По существующей в семье легенде, появление рода Ховриных на Руси относится ко времени княжества Дмитрия Донского, а именно, год 1391 – ый.
Знатный византийский купец Степан Васильевич Ховра, «гость московский», снабжал великокняжеский двор золотой парчой, серебряными кубками и другими, редкими на Москве вещами. Ховрины были в большом уважении при княжеском дворе. Отправляясь на битву с татарами, Дмитрий Донской, сообщает одна из версий «Сказания о Мамаевом побоище», взял в боевой поход одного из сыновей Степана Васильевича – купца Кузьму Ховрина, чтобы тот, как человек вездесущий, разнес по городам и весям весть о доблестной победе русского войска. Другой сын Ховрина – Григорий Степанович дал большой выкуп за внука Дмитрия Донского – великого князя Василя Васильевича, плененного татарами. Ховриным были пожалованы самые высокие чины и звания. Без малого полтора века они управляли государевой казной, были окольничими, боярами.
Один из потомков Ховриных, Петр Петрович попал в опалу во время правления Ивана Грозного. У Ховриных были отняты все имения, многие родственники, лишенные чинов и званий, под охраной опричников были выдворены на восточные окраины Московского государства. Так Ховрины оказались в местах обширного Волжского края, в будущей Симбирской губернии. Пережив унижение и оскорбления, они, как простые крестьяне, начали строить для себя новую жизнь.
Новая история рода Ховриных начинается в конце XIX века. Возможно, хутор Дворянские выселки, где проживал крестьянин Федор Лазаревич Ховрин, носил свое название от его сородичей дворян, выселенных некогда в эти места. Семья Федора Лазаревича была трудолюбивая, зажиточная и большая, придерживалась старой веры. Сначала Ховрины строят большой дом в ближайшем селе Загарино, а затем пять домов в уездном г. Кузнецке Саратовской губернии. Все они предназначались для пятерых сыновей Федора Лазаревича – Степана, Егора, Ильи, Матвея, Семена и их семей. Каменные дома Ховриных, в два этажа, с торговыми палатами и обширными надворными постройками, занимали целый квартал по ул. Дворянской (ныне ул. Ленина). Вход в их дома, как правило, украшало крыльцо, с ажурными чугунными навесами и лестницами.
«Кузнецк – городишко маленький, но торговый, говорили Ховрину знакомые купцы, - на ярмарку туда съезжаются купцы из Нижнего, Твери, Самары, да и местные торгуют. Парни твои с головой, выйдут они в Кузнецке в люди.» Город славился кузнечным, кожевенным и ситно – решетным ремеслами. Ховрины стали поставлять ремесленникам и кустарям конский волос, торговать конской упряжью, барочными гвоздями, пенькой.
Через несколько лет два брата Ховриных Егор Федорович и Степан Федорович уезжают в Оренбург, где основывают большой маслобойный завод, который среди оренбуржцев и поныне известен как "Ховринский". При этом, им помогал сын Степана Федоровича – Зиновий.
Всем детям Ховрины старались дать хорошее образование. так Мария Семеновна с сестрой Александрой стали бухгалтерами, Ольга Ильинична – врачом, Артемий Ильич и Михаил Степанович – кадровыми офицерами русской армии.
«Купечество – купечеством, - вспоминает внучка одного из Ховриных – Екатерина Сергеевна, - но христианские обычаи и законы в доме соблюдались очень строго. В последнее время все вопросы веры держались на жене Зиновия Степановича – Матроне Федоровне, человеке глубоко релегиозном. Она происходила из помещечьего рода Сабуренковых (с.с. Телегино и Синявка, что под Пензой). Все члены большой семьи постоянно посещали храм, наряду с мирской владели и церковной грамотой, в доме было много икон и книг.
Иконы и книги как приобретались в разных местах, так и заказывались по разным случаям. К настоящему времени у потомков Ховриных, по линии Зиновия Степановича, остались лишь две иконы из большого и богатого иконостаса. Одна, «Богородицы Корсунской», явно не местных писем, а вторая - «Умягчение злых сердец», работа сызранских иконописцев. На обороте последней сохранилисьзаписи карандашом, сделанные мастером: что должно быть изображено, оговоренная цена - 6 рублей и что у Ховриных взят задаток 1 рубль. Судя по изображениям святых на клеймах – Паисия, Уара и Екатерины, можно предположить, что заказана она в память умерших некрещенных младенцев. А присутствие образа священномученика Антипы, скорее всего, говорит о его имени.
Спустя несколько веков после лишения, Артемий Ильич по крупицам, по архивным документам, восстанавливает родовой герб Ховриных и восстанавливает их в российское дворянство. Но с наступлением октябрьских событий 1917 года, Ховрины вновь были лишены всех званий и имений. Они были вынуждены покинуть родовые дома и рассеяться по белу свету. Дома к настоящему времени уже разрушены.
Потомки Ховриных проживают в Тольятти, Санкт – Петербурге, Харькове и многих других городах России и за ее пределами.
Упомянутая Екатерина Сергеевна постоянно расспрашивала родственников о родословии семьи, читала историческую литературу, восстанавливала пробелы. Таким образом, выстроилась красивая история с настоящими историческими персонажами. Параллельно с ней другой потомок Ховриных – Евгений Леонидович, кандидат филологических наук, проживающий в настоящее время в США, подготовил книгу о своих знатных предках. Скоро она выйдет из печати.
В статье использованы воспоминания Торговцевой Екатерины Сергеевны, 1921 г. р., а так же статьи:
М. Гриб. Ховрины. Газета «Кузнецкий рабочий», 18 февраля 1994.
Е. Ховрин. Древо. Газета «Кузнецкий рабочий», 17 апреля 2002.
П.В.Половинкин
Календарь ДПЦ на 2005 год
|