Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Михаил (Семенов), епископ

Михаил (Семенов), епископ. Изведи из темницы душу мою...
Человек в условиях здешнего существования находится как в тюрьме, «темнице».
 

«В каждом человеке, в душе его, заключен благородный невольник, которому он должен дать свободу. Нет человека на свете, в глубине души которого не шумел и не звенел бы часто цепями благородный, крепко скованный узник (душа), но за шумом житейским, за водоворотом занятий, тревог, радостей и печалей мы этого большей частью не слышим: не замечаем тоски и вздохов внутреннего человека, взывающего о воздухе и свободе».

 

Для того чтобы человек не считал свою обычную жизнь истинной стихией своего духа, чтобы он тюрьму греха не считал истинной свободой, Церковь назначает особые времена, когда она пытается вывести человека из темницы греха к свободе и чистому воздуху богообщения.

 

Такими временами прежде всего являются посты. «Время благоприятное... день спасения».

 

С внешней стороны пост христианский состоит в устранении от обычных житейских удовольствий (развлечений), в воздержании от известных видов пищи и в умеренности трапезы вообще, в молитве и исповеди. Все эти части церковной дисциплины ведут к внутренней цели поста — обновлению души, покаянному перелому в ней, ее воскресению через покаяние.

 

Воздержание от развлечений, уединение в тихий мир семьи и в келию души — первое условие покаяния. То, что называется «развлечением», иногда невинным развлечением,— часто та тонкая, но цепкая паутина, сеть диявола, в которой запутывается душа.

 

Мы не хотим лишать человека света и радостей жизни. Но нельзя скрывать, что, «кто не собирает, тот расточает». Если известного рода удовольствие не умножает богатство души, не делает ее тише, светлее, сильнее и разумнее, оно отводит его от вечных целей его христианского и человеческого существования и, следовательно, преступно не с темно-монашеской, а просто с человеческой точки зрения.

 

Само слово «развлечение» указывает на то, что оно развлекает человека, отвлекает его от серьезного дела, от серьезных, высоких чувств и мыслей, рассеивает, разбрасывает и раздробляет нашу душу, разменивая золото нашей души на грошовые мелочи, на пустяки и труху. Развлечения, которыми «убивают время», понемногу убивают и души, опустошают душу, выветривают и сушат ее, принижают, грязнят, стирают яркие краски богоподобия с внутреннего образа человека.

 

Если даже праздность, как мудро говорит святой Макарий Великий, «зовет помысл «странствовать» по дорогам греха, то еще больше, еще сильнее влечет на эти дороги развлечение, то есть, пребывание в атмосфере суетных речей, праздных разговоров, соблазняющих образов недоброй беседы, книги, зрелища. От этой «копоти» нужно остерегаться всегда — и тем более в дни поста, главная задача которого — перенести человека в область иных настроений, «вывести душу из темницы этой серой, нищенски убогой жизни,— вывести ее из смрада и угара на свет и простор, на вольный воздух доброй, разумной жизни, — подняться, встряхнуться, почистить и посветлить загрязненный в нас образ Божий, зажечь дремавшую и заглохшую в нас искру Божию, поставить нас лицом к лицу с высшими интересами и задачами жизни».

 

Даже от развлечений, в которых есть элементы доброго и нужного: полезная книга, зрелище, волнующее душу добрыми настроениями, серьезная беседа (я эти удовольствия не назвал бы развлечениями),— Церковь советует уклоняться в посте. И вполне понятно: если мы обдумываем планы жизни, мы не станем в это время заниматься решением алгебраических задач, как не будем, обдумывая устройство огорода, читать о философии.

 

Тем более неуместно в дни, когда мы хотим быть с Богом, когда «Душа и Бог» — единый предмет дум, уходить в сторону, к делам даже не вредным, может быть, полезным, но посторонним для главной цели. Не говорим уже о том, что во всех делах и удовольствиях мира, даже чистых, прилагается, хотя в малой мере, и копоть греха, способная разрушить собранность духа, какая должна быть во время поста. Мы говорим это, чтобы предложить читателям необходимое, по нашему мнению, правило: во дни говения, по крайней мере, должно бросить не только развлечения, но и обычную работу, — уйти и от обычного труда, если этот труд ставит лицом к лицу с людьми, с соблазном, искушением (торговля и т.п.).

 

Слышу возражение: Вы требуете невозможного. Разве нельзя соблюсти чистое сердце и среди сует? Отвечу старым рассказом.

 

Один старец встретил молодого монаха, выходившего из харчевни, и сказал ему: «Э, брат! Не доброе дело сюда ходить!» Тот отвечал ему: «Поди! Лишь бы сердце было чистым»... Тогда старец с изумлением сказал: «Сколько лет живу я в пустыне, и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистого сердца, а ты, юный, ходя по харчевням, успел приобресть чистое сердце! Диво!»

