Книжница Самарского староверия Вторник, 2017-Окт-17, 06:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [40]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности
  VI

 

Трудно, почти невозможно с точностью установить начало эволюции перстосложения в истории христианской Церкви вообще и в Греции и странах католического запада в частности. До сих пор научные силы стоят в тупике в деле надлежащего выяснения этого вопроса; дальше гипотез, более или менее вероятных, исследования пока не пошли (70). Быть может, в дальнейшем наука, в лице наиболее видных и беспристрастных представителей, отрешившихся от рабской зависимости перед клерикализмом господствующей церкви (которая, как мы уже говорили, силою «потрудилась» в деле наибольшего затемнения вопроса о двоеперстии), такая наука, повторяем, сделает что-нибудь более положительное в интересующем нас вопросе.

 

За последнее время особенно можно порадоваться: интерес к старине вообще и иконографии в частности все более и более начинает захватывать собою русское общество, не говоря уже о мужах науки, которые, тщательно собирая памятники христианского искусства в музеи и другие хранилища и научно разбирая их историческую ценность, осветят со временем вопрос о перстосложении в надлежащей полноте и исторической достоверности. 

 

Богородица Одигитрия. Резьба.Слоновая кость. Византия. XV в.

 

Продолжая свои посильные изыскания по истории двоеперстия при свете памятников и пользуясь при этом добытыми наукой данными, мы продолжаем находить следы существования двоеперстия и в рассматриваемый нами период XV века. Отголоски его (как это ни казалось бы странным) мы встречаем еще и на западе в виде отдельных изображений, хотя довольно редких за это время.

 

В обширных складах Ватиканской Пинакотеки (хранилища картин) находится одно весьма любопытное изображение Богоматери письма греко-итальянской школы (71). Младенец Христос, сидящий на руках Богоматери, изображен, как видит читатель, в положении несколько отклонившимся от Ее лика. Подобное изображение, по словам археологов, составляет новшество итальянских художников, не свойственное пошибу византийского письма. Правая рука Божественного Младенца изображена благословляющей, при этом персты сложены весьма тщательно в двоеперстие.

 

Образ Божьей Матери в Ватиканской Пинакотеке, XV в., греко-итальянская школа

 

Снимок взятого изображения позволяет заключить, что предание о двоеперстии продолжало еще жить в некоторых подлинниках западных художников, которые, считаясь с исторической истиной древнего перстосложения, изображали его порой на своих произведениях.

 

 

Существование двоеперстия в России, а также в славянских государствах Балканского полуострова и частью - в Греции за период XV столетия и даже значительно позднее, не подлежит ни малейшему сомнению: сохранившиеся памятники иконографии и письменности продолжают решительно убеждать в этом. Не позднее первой половины XV в. (а по уверению некоторых, даже в XIV в.), говорит проф. Голубинский в своих исследованиях, начинает появляться в русских Кормчих статья о двоеперстии вместе с проклятием на не соблюдающих сего обряда (72).

 
Богородица Одигитрия со сценами  жития Иоакима и Анны. Болгария. Вторая пол. XVI в.

 

 

Вместе с тем мы видим то же двоеперстие на различных изображениях в произведениях древней Руси: на церковной утвари - рипидах (Рипида (греч. - опахало, веер) - в византийской и, стало быть, православной традиции представляет собой круг на длинной рукоятке с изображениями серафимов. Используется при архиерейском служении.- Прим.С.И.Быстрова), сосудах, окладах Евангелий, катапетазмах (завесах у царских врат) и т.п.

 

Археолог Прохоров в своих исследованиях приводит целый ряд снимков с древних рипид, начиная с XI столетия и кончая XVI, и на всех этих рипидах благословляющие руки «как Христа Спасителя, так и апостолов имеют двоеперстное сложение» (73).

 

Изображение преподобного Сергия Радонежского с оклада Евангелия 6900 г. (1392 г.)

 

Мы имеем под руками снимок с оклада Евангелия 6900 г. (1392 г.), где наряду с другими изображениями помещено поясное изображение преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Преподобный изображен здесь в простой монашеской одежде со свитком в левой руке, правую же, сложенную в двоеперстие, держит как бы для ограждения себя крестным знамением.

 

Окрываемые доселе в различных книгохранилищах письменные памятники идут в полном соответствии с иконографией в вопросе перстосложения. Преосвященный Макарий, - пишет проф. Голубинский, - нашел в одном Кирилло-Белозерском сборнике XV в. статью: «Како подобает крестити» (т.е. креститься рукою), написанную в защиту двоеперстия (74).

 

Признанные научные авторитеты нашего времени не заявляют ни малейшего сомнения в существовании двоеперстия на Руси в XV и позднейших веках, далее более: решительно утверждают, что двоеперстие было общим перстосложением за этот период и как таковое вносилось во все книги и сборники тогдашней письменности. Как результат своих исследований по данному вопросу профессор Каптерев резюмирует: «Какое перстосложение употреблялось собственно в Московской Руси для крестного знамения как господствующий, признаваемый всей церковью обычай на это мы находим ответ в целом ряде ясных и определенных свидетельств, которые начинаются со второй половины XV в. и идут затем непрерывно до самой церковной реформы Никона.

 

В основу учения о перстосложении в Московской Руси со второй половины XV века, когда у нас в первый раз возник вопрос о перстосложении в крестном знамении, положено было главным образом так называемое Феодоритово слово, которое во всех своих ясных и определенных редакциях учит употреблять в крестном знамении двоеперстное сложение (все попытки объяснить некоторые редакции этого слова в пользу триперстия решительно неудачны); и так понимаемое всеми русскими XVI и XVII вв., оно внесено было во всевозможные наши рукописные сборники, в которых встречается очень часто. Раз получивши определенное выражение в Феодоритовом слове, учение о двоеперстии в крестном знамении признано было нашею Церковью за единственно правильное, обязательное для всех православных, исключающее все другие формы перстосложения, как неправые» (75.)
 

70. Наряду с другими обрядами, - говорит проф. Каптерев, - русские заимствовали у греков и двоеперстие в крестном знамении, сугубую аллилуйю и др., которые у греков с течением времени подверглись видоизменениям. Двоеперстие окончательно вытеснено было у них триперстием, которое, вероятно, с половины XV века и стало у греков преобладающим, равно как прежнее безразличное двоение или троение аллилуйи заменилось исключительно троением. Русские же относительно перстосложения для крестного знамения остались при древнейшей его форме - двоеперстной (Каптерев  Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. Изд. 2-е. С.   24).

71        Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. С.   190.

72        Богословский Вестник. 1892. С.  50.

73        Прохоров В.Н. Христианские Древности... . Кн. 3. С.   12-18.

74        Богословский Вестник. 1892. С.   51.

75        Каптерев  Н.Ф. Патриарх Никон и его противники. Изд. 2-е. С.   60.

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-24)
Просмотров: 1209

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz