Трогательна и скорбна история Иова. Не без причины его назвали многострадальным. Жила большая, дружная и любящая семья. Жила богато и счастливо. И вдруг «подул ветер», и все дети похоронены под развалинами дома. А богатство волей Божией оказалось рассеянным тоже по ветру.
Как известно, Иов «не даде безумия Богу»,т.е. не возроптал. «Бог дал - Бог и взял», - говорил Иов. Но даже и он не понимал смысла постигшего его испытания, что это искушение должно бы еще более укрепить его душу и сделать достойным милости Божией...
А мы? Мы, не имея «терпения Иовля», часто безумно ропщем, обвиняя Господа в наших несчастиях и бедах. Часто говорим: «Зачем это испытание? Зачем Бог отнял у меня сына? Зачем послал мне болезнь? Зачем заставил меня нуждаться?
Зачем? А затем, что страдание для человека то же, что гроза для воздуха: оно очищает и поднимает душу...
Оно ее растит и формирует.
Рассказывают об одном знаменитом художнике. Высоко на лесах он расписывал стены какого-то дворца. Он только что кончил очень удавшуюся ему картину и отошел от нее полюбоваться своим созданием. Увлекшись, он забыл, что он на 10 сажень над землей и, пятясь назад, все ближе и ближе подходил к краю лесов.
Товарищ, увидев, какой опасности подвергается его друг, не знал, что делать. Крикнуть - тот обернется и упадет на каменные плиты. Остановить? Поздно. Тогда он бросил палитру с красками в только что оконченную фреску. Художник с криком ужаса кинулся к испорченной картине и был спасен.
Спрашивается, что едва не погубило жизнь художника?
Увлечение своим творением, которое заставило забыть обо всем,- об опасности падения.
Влюбленность в свое детище.
Точно так же нас радости жизни, счастье семьи, жизненные успехи иногда могут до того брать в свою власть, что мы забываем обо всем: и о душе, и о Боге, и об опасности служения кумирам мира.
И вот Господь, желая оторвать пас от этой опасности, напомнить нам о том, что есть кое-что кроме наших здешних привязанностей, и отнимает у нас самое дорогое для нас.
Разбивает идолов, которым мы служим.
Валтасар забыл и о Боге, и о народе своем. Он пиршествовал посреди своего дворца, в то время, как враги осаждали город, и граждане города умирали от голода и жажды. И вот на стене дворца в самый разгар пира появляется огненная надпись: «Мене, текел, фарсе». Приговор осуждения и гибели.
Мы - среди пира жизни, среди забот и суеты забываем о душе, о ее нуждах, голоде и жажде. Забываем и о ближних наших, их нужде и бедах. И вот таким же «Мене, текел, фарсе» раздался посылаемый Богом удар.
Несчастие... Лишение самого для нас дорогого - детей, богатства.
Горе - это голос Божий, вызывающий душу из усыпления. Оно разрушает наши человеческие постройки и планы, дабы внушить нам строить прежде всего дело Божие и Его воле вручить нашу земную жизнь.
Но вот, Иов, скажете вы, не забывал Бога? Да, но и его не забывал Бог. Он через испытания сделал его сильнее и крепче, умудрил его душу и приблизил к себе...
Вспоминаю слова поэта: «Ты, страдание, производишь истинных людей». «Ничто не возвышает нас так, как великое страдание».
Итак, зачем счастье всегда уходит? И зачем страдание никогда не перестает?
Чтобы нас отполировать. Чтобы сгладить трением все наши шероховатости.
Невидимая нежная рука воспитателя Господа руководит душою там, где необходимо исправить и возбудить жизнь. С какою умною настойчивостью страдание оказывает свое воздействие на человеческое сердце, и какие удивительные оно производит чудеса! Оно действует почти как таинство, какою-то невыразимою внутреннею силою. Буйный, властный, себялюбивый человек становится приветлив с тех пор, как его коснулось страдание!
Молодой человек, бесстрашный в своей хуле на Бога, нечувствительный ко всякому духовному озарению, погруженный в рассеянность своих страстей,- как только страдание коснется его, почувствует, что страсти утихли, как упавший ветер. Очаг зла погас. Его нечистые мечты рассеялись. От прикосновения страдания все, что составляло, если он был христианин, стыд его души, его отчаяние, - улеглось. Да, страдание - великая Божия милость.
|