 

Вот тоже — и увы! — не только в харчевне, но и вообще среди житейского дела трудно соблюстись от рассеяния. Недаром в древних пустынях иноки в посте даже уходили от братии своей. Удаляясь от суеты, развлечений, христианин в посте далее должен собрать «душу свою», т.е. сосредоточить ее в Боге. Средство для этого — молитва. Мы не хотим сейчас говорить о плодах и свойствах молитвы. Против нее не находят возражений даже отрицатели Церкви (например, Толстой). Ее признает как средство возрождения и познания даже теперешняя неверующая психология.

 

Но вот   обстановка молитвы:  поклоны, скудная пища, словом, режим не духовный, а чисто телесный,— зачем он?

 

Святые отцы разъяснили нам мудрость этих установлений. Чтобы сделать душу способной к действительному единению с Господом, нам нужно победить сопротивление тела. «Покой тела» — враг молитвы — разъясняет Исаак Сирин. Если цепь от электрической машины проведена в землю, то сколько ни верти колесо, тока не будет. Электричество будет уходить в землю. Обленившееся тело тянет к земле, отвлекает от души благодать молитвы. Средство победить обленение тела — поклоны. От них согревается сердце.

Той же цели при побеждении тела, его тяготения к земле, служит и пост. «От поста высыхает болото греха, резвость обессиливает, страсти слабеют, сладострастие исчезает, усмиряется восстание плоти».

 

Но, постясь, нельзя ограничиваться внешним блюдением поста, следует научиться повторять: на пользу ли пост душе?

 

Два мерила помогут нам произвести эту проверку. Первое — это наше душевное настроение. Пост должен создать в душе настроение благостное, мирное, благожелательное. Не случалось ли вам видеть людей, которые в посте, в дни говения, особенно угрюмы, раздражительны, злы. Иногда самый пост служит поводом к проявлению этой раздражительности. У одного писателя есть рассказ о том, как два брата поссорились из-за масла в постный день. Один брат гневно мешает другому влить масло в картофель. Начинается ссора, и постник-брат бьет брата бутылкой с маслом, убивает его, мешая с кровью постный картофель. Очевидно, что здесь пост не создал настроения любовности, которая действует  не гневом, а любовью. Но наоборот — открыл даже больший доступ диаволу. Отчего это?..

 

Оттого, что пост чисто внешний внес в душу лишь самовозношение, гордость; не одушевленное святой мыслью и молитвой пощение раздражает, как неосмысленное лишение. Избави Бог от такого поста. Пост, суженный до одной пищи, не христианский пост. «Что пользы вам от поста, если вы совершаете его поверхностно и только воздерживаетесь от пищи? — говорит святой Иоанн Златоуст. — Пройдут определенные дни, пройдет и ваше пощение; если бы вы воздерживались от грехов, то ваш пост продолжался бы всегда во славу Божию».

 

«Совершенный пост состоит в отвержении всего нечистого и грешного. Поэтому постись от всех грехов. Не принимай пищу злости; не разгорячай себя вином невоздержания; воздерживайся от обмана, дурных слов и нечистых измышлений. Такой пост угоден Богу. Пусть постятся твои глаза, уши, язык, руки, вся душа, потому что все они согрешили».

 

Второе мерило истинности поста — положительные плоды поста. Пост,— сказали мы,— должен умножить нашу душевную силу, усилить наше молитвенное горение, оторвать от  будничных интересов, открыть нам глаза на грех и прокаженность нашей души и вырвать из души молитвенный и скорбный вопль:   Господи, прости, Господи, исцели. Если пост не несет этих плодов — он дурной пост. Значит, в нем есть какая-то болезнь. Лекарство, которое должно врачевать, само испортилось. Тогда нужно лечить самый пост. Как лечить, чем?

 

Нужно постараться войти в понимание истинного смысла поста и его целей.  Вспомните слова св. пророка Исайи.  Израильтяне жалуются Господу, что Господь не приемлет пост их. «Постились, и Ты не увидел, смирили души наши, и не увидел». Господь отвечает  им устами пророка: «Во дни поста вы ищете воли своей (того, что хочет прихоть ваша);  подчиненных вам мучите.  Если в судах и сварах поститесь и бьете смиренного, напрасно поститесь. Не такого поста хочу Я. Хочу поста, который в расторжении уз неправды, — в том, чтобы отпустить сокрушенных на свободу и разодрать всякое писание неправедное...». «Раздели алчущим хлеб твой, нищих, бескровных введи в дом твой, нагого одень...».  Это пост   истинный, и Господь услышит тебя (Исайя.,58,3-9).

Категория: Михаил (Семенов), епископ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-29)
Просмотров: 1952

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz