«Птица — из страха быть пойманной на земле — летает по воздуху и строит себе гнездо для отдыха и сна в самых высоких местах. Там она спит беззаботно, зная, что никто не может достать и поймать ее. Но и ее ухитряется обмануть птицелов. Подходит он к тому месту, расстилает тенета и посыпает на виду семена. Ими он сманивает птицу: она слетает и... делается добычей хитреца» (Антоний Великий)
Антоний Великий образно говорит о тенетах греха. Да, сети греха расположены всюду. Самое святое и чистое в жизни человеческой делается для него искушением и «сетью в погибель».
В евангельской притче зовет Господь на брак Сына Своего... И вот... приглашенные пренебрегли: пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою (Мф.,22,5). Или, как говорит Евангелие от Луки: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк.,14,18).
У каждого оказались свои причины не идти на зов Божий, свои тенеты, в которых они запутались: земля, торговля, брак...
Может быть, эти занятия сами по себе мешают служить Господу?
Нет. Что может быть лучше труда около земли? Земля и труд земледельца — лучший учитель. Земля учит возлагать упование свое на Того, Кто даст и дождь, и зной во время свое. Она учит молитве.
Не может быть препятствием к служению Господу и торговля: сами подвижники Фиваид выходили на рынки со своими корзинами и циновками, и это не мешало им быть первыми на браке.
Но то и другое может стать тенетами. Когда и почему?
В житии св. преподобного Иулиана (18 октября) рассказывается такой случай. Иулиан очень не хотел строить в своем монастыре амбаров для съестных припасов, так как забота об «утрие» не прилична монахам. Но, уступая братии, однако, позволил выстроить хранилища, указав точно соблюсти им размеры амбаров. В отсутствие Иулиана иноки выстроили амбары значительно больше.
— Смотрите, — укоризненно сказал Иулиан, — вы умножили размеры хранилищ своих. Не уменьшили ли сокровищницы свои на небе?
Поле и торговля не тенета для души, пока амбары не увеличены «выше меры», то есть пока им не отданы вся душа, весь ум, каждая мысль. Всецелая преданность «умножению амбаров» становится стеной между душой нашей и Богом.
— Все это мое, — гордо указывал одному мудрецу на свои амбары и поля богач.
— И это? — указал ему мудрец на небо.
Но именно небо не принадлежало ему: душа, опутанная паутиной забот, не помнила о небе.
Брак? Что святей семьи и брака?
Церковь установила брак для того, чтобы двое общими силами созидали свое спасение. Это школа святой жизни и школа любви. Но разве не становится семья «тенетами», не мешает идти на вечерю Сына Царева? Сколько людей уходят от путей правды, потому что у них «семья», которая будто бы принуждает поступаться правдой ради ее благополучия! Сколько людей стараются подавить добрые порывы духа, зовущие к жертве на доброе дело, или призывающие отдать часть сил своих обществу и общему делу только потому, что это будет в ущерб семье!
Но кто любит отца, или мать, или сына, или дщерь больше Христа (Сына Царева), не достоин Его.
Итак, как же: отказаться от всяких дел, от семьи? Нет, мы говорили уже не раз, что каждая профессия может быть святым «постом», святым делом, нужно только спасаться от тенет, изыскивая в каждом деле те его стороны, какими можно послужить Богу, и оберегаясь от лжи, какую всюду сеет диавол.
Нужно быть осторожным, как чуткая, умная птица. Возьмем пример со святых Божиих.
«Иной из них прославился нищетою (Илия), иной богатством (Авраам), один супружеством, другой девством. Иди, каким угодно путем — тот и другой ведет к небу.
Иной прославился постом (Иоанн Креститель), другой спасся и без поста (Иов).
И будучи царем, можно стяжать добродетель: порфира и корона нисколько не развлекали Давыда.
Ты хотел бы видеть, спасаются ли в воинском звании? — Смотри на Корнилия.
Спасаются ли домоправители? — Смотри на евнуха эфиоплянки...
Так преданный Богу человек равно является добродетельным, находясь в богатстве и в бедности, в болезни и здравии, в славе и бесчестии. Осторожному ничто не может сделать вреда» (Иоанн Златоустый, толкование посланий, беседа 12, с. 238).
|