.....Я видел одну прекрасную картину, названную художником "Тень креста". Господь, еще Отрок, стоит около столярного станка Иосифа. Он только что оставил работу: стружки лежат на полу и станке. Дитя - Христос смотрит в узкое окно убогой комнаты. Видимо, наступает вечер: окно освещено красным светом заката. И перекладины окна вместе с углом тут же висящего угольника дают ясную тень осьмиконечнаго креста, прорезанного яркими последними лучами заходящего солнца.
Мысль художника ясна. Он хочет сказать, что уже и Отрок-Исус видел впереди Себя Крест. Он знал, что путь Его лежит через Крест. И желал этого пути, добровольно принимал возложенное Отцом бремя. На жизнь, на мир Он смотрел через "Тень Креста".
Не знаю, тому ли художнику или другому принадлежит картина, близкая по идее к этой цели. Тоже - комната назаретскаго Плотника. И тоже озаренная светом заходящего солнца. Так же освещены светом грубые столярные принадлежности по стенам. Плотник-Христос уже взрослый, усталый от дневной работы, распростер усталые руки, которые бросают тень через всю комнату. И женщина, молящаяся в углу, - Его Мать, видимо, узнает в тени очертание Креста и Распятого на нем. Христос хочет отдохнуть. Но отдых Его в КРЕСТЕ и на КРЕСТЕ. Только через Крест Он войдет в покой Отца Своего. И не только Он, а и Мать видит эту тень грядущего Креста. Глаза Марии расширены от ужаса и печали. Но в них ясна уже смиренная и радостная покорность. Она знает, что Крестом должен Сын Ее дать спасение миру, избавить его от проклятия греха и смерти и с сердцем, обливающимся кровью, благословляет Сына на крестный путь.
Как трогательны и поучительны эти две картины. Мы идем за Христом. И идти за Ним с крестом зовет Евангелие. "Кто хочет за Мной идти,- говорит Он,- пусть отвергнется себя и возьмет крест свой и за Мной идет" (Мр. 8, 34). Об одном иноке рассказывают, что он решетку своей келии сделал в форме креста, для того чтобы, как говорил он, "видеть мир через крест". Его мысль та же, что в двух названных картинах - мысль Евангелия. "Без креста не придем к Царству Божию".
Християнин должен помнить всегда, что как Вождь его, Христос Бог, пришел к Воскресению и победе над злом через Голгофу и Крест, так и для него нет иного пути. Християнские отцы и матери должны своим детям еще на заре жизни показывать тень будущаго креста, то есть открывать им, что истинно человеческая жизнь не в том, чтобы хорошо устроиться и выйти в люди, а в том, чтобы с Христом и под крестом творить дело созидания царства правды Христовой. Внушить, что жизнь не праздник, а подвиг любви и самоотречения.
Мало того, что человек несет крест посылаемых ему страданий и горя. Этот недобровольный крест только половина креста християнства. Християнин должен еще добровольно принять на себя истинно Христов Крест. Крест самоотречения, сознательного распятия своего "Я" с его страстями и похотями. И сознательно принять в душу свою скорбь и грех, и боли "брата своего". Иначе говоря, християнин должен проникнуться мыслью, что его долг: крестом самовоспитания и самоусовершенствования подготовить душу для службы Богу. А крестом самоотречения и любви, работой для правды Божией и блага скорбящих и обиженных меньших Христовых братии принести жертву Господу в благодарность за Его голгофскую жертву.
Но к чему, вы скажете,- крест и страдание. Неужели християнство только в Кресте, в проповеди самораспятия и страдания?
Да, оно в Кресте. Вне Креста нет християнства. Но это не значит, что оно безрадостно и скорбно. Християнский Крест прорезан светлыми лучами радости. У одного писателя (Л. Андреева) изображен, как символ отчаяния и ужаса, "Воскресший Елеазар", ослепленный цезарем Августом. Он идет, раскинув руки, тоже как огромная черная тень креста; идет в темноту смерти.
Эта фигура - символ слепого человечества страдающего без просвета и веры. Символ "креста жизни", несомого без веры, без помощи Христа. Християнин идет тоже под тенью Креста, но иного Креста. Он не слепой, а зрячий крестоносец: он идет не в темноту, не в смерть, а в царство воскресения. Он знает, что дорога Креста кончается светлым чертогом Христа Воскресшаго, ведет к победе. И потому несет Крест радостно, не как раб, котораго ведут на распятие, а как знаменосец, несущий знамя победы и счастья.
|