Есть святая немота. Но есть еще более святая христианская благая немота. Умение беречь от греха свои уста, уважать дар слова.
Слово – великий дар неба. «Какую силу имеет слово, - пишет св. Златоуст, - всемогущую силу: вся Тем быша; словом сотворен весь видимый мир, словом Господним небеса утвердишася (Пс.XXXII. 6); Cкажешь, что это не такое слово, как у тебя и у меня. Так, слово Божие безконечно выше слова человеческого. Но поелику ты сотворен по образу Божию, то и в слове твоем должен быть некий образ Слова Божия и силы Его, если ты не затмеваешь слова невниманием и легкомыслием.
Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного, выше луны и солнца; слово соединило людей в общества, создало города и царства, в слове живет и движется знание, мудрость, закон; словом образуется, поощряется и распространяется добродете5ль; слово в молитве беседует с Богом. Слово подобных во всем нам человеков в союзе с истиноюБоговедения и правдою веры и вследствие сего, в союзе с Словом и Духом Божии, - владычествовало над природою, исцеляло больных, прогоняло темные силы, воскрешало мертвых».
Отсюда понятно, какое огромное уважение нужно питать к слову. И становится стыдно, когда подумаешь о нашем отношении к слову. Недаром писал Сенека о людях и их беседах: «Всякий раз, когда побываю между людьми, возвращаюсь к себе менее человеком».
Какое неуважение к слову выражается, например, в грязной брани. «Я начинаю завидовать животным, - говорил один мудрец, - они не могут опозорить слово, которое может быть органом пророчествпа – и вместо этого у человека часто смердит, как яма с отбросами».
Какое неуважение в слову выражается в грехах празднословия, когда слово, которым апостолы строили Царство Христово, и ученики правды творили на земле царства правды, употребляют для того, чтобы «бить воздух» без цели и смысла.
Но еще хуже, еще страшнее, когда слово делают прямым орудием зла. Даже кровопролитные войны, по словам Пролога, не принесли столько зла, сколько злое слово.
«Муж двоязычный, - говорит о сем в Прологе слово церковное, - разделит друзей, между мирно живущими посеет клевету и ссоры… Наушник и двоязычник заслуживают проклятия, ибо много миролюбивых сгубили. Язык лживый многих возмутил и погубил, так что от языка и города твердые разрушились, и домы богатых развратились. Язык лживый добрых жен изгнал из домов и лишил их плодов от трудов своих. Кто слушает его, не найдет покоя и не проживет мирно. Многие пали от острия меча, но не столько, сколько пали от языка. Блажен, кто укроется от него и избежит ярости его».
Нужно искать «святой немоты», того уважения к слову, которое заставляет открывать уста только для дела миротворчества, для слова любви, для проповеди Божией правды.
Мы говорили о совете, какой дают швейцарские проводники туристам. «Не кричите, Одно слово может причинить смерть. Сотрясения воздуха от громко сказанного слова достаточно, чтобы вызвать из покоя снежную лавину, и она на веки покроет нас…».
Учителя благочестия всегда помнили, что одно слово может принести с собой гибель, и, уважали слово, строго взвешивали вперед, что оно несет с собой: добро и мир, или зло и неправду.
В пределах Нурсийской области жил инок Флоренций. Однажды этот инок, опечаленный злым делом четырех недобрых братий, выразил уверенность, что Бог Всемогущий не оставит без наказания злобы их. И вскоре братья эти умерли в тяжких страданиях. И старец этот потом плакал, виня себя в том, что, может быть, сказанное им слово было виной их смерти. Он считал себя убийцей.
Как это непохоже на нас: сколько раз наше неосторожное слово «вызывало обвалы», разрушало мир, наносило ближнему смертельную рану. И мы даже не замечали этого. С медной копейкой мы обращаемся гораздо бережнее, чем с золотом слова.
«Предпочитай молчание, потому что оно удерживает от многого греха», - говорит св. Исаак Сирин.
«Не скор будь устами», - говорит Соломон (Эклез.5,1) «Должно размыслить: в благо ли тебе и другим будет слово, какое ты родишь в мир». А псалом 38 начинается словами: «Буду наблюдать за путями своими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста…».
Жития святых показывают, как умели понимать эти слова ученики Христовы. Однажды к одному иноку, известному своей мудростью и ученостью, постучался великий Памва.
- Что привлекло тебя ко мне, сын мой? – спросил инок отшельника.
- Я неграмотен, отче, - отвечал Памва, - и пришел просить тебюя: прочти мне что-нибудь из книг Священного Писания, чтобы я знал, что надо делать, чтобы исполнить слово и волю Божию.
- С великой радостью, сын мой, исполню просьбу твою, - ответил инок. – Слушай.
Старец открыл книгу псалмов и начал чтать тридцать восьмой псалом. Но едва прочел он второй стих псалма, как Памва вскочил и в волнении остановил его.
- Довольно, отец мой, довольно! – торопливо заговорил он. – О, какие великие слова!
- Благодарю тебя, отче, -обратлся он к старцу, - больше пока мне не надо чтения священных кни. Когда научусь я исполнять этот стих, я снова приду к тебе и попрошу прочесть дальше. – И Памва ушел.
Проходили дни и недели, а Памва не приходил больше к старцу-учителю. Через шесть месяцев случилось иноку по делам обители идти в самый дальний город. Путь его лежал через пустыню, в которой жил Памва и он случайно встретил отшельника.
- Что же ты не приходишь ко мне? – спросил он Памву. – Вот уже шесть месяцев я напрасно жду тебя. Или ты изменил свое намерение?
- О нет,. – отвечал Памва, - но ведь ты помнишь, отче, что я сказал тебе, что приду, когда научусь делом исполнять прочитанный тобою стих, а я еще не достиг этого…
Вот люди, которые умели класть хранение «устом своим»…
|