Сегодня память святого Иоанна Лествичника. Это был святой подвижник с глубоко просветленным христианским духом и великой мудростью. Это человек, который ставил Господа центром своей жизни во всех ее отношениях — для него «Бог является предметом и целью всех занятий, так как во всех поступках и движениях истинный христианин полон сознания, что он стоит перед Богом, полон внутренней одушевляющей реальности по Нем»... (из «Лествицы»).
Церковь обязана молитвенному духу Иоанна великой книгой — Лсствицсй, полной христианского разума. Лествица — книга,необходимая для христианина.
Она состоит из 30 глав — ступенек, степеней лестницы, ведущей к царству небесному,и воистину есть лестница спасения.
Описание грехов, их тяжести, их трудной победимости, их постоянной змеиной хитрости, при которой они лукаво, медленно прилепляются к душе через легкий помысл (вначале), разрастающийся в грешное пожелание, — мудро и поучительно.
Описание добродетелей — призыв идти вверх с великим усилием, как идет «человек, идущий в гору и цепляющийся и руками, и всем телом за выступы скал, чтобы не упасть»,— этот призыв силен и убедителен: «Идите, не оборачивайтесь назад, если оборветесь, поднимайтесь и продолжайте путь...».
Содержание Лестницы глубокое, речь образная, обильная сравнениями и полная силы. Некоторые краткие изречения могут служить предметом долгих размышлений.
Вот очерк их — краткий, неполный и несовершенный. Воздержание (пост) — мать здоровья. Оно основывается на мысли о смерти и конце земной жизни.
Как голодному нельзя не помнить о хлебе, так невозможно спастись тому, кто не помнит об исходе. Но не надейся, «человек, что при воздержании не падешь: некто, ничего не вкушавший, свержен с неба.
Жалок, кто падет, но еще более жалок, кто другого ведет к падению. Лисица притворяется спящею, а демон — целомудренным, первая — чтобы обмануть птицу, последний — чтобы погубить душу.
Как откормленным птицам невозможно лететь к иебу, так и человеку, который служит плоти.
Страдающему продолжительной болезнью невозможно получить здоровье в одно мгновенье, так невозможно сразу подавить в себе страсти или одну из них. Во всякой страсти узнай меру се, имей указателя меры и узнаешь свое преуспеяние».
«Кто победил страсть сребролюбия, тот положил конец попечениям, а тот, кто связан ею, тот никогда не помолится с чистым сердцем». «Не говори, что собираешь для нищих — двумя лептами было куплено Царство Небесное. Горделивая душа есть раба боязни, она самоуверенна и боится всякого шороха, даже тенен. Кто стал Господним рабом, тот будет бояться Одного своего Владыки, а кто не боится Его, тот часто приходит в страх и от своей тени. Для обучающихся письменности известно, какие науки приличны начинающим, какие средним, какие учителям. Будем разумно вникать, чтобы после долговременного обучения не останавливаться нам на первоначальных уроках. Видеть, что старик ходит в детское училище, все признают за стыд. Как того, кто носит с собою ароматы, против воли его обличает благоухание, так и тот, кто имеет Духа Господня, познается по своим словам и смирению».
Эти наставления у Иоанна были выражением его дела. Он действительно был свято упорен в движении к небу и добродетели.
«Двигайтесь медленно», — говорил он, и в жизни шел неуклонным, твердым, неколеблющимся шагом.
«Кто спешит для ускорения дела — часто падает и ослабевает, иногда недалеко от цели: он видит, что товарищ, вышедший рядом с ним, проходит мимо, полный надежды и силы. То же и в жизни души».
«Кто воспитывает свой дух в круге доброделания, постепенно поднимаясь с одной ступени па другую и укрепляя себя верою, надеждою и любовию к Богу, тот достигает и верхней ступени нравственного усовершенствования. Но кто вознамерился бы сразу подняться на верхнюю ступень совершенства, тот почувствовал бы свое бессилие. В соблюдении поста нужна разумная умеренность и постепенность, так как земная жизнь христианина исполнена труда, стоящего по своей производительности в зависимости от телесных сил.
Борьба с ошибками и грехами увенчивается успехом тогда, когда в ней бывает постепенный переход от меньшего к большему, от незначительного к значительному. В исполнении обязанностей должны быть сохраняемы спокойствие, равномерность, ведение дела от начала до конца.
Кто взвешивает конец труда и приготовляет сам для себя и награду, не приступая к началу дела, тот не войдет в радость, которую испытывают труженики. Не спотыкается ли тот, кто во время пути смотрит только вдаль и не обращает взоров вблизи себя?..»
Эти наставления не означали, конечно, совета «коснеть», задерживать намеренно свое движение, — нет, сильно медлящий опоздает и придет к запертой Женихом двери.
Великолепны строки Лествичника, где он говорит о молитве, о ее неотступности и дерзновении, приводящем к восторгу души, восприятию ею света божественного.
Хорошо он говорит о смирении духа перед молитвой, о тайне слез покаянных, которые он знал в своем собственном опыте. «Те, которые имеют в себе источник этих святых слез в святыне своего сердца, ненавидят даже собственную жизнь свою, как источник своих духовных скорбей. Им противно их тело, как враг, они господствуют над телом, как над рабом, и подобно тому как внешний огонь сжигает и пожирает солому, также духовный огонь этих чистых слез сжигает и истребляет в них всю видимую и невидимую нечистоту».
Он говорит также и о другом действии этих святых слез: «Те, кто получил этот дар, проводят всякий день своей жизни в духовном празднике, и их скорбь заключает в себе непостижимое утешение и веселие, как воск заключает в себе мед».
Еще ярче слова Иоанна о последних моментах самоусовершенствования.
После длинного пути — прощающего смирения, целомудрия, после труда воспитания «языка невоздержного», после поста и молитв — человек восходит на высоты любви.
И любовь благостная и мирная встречает подвижника, любовь, которая выше веры и надежды.
Это — чудная поэтическая картина. Повторяем, «Лествица» должна быть нашей настольной книгой.
Братья!.. Мы стоим с вами у лестницы, ведущей к небу. И пост — тоже такая лестница. И вся жизнь — лестница. И посмотрите, как различно отношение к этой «лестнице» у христиан.
Вот одни — смотрят вверх по лестнице. «Как высоко, — говорят они, — туда никогда не дойдешь». И спокойно остаются в пыли земли. Не начинают поста, не начинают подвига жизни...
Вот другие: они идут по лестнице, но они так обременены тяжким грузом забот, любви к миру, исканием богатства, чести и т.д., что не в силах идти. Тяжкий груз тянет их к земле, и они обрываются на одной из первых ступенек.
Вот третья группа: эти дошли до половины пути и остановились... «Довольно... Мы не святые: не можем идти до вершины. Достаточно и того, что нами сделано». Это - люди мертвые. Кто останавливается на пути и не двигается вперед, тот сын погибели: он ни холоден, ни горяч, и изблюет его Господь от уст Своих (Апок., 3,16).
Есть еще люди, которые поднимаются высоко, но падают с близких к концу лестницы ступеней.
Это те, кто идет с великой ревностью по Боге, но без благостного смирения. На высоте у них кружится голова. Они не связаны с Господом Христом смиренной любовью, как веревкой, которой путники снеговых гор связываются со своим проводником; они идут вверх лестницы ногами гордости и превозношения.
И падают в темную пропасть...
О, если бы сделали лестницу святого Иоанна своим путем: мы бы дошли. И взошли бы в чертог Господа, во славу воскресения через Него.
1916 г.
|