Книжница Самарского староверия Пятница, 2017-Авг-18, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [40]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Быстров С.И. Двоеперстие в памятниках христианского искусства и письменности

 V

Четвертой главой наших очерков мы закончили краткий обзор памятников иконографии и письменности XII века. Переходя последовательно к XIII столетию христианской эры, мы считаем необходимым предварительно остановиться на одном довольно странном, на первый взгляд, явлении, которое способно навести читателя на некоторые размышления.  

Господь Вседержитель. Фреска в храме Богородицы Паммакаристы. Фетхие-Джами. Константинополь. XIV в.

Этим мы хотим сказать то, что на некоторых памятниках христианского искусства (хотя крайне немногих) встречается двоеперстие, весьма сходное по своему очертанию с именословным, а иногда - прямо именословное, особенно на некоторых памятниках древнерусских храмов. Явление это объясняется, по нашему мнению, тем, что степень иконографического искусства в различное время и у различных мастеров была не одинакова, особенно в мозаиках и фресках. В произведении какого-либо сложного изображения детали недостаточно умело обрабатывались: получались упущения, неточности, а иногда прямо искажения, отчего изображаемый памятник много терял в историко-археологическом значении. Целый ряд просмотренных нами древних памятников решительно убеждает в этом. Несовершенством в обработке памятников с технической стороны или вольностью художника и объясняется, по нашему мнению, появление именословия, которое есть ни больше ни меньше, как искаженное двоеперстие (51). Иначе нельзя объяснить, например, такое явление, что на одном и том же древнем изображении наряду с многократно повторяющимся двоеперстным сложением встречается именословие.

Возьмем для примера резную икону из слоновой кости XI века: «Сошествие Св. Духа на апостолов», хранящуюся в берлинской кунсткамере, верный слепок с которой находится в древнехристианском музее в Петербурге, при Императорской Академии художеств, приобретенный от арундельского собрания общества древностей в Лондоне.(52)  Здесь у некоторых из сидящих полукругом апостолов, на которых сверху в виде сияния сходит Св. Дух, - руки изображены благословляющими, причем четыре апостола благословляют двоеперстно и только один - именословно. Ясно, что в этом случае художник допустил вольность, уклонившись от общепринятого обычая. Это же явление встречается и на некоторых других памятниках.

Что же касается изображений на стенной росписи в древнерусских храмах, где иногда встречается именословное перстосложение, то тут дело обстоит несколько иначе. Здесь диссонанс в историю перстосложения внесла религиозная рознь между старообрядчеством и господствующей церковью. Последняя, отстаивая всеми способами свои убеждения, ревниво устраняла с исторических памятников все то, что было легкомысленно ею отвергнуто во времена реформ Никона.

Эта нетерпимость посягала даже на историческую правду при реставрации древних изображений на стенах храмов, где на место открытого двоеперстия без зазрения совести писалось именословное перстосложение, а иногда триперстие. Факты подобного варваризма мы видим почти во всех наидревнейших русских храмах: в Софийском в Киеве, в Дмитриевском во Владимире, в церкви Спаса в Нередицах и многих других.

Относительно мозаик и фресковых изображений в первом [в Киеве. — прим.ред.] ученый, исследователь старины, Прохоров так говорит: «Внутренние стены Софийского собора все покрыты мозаикой и фресками XI века, которые заключают в себе богатый материал для истории нашей иконографии с XI века. Но, к сожалению, в настоящее время фрески Софийского собора потеряли свое значение в археологическом отношении; во время унии эти фрески были заштукатурены и забыты. Но в 1843 году они были вновь открыты, штукатурка была отбита и, к сожалению, все фрески исправлены, позамазаны, и во многих местах вновь написаны фигуры, которые нисколько не вяжутся с прежними. Над некоторыми изображениями, где стерты были надписи, написаны другие, произвольные, иные совершенно невпопад: мужская фигура переиначена в женскую и наоборот. Таким образом, все фрески более или менее потеряли свой первоначальный характер; только ничтожная часть их - несколько фигур в боковых алтарях - случайно сохранились не исправленными. Император Николай Павлович при посещении Софийского собора заметил, что эта частица его еще не исправлена, и приказал оставить фрески нетронутыми, как образец нашего древнерусского искусства.(53)

При таком варварском отношении к памятникам древности можно было всего ожидать; если самые сюжеты переписывались вновь, перемешивались даже фигуры, то о замене гонимого перстосложения (двоеперстного) на именословное и триперстное и говорить нечего, даже более - это почиталось со стороны духовных властей господствующего исповедания за своего рода подвиг, «служение правде неправдой», как характерно выразился один из них. С каким рвением, с какой беспощадностью действовали архипастыри господствующей церкви в искоренении памятников старины, в замене перстосложения на фресках древних соборов, можно судить, между прочим, по следующему факту. Во время реставрации киевского Софийского собора реставратор Пешехонов открыл контуры двоеперстия у святых, изображенных на стенах древнего собора, и по этим абрисам начал восстанавливать подлинное перстосложение, но митрополит киевский Филарет решительно воспротивился этому и настоял на немедленной переделке перстосложений. «И святые отцы древнего собора, - заявляет по этому случаю писатель Лесков, - сложили свои ручки триперстно» (54).

«Филарет, - по словам того же писателя, - получил чувствительные для него неприятности от покойного государя Николая Павловича, желавшего правильной реставрации Софийского собора Ярослава» (55).

Это же явление мы видим и в Дмитриевском соборе, где, по свидетельству археолога Прохорова, «не осталось почти никаких древних изображений, исключая остатков фресок на задней стене под хорами, или палатями, но и эти фрески открыты под штукатуркой во время исправления собора» (56).

Фрески древнейшего храма Спаса в Нередицах тоже не все уцелели в первоначальной чистоте: «Некоторые из них подновлены, иные, - по исследованию того же Прохорова, - заменены иными» (57).

Такова историческая ценность именословия и триперстия, фигурирующих на некоторых фресках древнерусских храмов. На всех же подлинно древних фресках и мозаиках, уцелевших от варварской реставрации, благословляющие руки как Христа Спасителя, так и святых, имеют двоеперстное сложение.

Вернемся теперь к рассмотрению памятников письменности XIII века.

Колыбель искусств - Италия, представляя своими знаменитыми храмами неистощимый материал для исследований памятников прошлого, занимает и здесь не последнее место. Мы имели уже случай ссылаться на древности этих знаменитых храмов, не преминем и на этот раз указать на их сокровища. Так, над одним из входов в собор в Монреале, близ Палермо, помещено мозаическое изображение Богоматери, украшающее остроконечный тимпан [Тимпан - внутреннее поле, плоскость треугольного (остроконечного) в данном случае фронтона. Фронтон - здесь: оформленный в виде остроконечного треугольника фрагмент наличника над дверью – прим.С.И.Быстрова)  над дверью.

Мозаика над главным входом в собор в Монреале близ Палермо. XIII в.

Изображение это поясное, относимое археологами к XIII столетию. Сидящий на руках Богоматери Превечный Младенец в левой руке держит развернутый свиток, а правою, сложенной в двоеперстие, благословляет (58).

Представленный памятник говорит за то, что католический запад в XIII веке считался еще до некоторой степени с исторической правдой в изображении перстосложения, подражая очевидно памятникам своего прошлого, в изобилии хранящимся в богатейших хранилищах.

Господь Вседержитель. Монастырь Хиландар. Афон. XIII в.

Иконографические памятники греческого искусства в данном столетии представляют тоже не меньший интерес. В них мы все еще продолжаем видеть строгую последовательность в изображении двоеперстия.

Господь Вседержитель. Монастырь Ватопед. Афон. XIII в.

В числе памятников греческого происхождения особенный интерес представляет снимок из греческого Четвероевангелия, поднесенного в дар александрийским патриархом Государыне Марии Александровне.
 
Снимок представляет «Деисус» в обычном его сюжете: между молебно предстоящими Богоматерью и Иоанном Предотечей стоит на круглом подножии Христос Спаситель; в левой руке Он держит закрытое Евангелие, а правою двоеперстно благословляет (59). Памятник датирован 1272 годом.

Св. Киприан. Фреска в монастыре св. ап. Иоанна Богослова на о.Патмос, Греция. XIII в.

В дальнейшем мы имеем под руками любопытнейший памятник греческого же искусства, нигде еще не отмеченный в печати и как таковой представляющий в археологическом отношении наибольший интерес. Этот любопытный памятник - каменный образок св. Николы, найденный на Увекском городище, близ Саратова, в 1911 году (Рис. 22). Образок представляет собою каменную плитку темно-сероватого цвета; края образка отделаны в рамку, внутри которой, в углублении, помещается искусно высеченное поясное изображение святителя. По древнему обычаю, святитель облачен в фелонь и омофор, кресты которого рельефно выделяются на плечах и груди. Левою рукою св. Никола из-под фелони держит Евангелие, правая же, весьма тщательно сложенная в двоеперстие, представляется благословляющею. Над плечами святителя высечена греческая надпись: «Arioca Nicоlа». По определению ученых археологов, образок относится к произведению греческого искусства XIII столетия (60).

Что ученые исследователи не ошиблись в датировке данного образка, можно судить по аналогичному памятнику, научно установленному: образку из черного камня тоже греческой работы XIII века, хранящемуся в собрании древностей христианских Н.М. Постникова. Образок представляет «Деисус». Христос Спаситель изображен здесь сидящим «на Престоле Славы». Двоеперстное сложение Его руки свидетельствует о перстосложении того времени.

Свт. Никола Чудотворец в житии. Монастырь св. Екатерины. Синай. XIII в.

Мы имели уже случай заявить, что двоеперстное сложение было в прошлом общим перстосложением как для благословения, так и для ограждения себя крестным знамением; теперь считаем благовременным дополнить эту нашу мысль, опираясь на факты исторического прошлого.

Господь Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай, XIII в.

Остановимся на русской истории.

В период со второй половины XIII столетия и до второй XIV на Руси жила св. благоверная княгиня Анна, прозванная по имени своего родного города Кашинской, св. мощи которой сохранились до нашего времени (62). Святая княгиня после своей многоскорбной жизни скончалась, сложив на своей руке то перстосложение, каким обычно молилась она сама и весь народ русский того времени, т.е. двоеперстным. Свидетельство это исповедницы за гробом фактически опровергает ходячее мнение, будто бы двоеперстие не было перстосложением молящихся. Княгиня Анна не могла, конечно, благословлять, однако святая десница ее сложена двоеперстно. Одно перстосложение это послужило позднее причиной позорных гонений на ее мощи, так что оне, будучи уже канонизированными в 1650 г. и прославленными, были оставлены под строгим запретом в их почитании. «Дело в том, - говорится по этому поводу в описании ее жизни, - что при открытии нетленных мощей благоверной княгини Анны оказалось, что правая рука ея лежит на груди, как благословляющая. Были свидетели при осмотре и видели, как архимандрит Сильвестр персты руки разгибал, но они опять складывались «благословляющими». Для благословения десница княгини имеет двоеперстное сложение. Патриарх Иоаким, требовавший непременно триперстнаго сложения для крестнаго знамения, нашел неудобным допустить такое перстосложение и потому настоял на прекращении чествования преподобной» (63).

Свт. Никола. Новгород. Середина XIV в.

Едва ли нужно много останавливайся на столь важном и решительном свидетельстве в пользу двоеперстия, потому что оно красноречивее всяких слов говорит само за себя; необходимо лишь дополнить к этому, что болезненная склонность к подделкам со стороны пастырей господствующей церкви сказалось и тут. На гробе св. княгини лежит древний покров - пелена, шитая супругой царя Алексея Михайловича. На этом покрове художественно вышит образ благоверной княгини с двоеперстным сложением. И вот фанатические сторонники новизны, не желая видеть торжества ненавистного для них двоеперстия, дерзнули нашить поверх него триперстие, наивно думая скрыть этим историческую правду (64)

.Существование двоеперстия в XIII и XIV веках является, таким образом, неоспоримым: нетленные мощи св. княгини с двоеперстно сложенной десницей, с одной стороны, и памятники иконографии — с другой, служат неопровержимым тому доказательством (65).

