Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-26, 00:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Михаил (Семенов), епископ

Михаил (Семенов), епископ. Преобразимся...

 

Однажды Iсус Христос удалился с апостолами Iоанном, Петром и Iаковом ночью для молитвы на гору Фавор. Сам он поднялся на гору, а ученики остались у подножия. Утомленные дневными трудами апостолы скоро заснули.

Они долго спали, и когда, наконец, проснулись, Господа с ними все еще не было. Они взглянули на гору, и пришли в смятение: Христос стоял на вершине горы ослепительно сияющий, Лицо Его изменилось, одежды были белы и блистали как снег, по обе стороны Его стояли Моисей и Илия и Он с ними беседовал. Когда Моисей и Илия стали удаляться, Петр воскликнул: «Наставник, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею, одну Илии». В то время, как он говорил это, облако осенило их и раздался голос: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Хорошо нам здесь быть, - говорят апостолы. Почему хорошо?.. Потому что они увидели лик Божий, увидели господа в одеждах славы.

Даже прикоснуться к одежде Господней, к краю риз Его – уже счастье.«Красно мне в селениях Господних»..., - говорит псалмопевец. «Желаю горы Господней».

И больно, когда видишь, что теперешние христиане перестали ценить это счастье, не желают построить «кущи свои» около Господа.

Но где они могут увидеть Господа...Везде, если только захотят видеть. Что такое наше богослужение, как не одежда Господня, золотая риза Его?.. А Его слово, Его Евангелие, - разве не светится оттуда, как с вершины Фавора Его лик?..

Стоит подойти, - и увидишь Господа, почувствуешь счастье Его прикосновения. Почувствуешь, может быть, слабо, не осязательно.

Да! Даже апостолы до Преображения не видели всего Лика Господня. Моисей, беседовавший с Богом годы, видел свет Лика Его только раз, и то как бы «сзади», т.е. не вполне.Однако у нас, в таинстве молитвы есть возможность видеть Его ближе, чем все боговидцы Ветхого Завета.

Замкнись в «клеть» твоей души, загороди двери всякой суетной мысли, перенесись к Богу - в те обители, где Он на Престоле своем, вручи Ему душу и сердце, - и ты, может быть, увидишь Господа лицом к лицу, услышишь Его в тихом веянии ветра, - говорящим с тобой как Отец с сыном.

Подвижники Афона, времен Григория Паламы, умели до такой степени погружаться в святые мысли о Боге, что видели именно фаворский свет, т.е. рядом с собой видели Господа «Сияние Отчее». И они, эти отцы, этот св. Григорий рассказывали нам, какое великое счастье это слияние «со светом тихим святыя славы». И звали за собой...

«К свету! К свету», - это были любимые слова св. Григория. К свету..., т.е. к молитве, к богомыслию, к храму, открывающим нам свет фаворский.

До каких вершин может достигать человек в своем стремлении, показывает рассказ о св. Макарии Великом, который поднимался от земли, казался как бы окруженным сиянием...Ясно, какой меры приближения к Богу достигал он, до какой степени он в этот момент был далек от земли. Он был уже в селениях Господних Он лицезрел Бога, и не «со зади», как Моисей, а лицом к лицу.

Итак, к свету.

Но нечего и говорить, что для того, чтобы взойти на Фавор, мало желания увидеть Бога и случайной, хотя и горячей молитвы. Сама способность молиться приобретается подвигом. Надо преобразиться внутренне, чтобы достигнуть того счастья осенения Божиим светом, какое испытывали святые подвижники, какое испытали апостолы у подножия Фавора.

Что значит преобразиться?.. Преобразиться – значит, изменить свой вид, образ, лик. Можно измениться в двух направлениях, так сказать. Человек – образ и подобие Божие. Можно или затемнить этот лик, или прояснить его.

В «Житии» св. Нифонта (23 декабря) рассказывается такой случай. Один молодой человек несколько лет жил во грехе. И вот, когда его встречали знакомые, не видевшие его долго, они не узнавали его. Его лицо казалось как бы «лицом демона». Грех преобразил его лицо, исказил его, наложил на него проклятое пятно, злую печать.

А «печать Каина», о которой говорит Библия? Это опять клеймо греха, злых страстей, исказивших вместе с внутренним ликом даже внешний лик – лицо. Потерян образ Божий, - искажен, преобразился в «лик диавола».

Другим образом преобразился св. Макарий, сиявший как столп огненный. Или многие святые подвижники, от самого лика которых точно светилось, которые были точно освещены изнутри. Они, видели мы, до того «преображали» свою физическую природу, что «поднимались над землей», преодолевали закон тяготения. Это было как бы преображение в новый вид, в новое существо, - приближение к ангелам.

За кем же следуем?.. В чей образ преображаемся мы, созданные по образу и подобию Господню?

Мы призваны быть совершенными, как Отец наш небесный совершен. Призваны подвигом христианской жизни вырастить себе, - скажу словами одного христианского поэта, - шесть серебряных крыльев, подняться над землей. А мы вместо того, чтобы идти на гору, копошимся в грязной яме греха. Суетимся на дне этой ямы, давя друг друга, торопясь вырвать у другого то, что мы считаем счастьем. И не Лик Преобразившегося на Фаворе впереди перед нами, как наша цель и идеал, а темный лик кого-то, с печатью более злой, чем печать Каина на лице, исконного врага и человекоубийцы, с золотом, как символом «нашего счастья», в руках.

Нужно изменить закон жизни нашей, преобразить самое понимание жизни , понимание того, в чем наше счастье и наш путь. Поставить вместо грешного закона борьбы за существование, погони за счастьем не Божиим, а диаволовым – закон самоотвержения, любви, закон креста, закон медленного, но неуклонного движения вверх, «в гору»,- вот что значит преобразиться.

И такое преображение позволит нам почувствовать красоту Божьего Лика, позволит на молитве действительно видеть его, чувствовать его касание, как радость, как восторг пребывания в Божиих кущах. Изменить в светлый и радостный даже наш телесный, омраченный суетой и страстями лик.

Еще одно слово.

Господь преобразился, идя на страдания, на крест. Этим он хотел сказать, что путь к торжеству, к просветлению лежит через страдания. «Через терния, к звездам»...

Мы боимся и не умеем как следует пользоваться страданиями. У всех у нас достаточно страданий, но что мы берем из них?

Известно, что жемчуг – болезнь раковины. Он рожден страданием. И в нашей душе страдания должны рождать перлы. Страдание воспитывает душу, шлифует ее, как гранильщик драгоценный камень. Но это тогда, когда человек принимает страдание по христиански, т.е. смотрит на него, как испытание Господне. Принимает их без ропота и, вдумываясь в смысл посланного испытания, старается извлечь из него, как из золотой россыпи, все способное умножать и преобразовывать душу, - растить ее.

Может быть, у нас страдания не делают светлым, а только затемняют наш духовный лик? Тогда, значит, не по пути Христа мы идем и не по его заветам относимся к страданиям...

Епископ Михаил

Церковь, 1909, №32

Сердечно благодарим Сергия из Бийска за набор и предоставление материала

Категория: Михаил (Семенов), епископ | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-20)
Просмотров: 1585

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz