Семь недель мы в посте и печали ждем великой радости: прихода Господа Воскресшего. И вот Чертог Сияющий открылся перед нами. Разве сегодня мы не в золотых Чертогах Господних? Какая радость кругом. Не хоры ли ангелов поют вместе с нами победную песнь?
«Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и гробиым живот дарова».
Яркими огнями горит храм и яркою радостью горит сердце.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?
Воскрес Христос, и с нами, как победитель.
Гремит победный гимн святого Иоанна Дамаскина: «Пасха красна, Пасха святая... Пасха Христа Избавителя...».
Побеждены козни диавола, и он низвергнут в бездну, раздавленный победоносной стопой Рожденного от Девы.
И мы радуемся. Как не радоваться, не «веселиться божественне» в эти дни?
Отдаленные от Бога, обреченные на смерть, мы «искуплены «дорогою ценой» и вознесены к вечному воскресению.
Святая радость. Это обитающий в нас дух Воскресшего Животодавца делает нас причастниками своей радости. Своей силой Он вырвал нас из тусклых будней сплошного греха и суеты и поднял нас к небу, в те выси, где живут Он и ангелы Его.
Да, нам нужно радоваться, как детям, светлой, всезахватывающей радостью. Только да не будет наша радость бесплодной и преходящей. Да принесет она цвет свой и плод свой. Святая Церковь указала плоды этой радости. «Друг друга обымем. Простим вся воскресением».
Не оставим свою радость в храме, унесем ее с собой и домой, сохраним ее и на завтра. Сегодня мы в радости нашей коснулись неба. Ангелы принесли нам благоухание райских цветов. Сбережем этот аромат неба. Сохраним сегодняшнюю любовь ко Христу надолго, если не можем навсегда.
Вчера у нас были, может быть, враги. Сегодня не должно быть врагов - все братья и други.
Разве можно осквернить чистоту и светлость пасхальной радости темнотой вражды и нслюбья! На празднике Воскресения нет места Иуде, а всякий, носящий злобу на брата своего, - Иуда, предающий Христа.
В пасхальном поцелуе забудем все обиды и грехи против нас. Да будут всепрощение и милость.
Люди обрадованные, любят делиться радостью, - деление это только умножает радость. В древние времена цари в день святой Пасхи открывали тюрьмы. Простые люди прощали долги, разносили всюду милостыню, утешение и радость. Если и пусты были «стоялые дворы», не было нищих на улице в мясопуст, потому что в этот день все двери были открыты для убогого, то в день Воскресения во всякую убогую хату несли подарок от Христа Воскресшего, чтобы были светлы все уголки.
Умножим и мы нашу радость делами любви и милости. Сколько людей в эти дни ждут человека, который во имя Воскресшего сделал бы для них посветлее темные и голодные дни в холодной каморке.
Воскресший хочет, чтобы мы пошли к ним. Получив от Него так много, осиянные лучами Его Воскресения, мы должны в эти дни стереть всякую слезу и заставить улыбаться печальных. С приветом «Христос воскресе» мы должны принести обиженным нами просьбу о прощении, обидчикам - мир, скорбным - любовь и помощь, а Христу - радостную и просветленную душу.
Есть одна интересная книга. Ее заглавие - «Когда наступил мрак». Содержание ее - выдумка, но поучительная, умная выдумка. Книга рассказывает следующее. Враги Христа, желая уничтожить христианство, задумали уничтожить веру в Воскресение Христа. Чтобы добиться этой цели, они «открыли», т.е. подделали новую гробницу Иосифа Аримафейского с такой надписью: «Я, Иосиф из Аримафеи, тайно перенес тело Исуса из первого гроба в этот гроб и положил здесь...».
«Открытию», подделанному с огромным умением, удостоверенным великими учеными, поверили. И вот что совершилось, когда «наступил мрак». Все развалилось сразу.
Мир стал сплошной дракой шакалов. Все сдержки упали. Разврат разлился широкой волной. Брат восстал на брата. Сын не щадил отца и матери. Один народ уничтожал другой. Наступил мрак везде. Злоба и война. Факел совести погас. «Зачем добро, любовь, когда Христа нет? Нет Его, и не воскреснет Он, - значит, нет и Бога, - говорили люди, и мир стал адом.
