Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Михаил (Семенов), епископ

Михаил (Семенов), епископ. О воспитании. На праздник Введения в церковь Св. Девы Марии

В одной из прошлогодних бесед мы говорили о том уроке, какой дан нам в святом празднике Введения. Мы говорили, что праздник учит нас «вводить детей» еще в детстве в святую атмосферу храма, внушать им любовь, живую любовь ко Христу.

В самом деле, отчего Святая Дева избрана из всех женщин мира, чтобы стать «скинией Господа»? Отчего Она стала Честнейшей херувим, стала небом, вместившим Невмсстимого? Оттого, что родители сумели воспитать в Ней святое горе­ние, тяготение к Богу, любовь к Христу еще не родившемуся но предсказанному пророками. Предание рассказывает, что Святая Дева трех лет взошла одна без помощи человеческой по 15 ступеням храма.

Надо полагать, что Она читала и пятнадцать так называемых песней ступеней - пятнадцать псалмов, читавшихся (по одному) на каждой ступени лестницы, а эти псалмы полны чувствами свя­того стремления в высь Господню, в скинии Божий, к Богу.

«Возвожу очи мои к горам, откуда помощь моя» - поет псалмопевец.

«Радовался я, когда мне сказали: пойдем в дом Господень... К  Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах...»

«Надеюсь на Господа, надеется душа моя. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи - утра» и т.д.  (псалом 120, 121 и 129 и т.д.).

Все эти песни ступеней звучали уже и в душе трехлетней Девы, и потому нашла Она силу через пятнадцать ступеней храма войти в святое святых и через пятнадцать ступеней подвига жизни вой­ти в святая святых небес.

Родители воспитали в Ней любовь к Богу и храму Божию. Затем они ввели Ее в храм. Поставили под святое действие храма — молитвы и благодати. И вот она стала «Честнейшею херувим».

- Не тем ли же путем обязаны вести детей своих христиа­не? - писал я. И получил возражение: по разве мыслимо какое-нибудь сравнение со Святейшей и Чистейшей, Которая освящена была уже во чреве, Которая жила под постоянным соблюдением Духа Святаго»,

Верно. Сравнение невозможно, непозволительно. Однако ведь и мы, и наши дети с самого рождения освящаются силою Духа Божия, получают охраняющие их дары Божии. Но оставим и это: сегодня я намерен передать, как одна мать вела к Богу своего сына в среде порочной, в обстановке соблазна и греха.

Семья, о которой идет речь, состоит из мужа, жены, сына, двух дочерей и свекрови-матери - главы семьи. Муж - язычник, и при­том язычник, отдавшийся безудержно всем языческим порокам. Он вложил в детей семена зла, врожденное расположение к греху. Труд воспитания лежит на матери. И вот  из своего сына и дочерей она долгим трудом сделала великих слуг Божиих. Мы говорим о блаж. Монике, матери блаженного Августина, великолепную «Исповедь» которого наши читатели прочтут в будущем году.

Как же воспитывала она детей своих? О дочерях мы не знаем, но о воспитании сына рассказывает он сам.

Она приступила к великому делу воспитания еще до первого лепета ребенка, даже до его рождения. При первых намеках на дарованное ей Богом благословение, она, и без того преданная Богу и молитве, стала еще углубленнее, еще усерднее к слову Божию. Она из книг Священного Писания (которые в это время не вы­пускала из рук) узнала, что,давая ребенку жизнь, мать еще до его появления на свете может посвятить его Богу и окрестить еще в себе - в Духе Святе. Она усилила свои религиозные подвиги, заботилась вдвое о чистоте сердца, чтобы крошечную душу сделать себе подобной,  наполненной мыслями о святости жизни.

Беспокоясь об ответственности, лежащей на родителях, она обращала взор к небу, моля просветить ее и дать ей силу - ре­бенку передать любовь к добру и Богу...

«Во чреве матери моей просветился я»,- говорит Августин. И это выражение - «во чреве матери моей» - повторяется много раз в его «Исповеди». После рождения его тотчас отнесли в цер­ковь: обычая крестить детей тотчас после рождения тогда не бы­ло. Моника просила записать сына хотя в число оглашенных, «жаждавших крещения». Опасаясь чужого дурного влияния, Мо­ника боялась доверить ребенка нянькам и кормилицам и оберегала его у своего сердца. «Я, - пишет Августин, - вкусил сладость посвящения в молоке матери». Чтобы укрепить дитя в добре, Мо­ника просвещала его евангельскими рассказами, рассказывала о древних подвигах любви и веры. Она указала ему на небо, как на высшую цель стремлений, провела его по всем ступеням христиан­ского познания. Особенно много говорила она о том, как велика любовь Божия, как сошел Он в ясли бедным Слугою нас греш­ных, как, обагренный кровью, вознесся на крест грехов наших ради («Исповедь»,кн. 1,гл. 9). И она так сроднила душу сына с Христом, что много лет спустя, когда грех уже завладел Августи­ном, «он не забывал лучезарного Христова лика и бросал книгу, если не находил в ней имени Господа» («Исповедь»,кн. 3,гл. 4).

Сын вырос, и болото греха, влияние соседнего мира завлекло, затянуло его. Сам отец вел его к греху, стараясь оторвать от  Господа. Он живет, как сын блудный, часто вдали от матери - у той осталось только одно средство влияния - молитва. И она молит­ся. И вот закваска, положенная Моникой, оказалась такой силь­ной, что вся бурная жизнь Августина не смогла, по его словам запятнать начертанный ею образ Христа. После блужданий он все же вернулся к Господу, ибо «не могло погибнуть дитя стольких слез и такого попечения...».

Как видите, простая женщина в тяжелых условиях, однако, сумела ввести сына в храм Божий, привести его к поклонению Божьей воле; что же может помешать нам?

Нужно только помнить, что детей нужно воспитывать для Царства Божия. Нужно помнить заветы святых отцов. «Если вы хотите, - учат они, - чтобы дети вам вполне повиновались, при­учайте их читать слово Божие. Вместо любви к играм, забавам, нарядам научите их любить слово Божие». Оберегайте их от дурного общества. «Если родители принимают тщательные предо­сторожности, чтобы ни одна змея не ужалила их детей, то почему не должны бьши бы они прилагать такое же старание к тому, что­бы испорченность мира не коснулась их детей, чтобы они не вку­сили из золотой чаши Вавилона: Ведь нет яда, который не пре­подносили бы, не смешав его предварительно с медом» (бла­женный Иероним). «Не будем думать о том, - говорит Злато­уст, - сколько мы нашим детям оставим денег и имущества, но постараемся лучше внушить им добродетельное благочестие». На­учим их любить Христа и тогда, хотя, может быть, жизнь поме­шает им бодро идти по «пятнадцати ступеням» к Богу, то все же даже в глубине падения не погаснет для них светлый маяк Хрис­това лика и выведет их на дорогу.

1913 г.

Категория: Михаил (Семенов), епископ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-29)
Просмотров: 1480

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz