На вершине одного холма стоит темный, обветшавший Крест. А внизу стоит село убогое, нищее, усталое. И в минуты тяжелого горя тянется оно сюда к благословенному древу. Тянется вверх, цепляясь за скалы, вереница жалких несчастных людей, неся с собой полную ношу своих страданий.
У кого есть больной или сердце болит, безысходное горе точит кого, все несчастные, убогие, все страдающие во мраке, у которых тихо плачет душа и ищет надежду, словно больное дитя - мать; все отверженные жизнью, все пасынки счастья идут к святому древу и ищут и просят у него исцеления своим страданиям. Дрожащими руками прилепляют они к Кресту свою свечечку и вместе с ней часть своей измученной души, молятся, орошая слезами почву около Креста. И кажется, "святое древо" плачет вместе с ними. А потом люди спускаются вниз, утешенные, идут снова взяться за тяжкое бремя жизни, покорные судьбе. И темная жизнь озаряется светом, жалкое существование перестает казаться бессмысленным, вера в лучшее будущее спасает. Кажется, как будто Крест принял часть страданий этих пришедших к нему.
В виде такой картины представляется мне значение Креста на дороге нашего скорбнаго бытия.
Крест наше счастье, надежда, "прибежище скорбящих". Это наш отдых и утешение в минуты уныния и скорби.
Когда страдание наше станет нестерпимым, когда душно, темно на душе ищите здесь у Креста успокоения и отрады, - идите ко Кресту. Смотрите на Него, Страдающего за нас. Он невинный носит терновый венец. Его ноги и руки в язвах... И кровавый пот на Его челе.
Неужели мы не в силах перенести нашего маленькаго горя, в котором всегда более или менее сами и виноваты... Припадите с молитвой к стопам Распятого, и Он прольет елей благодатного исцеления в вашу скорбную душу.
Вы скажете: Он страдал, но в чем же тут утешение для нас? Почему должны страдать и мы? Утешение в том, что, страдая, мы разделяем Его страдание. Страдая вместе с Ним, неся Его Крест, мы от Него получаем силу несения Креста. Примите страдание, всякое страдание, смиренно и радостно, вспоминая Страдавшаго на Кресте.
И во-первых, оно станет для вас легким и сладким бременем. А во-вторых, оно вашу душу чистым жилищем духа Божия. Страдание творит душу в "обитель Божию". Оно шлифует душу, как мутный, покрытый корой алмаз колесо гранильщика.
Много опасности лежит на нашей дороге ко спасению. Опасность забыть о Боге, даться целиком в рабство миру, его радостям, сделать себе кумира из богатства, детей и т. д. Вот первая опасность. И от нее спасают нас кресты страдания, какие посылает Господь. Он разбивает наши кумиры, отнимает самое дорогое, чтобы вырвать нас из власти ложного бога, какого мы поставили на место Его.
Другая опасность, это - опасность в постоянном соприкосновении со злом потерять красоту души, растратить свои духовные силы, загрязнить в себе образ Божий грехом, грязью страстей.
Чтобы спасти от этой опасности, Бог возлагает на нас крест страдания. Страдание, как гроза, освежает воздух. Оно озаряет душу новым светом. Под ударом страдания человек останавливается в своем обычном пути жизни, оглядывается в ужасе по сторонам, ища целения. И ищущему взору его открывается Бог, потерянная и забытая его Радость. Но, конечно, страдание так действует только тогда, когда человек сохранил настолько любви к Богу, что не бунтует против креста, а старается услышать голос Божий, звучащий в посланном испытании.
У Креста Великаго Страдальца в молитве часто ищут утешения и откровения о цели и смысле посланного креста. И я знаю людей, которые час страдания после благословляли, как начало великой радости. "Когда меч вошел до рукоятки в сердце человеческое, часто происходит в глубине величайшаго страдания какая-то неописуемая, невыразимая радость, так что душа, даже далекая от Бога, узнает Его руку и стремится поцеловать ее".
|