Подлог был обнаружен, но короткий опыт показал, что было бы, если бы у человечества навсегда отняли Воскресшего Христа. Мир бы погиб потому, что потухло Его солнце. И этого еще мало. Люди все сами уничтожили бы себя, если бы разрушилась вера в Воскресение. Если бы не было у нас веры в воскресшего Христа, то нельзя было бы жить.
Незачем жить! Что же тянуть эту пустую капитель, которая зовется жизнью, когда все равно все кончится со смертью, и жизнь только «насмешка диавола», «диаволов водевиль» (Достоевский). Тогда невозможно было бы, и даже нелепо было нести муку и тяготу этой жизни.
Если святой Иов Многострадальный не ропщет, «не дает безумия Богу», то только потому, что верит в Воскресение. «Верю, что Искупитель мой жив и воскресит кожу мою, терпящую сия», — говорит он.
Воскресение Христа есть ручательство за то, что непобедима правда, что небесплодно страдание, что семя добра в человеке есть для него и семя Воскресения в вечную жизнь.
Он воскрес, и значит, нет больше для человека страданий и скорби. - Да и что такое страдание? Если Бог со мной, я не боюсь страдания, хотя бы оно было бесчисленно. Теперь не боюсь, прежде боялся. И кажется, столько во мне силы теперь, что я все поборю, все страдания, только чтобы сказать и говорить себе поминутно: я семь! В тысяче мук я есмь, в пытке корчусь, но есмь. В столпе сижу, но я существую, потому что не один, потому что из земли я буду знать, что есть Солнце — есть Христос и радость Его» (слова Дм. Карамазова у Достоевского).
Он воскрес, значит, люди, желающие правды, могут быть уверены, что их будет победа, что не победит зло. Христос воцарится в мире и «будет судить миру». Выйдет правда из-под спуда, как когда-то песнь Воскресения вышла из катакомб, прорвется ярким светом, как луч солнца (17 апреля 1906 г.), под темные своды Рогожского храма.
Он воскрес, значит около нас всегда великий Помощник, готовый поддержать во всяком деле добром, в борьбе с грехом, злом, неправдой и страданием.
Но, повторяем, нужно быть достойным светлого праздника. Древние христиане, получив весть Воскресения, «как факел передавали ее от одного к другому, и от огня этой вести загорались сами». Они загорались друг от друга. И каким огнем горели! Этот огонь из садов Нерона, где во имя Воскресшего горели мученики, и из пустынь, где они во время молитвы светились светом Фаворским, - освятил весь мир. Они жили так, что язычники говорили: «На этих людях особая печать. Их узнаешь сразу. Это - ученики Распятого», т.е. ученики Воскресшего. Печать веры, какая была на них, это были их любовь, миролюбие и чистота. И видя свет их, язычники шли к свету невечернему — Христу. Даже неверы (Штраус, Ренан) сознаются, что христиане привлекали к себе яркостью своих дел, источником которых была радость веры в Воскресение.
А наша жизнь? Всегда ли она говорит о вере в Воскресшего? Легла ли эта вера печатью на все наши дела? Делает ли нас светлыми среди темного мира, и дела наши светятся ли перед людьми так, чтобы они за нас славили Отца Небесного?
«Я не верю в Воскресение, потому что не вижу у верующих света их веры. Не вижу, что они подымались к небу. Не вижу, что у них царила правда и любовь»,— говорил один неверующий.
Увы, мы можем только, опустив голову, признаться: да, виновны. Оскудевает христианская жизнь, и нет в нас, в делах наших победоносного свидетельства о Воскресшем. Не сеем вокруг себя в жизни, в быту, в отношениях к людям Христов свет.
Господь воскресший дал нам заповедь осветить землю правдой своих дел. Внести в жизнь земли правду святую.
... Христос воскрес, покинул область тления! Спешите радостно сорвать ваши цепи и вы. Близок Он ко всем, его восхваляющим, ко всем, доказывающим любовь делами, ко всем, братски делящим свой хлеб с ближними, ко всем, Его проповедующим, возвещающим дни блаженства!
Для всех вас Он уже здесь!
|