ним бы никого не пропускали. И столник и воевода князь Володимер Волконской сказал, что ему о том вашего, великих государей, указу нет и заставы де поставить не по чему.

И ныняшняго 191-го году марта во 2-м числе ведомо мне учинилось, что в Каргополском уезде многия церковныя расколники, собрався, живут от Кенской волости верстах в сороке на Янгорах и на Великих озерах. И того ж марта в 8-м числе писал я, богомолец ваш, в Каргополь к столнику и воеводе ко князю Володимеру Волконскому, чтоб он для расколников поимки в Доры в Черной лес и на Янгоры и на Великие озера о болшой посылки учинил бы по вашему, великих государей, указу, чтоб ис тех мест расколники и святыя церкви противники по зимнему нынешнему пути врознь не разошлись во многие места и в народех прелесным учением своим смуты б не учинили.

А что пущие расколники и противники три человеки в допросе сказали и каков доезд из дорской посылки ко мне Тихвина монастыря от архимандрита Макария прислан, и с того доезду и з допросных речей списки я, богомолец ваш, послал к вам, великим государем, под сею отпискою. И о том, великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, о расколниках что укажете.

{л.142 об} Адрес: Благоверным и благородным и христолюбивым великим государем царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем.

Пометы: В Новгородцком приказе.

191-го марта в 19 день подал отписку Новгородцкого митрополита стряпчей Василей Качалов.

РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.142—144.

3. 1683 г. марта 20. — Приговор Боярской думы о сыске старообрядцев в Дорах.

{л.142 об.} 191-го марта в 20 день великим государем и сестре их великой государыни благородной царевне известно, и бояром чтено. И по указу великих государей бояре, слушав сей отписки, приговорили тех расколников и церкви Божии противников,  которые  церкви  Божии  и преданию святых апостол и святых отец не повинуютца, допрося их о том накрепко, и буде повиновения не принесут, зжечь. А о достолных расколниках розыскивать и послать на них, в которых они местех живут, посылку немалую, велеть их переимать и пристанища их разорить и искоренить. И для того поставить в пристойных местех заставы крепкие. А как тех расколников переимают, и их распрашивать и к великим // {л.143 об.} государем писать тотчас с нарочными гонцы. Да и впредь того воеводам велеть смотреть накрепко, чтоб расколники в лесах и болотах не жили. А где объявятца, и они б их сыскивали и имали и пристанища их разоряли. И в волостях у старост и у крестьян спрашивали почасту, нет ли у них церковных расколников и мятежников и не збежал ли кто у них для того и в которые места збежал, о том бы они приносили явочные челобитные. А они б, воеводы, о тех людех по изветным их челобитным розыскивали и таких людей сыскивали. И о том послать великих государей грамоту в Каргополь к воеводе, да и к митрополиту Новгородцкому для ведома великих государей грамоту послать же. Да и во все городы, которые ведомы в Посолском и в Новгородцком приказех, послать и воеводам // {л.144 об.} великих государей грамоты о расколниках церковных, чтоб они их имали и пристанища их разоряли. Против того ж, какову грамоту велено послать в Каргополь, да и во все приказы, в которых городы ведомы, послать о том же памяти. А в Новгород к митрополиту велеть о том ис Каргополя воеводе писать же почасту и делать те дела с ведома митрополитова и советуя о том с присланными для того ж дела от митрополита.

РГАДА. Ф. 159. Оп. З. Д. 1945. Л.142 об. —144 об.

 

Категория: Самосожжения в истории староверия | Добавил: samstar-biblio (2008-Янв-02)
Просмотров: 1383

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2022Бесплатный хостинг uCoz