Ответ духовного наставника о.Владимира Шамарина духовному наставнику о.Александру Хрычеву о чинопоследовании таинства крещения - Общие вопросы - Богословские воззрения - Тематический каталог - Самарское староверие
Книжница Самарского староверия Вторник, 2016-Дек-06, 22:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [40]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Ответ духовного наставника о.Владимира Шамарина духовному наставнику о.Александру Хрычеву о чинопоследовании таинства крещения
Письмо казанских христиан федосеевского согласия о.Владимиру Шамарину (Санкт-Петербург)

Г.I.Х.С.Б.п.н. аминь.
 
Уважаемый Владимир, Викторович, пишут Вам с большим почтением и уверением в искреннем уважении християне федосеевского согласия. Причина, побудившая нас обратиться к Вам весьма прискорбна т.к. является поводом к разногласию в нашей братии, но как говорит псалмопевец: Добро и красно, eжe жити братии вкупе.
 
Суть недоумения заключается в том, что некии наши християне, проживающие за пределами России возъимели у себя обычай в Таинстве крещения, несовпадающий с общепринятым, изложенным во всех Потребниках Преображенской печати. А именно: в самых главных словах призывания Святыя Троицы, произносимых духовным отцем при погружении оне во втором члене: «...и Сына...», имеют прилог и прибавляют так же, как и в первом: «...и во имя Сына...». Мы же научены от преждебывших наших благочестивых предков, что в сих словах не может быть никакого изменения, ни смешения, ни преложения. Как говорит сам Спаситель во Евангелии Своим святым апостолом: Идете и научите вся языки крестяще их во имя,Отца, и Сына, и Святаго Духа. Другого не знаем.
 
Открылось прискорбное сие нововводство не так давно, лет с десять-пятнадцать назад, когда в их обществе был покрещен взрослый человек, имеющий представление о неизменности формы и содержания Таинства крещения. Он же, имея смушение о вышеприведенной форме призывания Святыя Троицы всячески искал разрешения своему недоумению, первее обратившись к крестившим его. На что, по его рассказу, духовные отцы сего общества, успокоили его и уверили, что не стоит безпокоиться, т.к. по их разумению и такая форма произношения приемлема Христовой Церковию, потому де, что оне нашли в наших християнских книгах, что в древния времена были и другия формы призывания Святыя Троицы в Таинстве крещения.
 
Однако, по прошествии некоторого времени, мы сами имели беседу с некоторыми из первых учителей того общества, о Таинстве крещения в их парохии и имеющихся разногласиях с печатными Потребниками. К нашему великому изумлению, те совопросники наши, не токмо не завинили невиданного обычая своего, но и утверждали его, говоря, что имеют в своем согласии некие рукописные Потребники, в коих именно так и написано: «...и во имя Сына...». Что оба произношения совершенно приемлемы и равноценны! Может быть оне и сами такое же крещение получили?
 
Увы, не имея таких познаний в канонах и обычаях Церкви Христовой, как у Вас, Владимир Викторович, нам не пришлось заградить уста глаголющих неправду! Посему же, имея Вас как известного знатока канонов, уставов и благочестивых обычаев Древлеправославия по всему староверскому миру, мы и молим Вас от Писания и Предания церковного разрешить наши недоумения и сомнения в одном из оставшихся нам на последния времена Таинстве, совершаемом у заграничных братий наших.
С совершенным выражением уважения и почтени о.Александр

простите нас грешных Христа ради.

г.Казань 2013 год
 
 
 
 
 
Ответ духовного наставника Невской поморской общины о.Владимира Шамарина духовному наставнику Казанской общины федосеевцев о.Александру Хрычеву
 

Г.I.Х.С.Б.П.Н.А.

Уважаемый отче Александр Евгеньевич!
 
На Ваше вопрошение относительно словес, произносимых в чине крещения при погружении, то сии словеса: "Крещается раб Божии имярек во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь." положены во исполнение повеления Христова: "шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, И Сына, и Святаго Духа" (от Матфея, зач. 116). Во имя Святой Троицы совершается крещение. Не повелел Христос крестить во имя Отца, и во имя Сына, и во имя Святаго Духа. Нераздельна, есть триипостасная Святая Троица. Такожде и в книзе Большой Катихизис о тайне крещения (л.364 оборот):
 
Вопрос: Кий есть вид или видотворение сея тайны? Ответ: Оная словеса имиже Господи повеле крестити, сиречь, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Вкупе с тремя погруженъми. Сими бо глаголы, и силою их крещение кончается и свершено бывает.
 
В используемом повсеместно староверами-безпоповцами печатном Малом Потребнице во всех изданиях оного положено глаголати при погружении: "Крещается раб Божии имярек во имя Отца", и возводя глаголати "Аминь". Второе погружати: "И Сына". И возводя рещи "Аминь". Третие погружати "И Святаго Духа". И возводя - "Аминь."
 
В Большом же Потребнице и Служебницех по третием погружении на возведении указано глаголати "ныне и присно и во веки веком, аминь". Сии слова иерея как видится знаменают совершенство и единственность истинного крещения в сем и будущем веце. Посему неции и рекут, яко и иныя глаголания при крещении бяху. Но в сих иерейских глаголах ни коего разделения лиц Святыя Троицы несть, токмо утверждение "во веки веком".
 
В той же парохии, идеже крестят "Во имя Отца" " и Во имя Сына" "и Святаго Духа", по разуму или неразумию разделяют ипостаси Святыя Троицы и неравно творят ипостась Святаго Духа по отношению к Отцу и Сыну.
 
Разных рукописных книг великое множество, и разностей в них немало. Сего ради и для книгопечатания при начале отбирали добрые экземпляры, справщики проверяли набор. И то в наших печатных книгах разностей в словесех и ударениях довольно обретается, кольми паче в рукописях. Печатная книга 17 века освящена благословением архиерейским, патриаршеским. Того ради предпочтити ея следует рукописной 19 века. И наш Малый Потребник, аще и в безсвященническое время составлен бысть, но не без Соборного разума по Большому Потребнику, и токмо скращены иерейские молитвы, да вопросы дополнительные на исповеди помещены.
 
Ныне вряд ли можно определить, внесено ли вышеозначенное нововводство по небрежению или малограмотности, или имел место некий еретический умысел. Сколько таких потребников, какого времени, кем переписаны. Если одним и тем же лицом, то вящщее подозрение будет. В едином ли токмо приходе или и в соседних, кои тоже не столь давно принадлежали к федосеевскому согласию.
 
Не всегда опасные лжемудрования сразу видятся. Например, друг св. Иоанна Златоуста Феодор Мопсуэтский (умер в 430 г.) имел некоторые еретические соображения, но видны они стали позднее, когда развилась ересь монофизитов, и в 6 веке он был посмертно осуждён. Однако же он был епископом, совершал хиротонии, которые после никоему сомнению не подвергались, понеже до осуждения совершены. Тако и зде нужднопотребно некое соборное мнение о сем нововводстве, и како разуметь действенность таинства при таковых речениях. Без таковаго соборнаго решения на личном соображении опасно расколоть и без того малое стадо.

С искренним почтением:
В.В. Шамарин 20 февраля 7520 лет
 
 
 
Категория: Общие вопросы | Добавил: defaultNick (2013-Мар-10)
Просмотров: 741

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz