Сделаем теперь заключение всему сказаному нами и вами.
В пользу празднования субботы и против празднования воскресения с вашей стороны было сказано, что от времен апостольских до Константина Великаго все христиане праздновали субботу. Но доказать этого вы не могли. Вы говорили, что царь Константин издал указ, предписывавший праздновать воскресение. Только тогда христиане стали праздновать этот день.
С нашей стороны было доказано, что и до того все христиане праздновали воскресение, и что сам указ обязан своим происхождением празднованию христианами этого дня. Он издан был как правительственный акт, для государственных учреждений, для внесения христианского еженедельного праздника в число государственных праздников.
Еще вы уверяли, что папа римский отменил празднование субботы и установил праздновать воскресение. Но не могли доказать даже и того, какой именно папа это сделал и когда.
Тогда вы сослались на Ветхий Завет, требующий ираздновать субботу. Но мы показали, что это не убедительно для нас, христиан, так как такие же постановления были и относительно прочих законов иудейских, как обрезание, жертвоприношение и прочее.
Из Нового Завета вы привели в пользу празднования субботы четыре свидетельства:
Первое: что «для народа Божия остается еще субботство» — Нами было доказано, что под народом Божиим здесь разумеется народ еврейский, для которого и после входа в землю обетованную, оставалось еще субботство — Христос, истинный покой, или суббота, в которую они должны войти, и в которую входим мы, верующие во Христа.
Второе ваше свидетельство в пользу субботы, это изречение Спасителя, чтобы ученики Его молились, дабы не случилось бегство их зимою или в субботу.
Нами было доказано, что этим Христос не запрещал спасаться бегством от смертельной опасности. А сказано это было потому, что в субботу ворота Иерусалима запирались, и никого не выпускали из города. И если бы время бегства из него случилось в субботу, то все находившиеся в нем, последователи Христа не могли бы уйти из него и неминуемо погибли бы.
Об остальных двух ваших доводах в пользу субботы не стоит даже и говорить. До того они слабы и ничтожны, и ничего не говорят в пользу празднования субботы в Новом Завете. Это — что мироносицы до воскресения Христова в субботу остались в покое. А другое, что закон Моисеев читается в еврейских синагогах каждую субботу. Еще вы приводили из пророка. Исаии, что на новой земле, из месяца в месяц и из субботы в субботу будет происходить поклонение Господу. Но нами было доказано, что это нельзя понимать буквально, и что вы сами не исполняете его, так как не празднуете новомесячий.
А это значить то, что люди будут постоянно обращаться к Богу с молитвою. Нами также было доказано, что вы, требуя от всех празднования субботы и угрожая в противном случае всеми апокалипсическими казнями, сами, однако, не исполняете всех повелений Божиих о субботе: Вы не убиваете людей, работающих в субботу, преступая таким образом заповедь самого Бога, требующего убивать, нарушающих субботы. Значит вы сами не верите тому, что проповедуете, не исполняете того, чему учите.
Воть все, что приведено вами в пользу празднования субботы и против празднования воскресения, и на что и указывается в ваших адвентистских сочинениях по этим вопросам.
С нашей же стороны против празднования христианами субботы указано, что:
1) Еще в Ветхом Завете Господь Бог терпеть не мог субботы, если в них творились злые дела, из чего явствует, что суббота не такой уже священный и спасительный предметь, каким представляете его вы, уверяя, что все христианство погибнет, если не станет праздновать этот, в известных Богу случаях, нестерпимый Богу, день.
2) Ученики Спасителя нарушали субботу, срывая колосья и растирая их руками; Христос оправдал их.
3) Он сказал, что не человек ддя субботы, а суббота для человека, чем явно разрешил каждому нарушать ее по своему усмотрению.
4) О Себе же Самом Он прямо заявил, что «Сын человеческий (Христос) есть господин и над субботой», а потому может поступать с нею, как Ему угодно, как мы поступаем с тем, над чем мы являемся хозяевами.
5) Как полноправный Господин или Хозяин над субботой, Исус Христос действительно отменил ее, приказав исцеленному Им расслабленному носить по городу ношу в виде постели, что очень строго было воспрещено самим Богом в Ветхом Завете.
6) Святой апостол Павел признал субботу тенью, то есть пустым местом, предметом несоответствующим, ни на что негодным и безполезным.
7) Седьмой день недели, суббота, день покоя Божия, перестал быть таковым после того, как Он в этот день душой сходил во ад и освобождал из его темниц души умерших и потом водворил их в раю.
8) Для последователей Христа, когда Он лежал в гробу, суббота была днем печали и скорби, днем ужаса и отчаяния, днем слез и рыданий, днем не покоя, а крайнего беспокойства и нестерпимых душевных страданий.
9) Для врагов же Христовых, суббота эта была днем неизрекаемого наслаждения, днем бешеной радости и умопомрачительного ликования и торжества, что убили Христа, предали Его самой позорной смерти, распяли на кресте и притом между двумя самыми негодными и вредными людьми, между разбойниками, как будто Он был их атаманом.
10) После всего этого суббота стала символом торжества лжи над правдой, зла над добром, символом победы смерти над жизнью, ада над раем, символом издевательства над Богом Его врагов.
Вот почему мы, христиане, НЕ ДОЛЖНЫ ПРАЗДНОВАТЬ И НЕ ПРАЗДНУЕМ СУББОТУ или седьмого дня недели.
А первый день недели или воскресение мы празднуем и должны праздновать воть почему:
1)В этот день воскрес Господь наш Исус Христос. И воскресением Своим даровал жизнь миру и спас род человеческий. Почему день сей называется воскресением.
2) В это воскресение Христос явился мироносицам, одиннадцати ученикам и другим Своим последователям, и они убедились в действительности Его воскресения из мертвых.
3) В воскресение Христос уполномочил Своих учеников на проповедь евангелия всему миру, сказав: «Как послал Меня Отец, так и я посылаю вас».
4) В воскресение Господь даровал Своим ученикам Духа Святого, и власть вязать и решать грехи людей как написано: «дунул, и сказал: приимите Духа Святаго. кому простите грехи простятся, а на ком оставите, на том останутся» (Иоанн, 20:23).
5) Убедившись в действительности воскресения Христова, и получив Духа Святого, власть вязать и решать грехи, и полномочие на проповедь Евангелия, ученики в этот день в воскресение, исполнились неизглаголанной радости и веселия. И радости этой никто уже не мог отнять у них, как предсказал Спаситель. Суботнее рыдание превратилось в воскресное ликование.
6) Христос предсказал еще, что в тоть день, в день воскресный, ученики Его будут просить у Бога во имя Его. И о чем ни попросять, Бог услышит их и исполнить их просьбу, из чего ясно, что воскресение должно посвящать молитве, такь как в этот день молитва особенно доходна Богу.
7) У врагов же Христовых в это воскресение была необыкновенная тревога и безпокойство, их объяла неописуемая печаль и тоска, когда они узнали от воинов, что Христос воскрес. Их субботнее веселие обратилось в сетование, радость — в рыдание, торжество — в стыд.
8) Воскресение стало после этого днем торжества правды над ложью, добра — над злом, днем победы света над тьмой, жизни — над смертью, Бога — над диаволом и другими врагами Его. Этот день явился действительно днем покоя Божия от всех дел Его, совершенных для спасения человечества новозаветной субботой, заменившей ветхозаветную, в которую Господь трудился, освобождая души людей из адских темниц.
9)Поэтому Господь и продолжал отмечать воскресный день особыми проявлениями Своего промысла. В следующее же воскресение Он опять явился ученикам Своим и осязательно уверил Фому и всех учеников, что Он действительно воскрес из мертвых. В этот день и Фома и остальные ученики убежденно признали Его своим Господом Богом.
10) В день воскресный Бог дал откровение Своему возлюбленному ученику, Иоанну Богослову, о будущих судьбах церкви и всего мира.
11) Ученики Христовы поэтому помнили день воскресный, и посвящали его на служение Богу, на дела милосердия и благотворения, откладывая из своих средств каждый по своему состоянию на бедных, даже живущих далеко от них.
12) Они, конечно, посвящали воскресение и молитве, общественнымиь собраниям для преломления хлеба, или для богослужения.
13) Апостолы ни о чем так настойчиво не проповедывали, как о воскресении Христа. А Павел прямо говорит, что без веры в воскресение Христа и вера христианская существовать не может, почему, разумеется, верующие во Христа должны помнить и торжествовать празднованием этого величайшего и спасительного события.
14) Поэтому-то все христиане, начиная с самых апостолов и до наших дней, празднуют воскресение, а не другой какой день.
15) Воскресение, первый день недели, сделался днем, в который Бог успокоился действительно от всех дел Своих, какие Он сотворил. В продолжение шести дней Он творил видимый мир, а в седьмой день, в субботу, творил спасение рода человеческого, изводя из ада души людей, заключенных в нем. И только в восьмой день (он же и первый) Бог почил от всех дел своих, воскрес из мертвых. Даровал Он в этот день покой умершим и живым. Воскресение, первый день (он же и восьмой), стал днем действительного покоя Бога и людей — новозаветной субботой.
16) Воскресение Христово есть залог будущего воскресения всех умерших: Если Христос воскрес, то воскреснут и все умершие. Празднуя воскресение Христово, мы укрепляем веру и в будущее всеобщее воскресение, после которого наступит вечный воскресный день, вечное веселие, вечный праздник, вечный покой, вечная суббота, прообразом которой является теперешняя новозаветная суббота — воскресение, узаконенное самым воскресением Исуса Христа, взамен ветхозаветной субботы, Им отмененной.
Вот почему мы, современные христиане, празднуем воскресение не только еженедельно, но и с особенной торжественостью, ежегодно, в самый день Христова воскресения на святую Пасху, приветствуя друг друга с лобзанием; «Христос воскресе», «Воистину воскресе».
Да воскреснеть Богь и разбегутся враги Его, и враги Светлого Христова воскресения, и поклонники мрачной ветхозаветной субботы, стоившей столько ужасных страданий Его ученикам.
Из всего вышеизложенного ясно, что на нашей стороне, на стороне празднующих не субботу, а воскресение, находится весь христианский современный мир, все христиане, жившие от дней апостольских до нашего времени; на нашей стороне все святые угодники Божии: мученики, священномученики, святители, преподобные и прочее. На нашей стороне находятся святые апостолы во главе с апостолом Павлом, признавшим субботу тенью, вещью несуществующей для христиан; на нашей стороне Сам Господь Исус Христос, нарушивший субботу. и повелевший нарушать ее, и таким образом, отменивший ее, как ее полноправный Господин.
Кто же находится на стороне наших противников, адвентистов, празднующих не воскресение, а субботу?
А вот кто: весь современный еврейский мир, — караимы и талмудисты; все евреи жившие от времен Христа до наших дней; и еще какая-нибудь ничтожная кучка еретиков; на их стороне все враги Христовы, гнавшие Его за нарушение им субботы, и во главе их сам диавол, наущавший их на это злое дело, и наконец добившийся — таки, что Его действительно убили посредством распятия на кресте.
Дорогой читатель! Дорогие слушатели! А вы с кем хотите находиться после смерти, после страшного суда, в жизни будущего века, в жизни вечной, безконечной.
Подумайте об этом и ответьте по совести себе и другим.
31 янв. 1930г.
Старообрядческий епископ Иннокентий.
[1] Духом Святым через апостольских преемников.
[2] Эти еретики называются адвентистами от латинского adventus, что по-русски значит: ожидаю, потому что они ожидают пришествия Христа для устройства им тысячелетнего земного царствования.
[3] Не привожу выписок из этих апологий о праздновании древними христианами воскресного дня по той причине, что не имею их под руками. Прим. автора.
[4]... Всего через четыре года после издания царем Константином указа о праздновании воскресного дня собрался в 325 г. первый вселенский собор, на котором участвовали ревностнейшие христиане, величайшие светила христианства, святые угодники Божии, каковы: Никола чудотворец, святитель Спиридоний тримифийский и прочие, всего триста восемнадцать. И что же? Ни весь собор и никто из его членов в отдельности не заявили ни малейшего протеста против вопиющего беззакония, какое вы приписываете указу Константина, как установление воскресения и отмена субботы, которую до того будто бы праздновали все христиане.
Мы разве лучше святых отцов первого вселенского собора и всех древних христиан, которые так легко отнеслись к установлению празднования воскресения вместо субботы?! Нам остается и в этом случае только подражать им!
[5] Учитель церкви, Евсевий Памфил, живший в начале 4 века, в книге своей о жизни блаж. царя Константина пишет: « Что касается до дня воскресного, иногда называвшегося днем света и солнца, то к ревностному хранению его он располагал и всех своих воинов... чтобы они бодрствовали в Божией Церкви...» ( Евсевий Памфил, Изд. Дух. акад. СПБ. 1849).
[6] Для ясности при чтении полезно подчеркнутое: «в покой» пропускать, а читать только поставленное в скобках: ( в субботу мою), как и здесь, так и далее.
[7]...Адвентист сказал: Что при апостолах праздновали субботу, это ясно вот из чего. апостол Павел по субботам проповедовал Исуса Христа. Об этом читаем в « Деяниях апостольских»: « Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деян., 17:2), «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал иудеев и эллинов» (Деян., 18:4), «При выходе (из синагоги иудейской) язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян., 13:42).
— Удивляюсь и не понимаю, для чего вы прочитали это, — сказал я.— Ведь апостол Павел по субботам ходил проповедовать Христа в синагоги иудейские, убеждать иудеев, что «Исус есть Христос» (Деян., 17:1–3). Из этого ясно только то, что тогда не христиане, а иудеи, противники христианства, праздновали субботу. Павел же только пользовался случаем для обращения в христианство иудеев и эллинов, или язычников. А христианам апостол Павел проповедовал не в субботу, а в первый день недели: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи»(Деян., 20:7), из чего следует, что тогдашние христиане праздновали именно этот день: воскресение, а не субботу.
[8] Адвентисты не стыдятся даже писать в своих книжках такую нелепость. Слова адвентиста взяты буквально из сочинения: «Библ. чтения о наст. истор.» (прим. автора).
[9] Т. е. удаляли от себя Христа.
[10] Апостол Павел в «Послании к Галатам» пишет: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою и Исуса Христа, и мы уверовали во Исуса Христа, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть... Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога... А если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал., 2:16–19, 21). «Итак верующие(во Христа) благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, — дабы благословение Авраамово через Христа Исуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою. Для чего же закон? — спрашивает апостол Павел — Он дан после(обетования Аврааму) по причине преступлений, до времени пришествия семени (Христа), к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника... А до пришествия веры (во Христа) мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры (христианской), мы уже не под [руководством] детоводителя (закона). Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Исуса...»(Гал., 3:9–26). «Вы, оправдывающие себя законом, в том числе и заповедью о субботе, остались без Христа, отпали от благодати... Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал., 5:4, 18).
[11] Адвентисты соблюдают субботу более строго, более фанатично, чем евреи времен Христа, не говоря уже о современных. Адвентисты не едят хлеба спеченного в субботу. Они говорят: если человек болеет, мы должны помогать ему и в субботу. Но если кто во время работы в субботу повредит себе что-нибудь, мы не окажем ему никакой помощи.
Это значит, что если, например, кого-нибудь во время работы в субботу, придавит бревном или возом, то адвентист, который при этом случится, пальцем не пошевелит, чтобы избавить его от мук и смерти, освободить из под давящей тяжести, а лишь будет любоваться на ужасные страдания человека. Они и во Христа веруют потому только, что думают, что Он никогда не нарушал субботы. А если бы убедились, что Он нарушал ее, то перестали бы веровать в Него и почитать Его. Суббота для них превыше всего. И действительно, они называют сами себя адвентистами седьмого дня, показывая этим, что они существуют главным образом для субботы и что, как видно, суббота заменяет им Бога.
[12] Месяцы у евреев в Ветхом Завете считались не по солнцу, а по луне: от рождения луны до рождения.
[13] Почему апостол Лука назвал таинство причащения преломлением хлеба, это очень понятно. Если бы он назвал его причащением тела и крови Христовой, то язычники, которым книга Деяний могла попасться, заподозрили бы христиан в людоедстве. Впоследствии так и получилось, что язычники обвиняли христиан в людоедстве — одни по невежеству, а другие — со злым намерением. В евангелии тот же Лука назвал это преломление хлеба телом и кровью Христовою (Лук., 22:19). Почему? Потому что и сказано Спасителем: взял хлеб, Христос преломил и сказал: это Мое тело.
Налив вина, сказал: это Моя кровь. Конечно, подозревать тут христиан в чем-либо довольно глупо. В Деяниях же неудобно было объяснять, что именно разумеется под телом и кровью Христовою. Такое объяснение навлекло бы еще большее подозрение, что тут что-то хотят скрыть. Вот почему Лука назвал причащение преломлением хлеба. Выражение «преломление хлеба» есть своего рода дипломатический прием. Под ним христиане разумели одно, а язычники — другое: христиане разумели причащение тела и крови Христовой, а язычники — обычное ломление хлеба. Повторять же и теперь выражение: преломление хлеба, и разуметь под ним ломание простого хлеба, значить подражать невежеству язычников.
|