Было бы ошибкой предположить, что представленные памятники и факты в пользу двоеперстия в XIII и XIV веках существуют только в России: мы видим то же далеко за гранью нашего отечества.

Взглянем на Афон с его лаврами и монастырями. Там, в одном из старейших монастырей — Хиландарском, находится замечательный памятник этого рода - сербская завеса для царских врат, искусно шитая шелком, золотом и серебром. Завеса эта — дар монахини Евфимии, бывшей супруги кесаря и деспота Углеши, правившего в области до Солуня и погибшего на Марице в 1371 году. На завесе, среди святых и ангелов, изображен Христос Спаситель как «Архиерей вечных благ», облаченный в саккос и омофор. «Христос, — говорит, ученый обозреватель завесы, проф. Кондаков, - благословляет тройным, но не именословным перстосложением» (66).

По сторонам изображения Спасителя помещена шитая надпись-молитва: «От скверных устнь от мрьскаго срдце от нечис-таго езыка от душе скврьнные прими мление о Христе мои и не атрини мене рабу свою... сице азь принесохь раба твоа, о владычице, ефимия монахии: дыци господина ми кесара воих-не лежащаго зде некогда те деспотица... и приложи се сие кета петсулю храму пречистые Богородице хиландрские в лето 6907 (1399) индиктион 8».

Господь Вседержитель. Охрид. Македония. XIV в.

Свт. Климент Охридский. Фреска. Охрид. Македония. XIV в.
 
Славянские государства Балканского полуострова в рассматриваемый нами период и даже значительно позднее продолжали держаться двоеперстного сложения в крестном знамении и благословении, что видно как из взятого нами памятника, так и из служебных и поучительных книг (что увидим ниже), издававшихся на их наречии.

Сошлемся еще на один не лишенный интереса памятник XIV столетия, на так называемую «Петровскую» икону Божией Матери, хранящуюся в ризнице св. Троице-Сергиевской лавры (67).

"Петровская" икона Божьей Матери. XIV в.

Прототип этой иконы приписывается кисти св.  митрополита Петра, который, по преданию, написал две известные иконы: «Успение Божией Матери» и «Богоматерь с Превечным Младенцем»; последняя получила позднее наименование «Петровской», от имени святого иконописца.

Список этой иконы представляет собою некоторую особенность в сравнении с другими аналогичными иконами как положением сидящего Божественного Младенца, так и Его перстосложенной руки, обращенной к себе.

Только в одном неизменно общи все памятники св. старины - это в изображении двоеперстного сложения, которое красной нитью проходит по всей христианской истории как показатель всеобщности сего последнего в древнее время.

Со стороны истории мы видим полное подтверждение свидетельству иконографических памятников как в России, так и в Греции. К этому именно времени относится появление в греческих книгах известного изречения в ограждение двоеперстия: «Аще кто не знаменуется двумя персты яко же Христос, да будет проклят». Профессор Голубинский, научно разбирая это изречение, приходит к следующему заключению: «Мы считаем за вероятнейшее думать, что наше: «аще кто не знаменуется»... действительно есть перевод греческого, как указал Андрей Денисов в Поморских ответах. Na einai нисколько не будет языком новым для грека ХП-ХШ вв.»(68).

Задолго до Стоглавого собора, который внес в свои определения это изречение, ссылаясь на то, что так «свв. отцы рекоша», в многочисленных сборниках и учительных книгах Древней Руси, где вопрос идет о перстосложении и ограждении себя крестным знамением, весьма часто видится это изречение, ограждающее авторитет двоеперстия. С этого времени, т.е. в XIV веке и не позднее половины XV столетия, в русских Кормчих начинают тоже появляться статьи о двоеперстии, как об общем перстосложении для всех православных христиан, и тут же прилагается проклятие на нехранящих сего предания (69).

Рассмотрению памятников иконографии XV и последующих веков мы посвятим следующую главу. 

 51. Позднее этому перстосложению, в противовес двоеперстию, было придано символическое значение в церквах греческой и русской, где оно заняло место гсподствующего перстосложения для священнического благословения.

52. Прохоров В.Н. Христианские Древности...Кн.8. 1862

53. Там же, с.8

54. Лесков Н.С. Мелочи архиерейской жизни. 1879. с.77

Искажени двоеперстия и замена его троеперстием и именословием не только не считались позорным подлогом пастырями именуемого православия, но и поощрялись. Знаменитый Питирим в своей "Пращице" дает по этому вопросу такое "благочестивое" наставление: "Аще кто древнему преданиюсвятая цкрекве по всему последствуя, таковое (двоеперстное) сложение перстов переравит (на именословное), согласуя древним святым вещам и иконам, и в таковом приписании нет никоего погрешения, понеже повинуясь церковному древнему преданию тако творить" (Ответ на вопрос 109).

55. Лесков Н.С. Там же. Гл.8

56. Прохоров В.Н. Христианские Древности... с.48

57. Прохоров В.Н. Там же. Кн.7. Изд.1862

58. Кондаков Н.П.Иконография Богоматери. с.46

59. Прохоров В.Н. Христианские Древности. Таблицы

60. Образок этот находится в музее саратовской ученой архивной комис­сии, хранители которой любезно позволили мне воспользоваться столь редким памятником, а также и многочисленными трудами по археологии вообще и иконографии, в частности. Что касается любопытного вопроса, каким образом этот христианский памятник /годил на татарское городи­ще Увек, ученые исследователи дают такое объяснение: исторически уста­новлено, что татары всегда отличались терпимостью по отношению к дру­гим религиям и отнюдь не препятствовали иноверующим проявлять из­вестными обрядами и обычаями требования своей религии. В их орды ча­сто наезжали русские и греческие купцы с различными товарами, где и проживали иногда весьма подолгу, а случалось, и помирали. Раскопки об­наружили присутствие даже кладбищ близ мест татарских стоянок. Впол­не возможно и вероятно, что этот образок, как и другие, одновременно най­денные с ним, были завезены сюда христианскими купцами или пленны­ми христианами и по тем или иным причинам оставлены здесь

61. Постников Н.М. Каталог христианских древностей. №  1080.

62. Св. княгиня Анна была женою князя Михаила Ярославича Тверского, замученного в Орде. В брак с князем Михаилом она вступила 8-го ноября 1294 года, а скончалась в 1368 году.

63. См. описание: "Святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская". Изд. Фесенко. Под цензурой проф. академии свящ.А.Глаголева.

64. Злая попытка эта, однако, не удалась решительным образом; старообрядческие уполномоченные М.И.бриллиантов и А.А.пашков указали председателю соборной комиссии С.И.Лядову на этот грубый подлог и настоятельно просили во имя исторической истины снять с древнего покрова новую нашивку, и она была снята.

65. Вполемических сочинениях и устных диспутах об исторической достоверности того или иного перстосложения весь вопрос часто сводится к тому: учил ли кто-нибудь из святых или молился ли данным перстосложением. Если рассматривать вопрос о двоеперстии с этой точки зрения, то оно имеет за собою неоспоримый авторитет святости, так как в защиту его говорят: святой Петр Дамаскин, святая Анна Кашинская, и, как увидим ниже, святой Максим Грек, не говоря уже о целом сонме других святых русской церкви, неизменно держащихся двоеперстного сложения. достаточно вспомнить хотя некоторых, как, например, святых Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев, св. Филиппа, митрополита Московского; участников Стоглавого собора, который, как известно, вынес даже проклятие на немолящихс двоеперстно. 

66. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. С 244-246. На языке ученых археологов термин "тройное благословение" или "перстосложение" употребляется в смысле "двоеперстное", почему проф. Кондаков и оговаривается, что перстосложение "не именословное", дабы избежать смешения этих двух понятий. Термин этот очень часто употребляется учеными там, где речь идет о двоеперстном сложении, что мы и еще увидим в другом месте.

67 Кондаков  Н.П. Иконография Богоматери. С.   208.

68 Богословский Вестник. 1892. С. 89 Там же. С.  50.

69. Там же. С 50

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-24)
Просмотров: 1770

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz