Книжница Самарского староверия Среда, 2017-Ноя-22, 02:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Общие вопросы [40]
Поповцы [28]
Беспоповцы [35]
Межстарообрядческая полемика [18]
Полемика с новообрядцами [28]
Полемика с иными конфессиями [9]
Староверы и проповедь Старой Веры [6]

Главная » Статьи » Богословские воззрения » Общие вопросы

Михайлов Д.Д. "Староверцы" или "старообрядцы"? (статья из журнала "Родная старина, 1928, №2)

Событія второй половины XVII века привели къ печальному разделенію русской православной церкви.

 

На сторону реформъ Никона стала вся высшая власть, какъ светская, такъ и духовная. Имъ легко было обвинить хранителей древлеправославной веры въ грехе раскола церкви и за это назвать ихъ «раскольщиками».

 

Но, нисколько не смущаясь незаслуженно оскорбительнымъ симъ наименованіемъ, наши предки, следуя завету Христову: «Блаженни будете, егда поносятъ васъ»... — всегда во всехъ своихъ сношеніяхъ, какъ съ властями, такъ и среди своихъ собратій по вере, называли себя «древлеправославными христіанами» или «староверцами». Великій страдалецъ протопопъ Аввакумъ въ своемъ житіи говорить: «Держите старое благочестіе крепко и непоползновенно»... «ныне мучатъ всехъ и не велятъ веровать въ стараго Сына Божія Спаса Христа»... «та же и плетьми били и муча всяко кончали въ огне за старую нашу христіанскую веру»...

 

О «старой христіанской вере» говорить протопопъ Аввакумъ, а не объ «обрядахъ». Воть почему во всехъ иторическихъ постановленіяхъ и посланіяхъ первыхъ ревнителей древляго православія — нигде не встречается наименованія «старообрядцы».

 

Такъ въ 4-й челобитной «о вере» соловецкихъ иноковъ Царю Алексею Михайловичу 1676 г. говорится: ... «повели, Государь, намъ быти въ той же нашей старой вере, въ которой отецъ твой государевъ и вси благоверные цари и великіе князи и отцы наши скончались и преподобныхъ отцы Зосима и Савватій, и Германъ, и Филиппъ митрополитъ и вси святіи отцы угодили Богу».

 

Въ знаменитомъ твореніи выговцевъ «Поморскіе ответы» въ ответе 9-омъ: «Дмитрій митрополитъ Ростовскій сей на староверцы книгу Розыскъ сочинилъ»... «ныне есть староверцемъ не согласіе»... и т. д.

 

Въ исторіи Выговской пустыни Ивана Филиппова на протяженіи 480 страннцъ убористой печати нигде не замечено словъ «обрядъ» или «старый обрядъ», но везде «обычай», «преданіе», «древлеправославіе», «древнецерковность», «староверіе», «староверчество», «староверцы». Вотъ примеры.

 

«Соловецкій старецъ Германъ съ прочими и Емеліанъ Повенецкій учатъ людей держаться старыя веры древняго церковнаго благочестія, а отъ никоновыхъ новинъ велятъ удаляться и бегати» (стр. 115) «и начаша людіе сь разныхъ городовъ староверства ради оть гоненія собиратися, и поселятися на блатахъ по лесамъ между гарами и вертепами» (188), «изыскивая во всемъ Олонецкомъ уезде и на Олонце и на заводахъ староверцевъ»... «И не записавшихся староверцевъ проискивая» (233). Въ описаніи погребенія одного пустынника Леонтія Федосіева «и сшедшеся людей множество на погребеніе, староверцевъ нашего согласія и поповщины и множество инаго всякаго народа» (стр. 270). Скорбя о выходцахъ въ Польскую землю, пишетъ: Еще помяну и сія къ нашему исправленію. о польской земле, колико староверцевъ изъ русской земли отъ гоненія во оную польскую землю собралося...» Описывая доносъ въ Синодъ Ивана Круглого, который въ своей клевете объясняетъ: «чрезъ какого злого сосуда Выговскую пустыню можно испровергнути, и дабы духъ староверцевъ не именовался» (стр. 381). Опасаясь распространенія староверія, противники его «всячески тщатся своею злобою дышуще, что будто бы отъ Суземка и во всю Россію староверство распространяется и какъ ихъ не будетъ и разорятся, то и староверцы все изведутся по всей русской земле, а доколе тое место не разорится, и не будетъ пусто, то въ Россіи староверцы не скончаются» (стр. 460).

 

Въ Діаконовскихъ ответахъ въ ответе 4-мъ въ статьяхъ 117, 118 и 119 тоже встречаются наименованія «староверцы».

 

Изследователь староверія С. Князьковъ въ своей книге «Какъ начался расколъ русской церкви» на стр. 82 пишетъ: «Вспугнутые крутыми мерами начальства ревнители старой веры, иноки и міряне побежали во все стороны».

 

П. Знаменскій въ «Руководстве къ русской исторіи», стр. 371, изд. 1870 г., говоритъ: «Петръ сднлался гораздо строже къ  с т а р о в е р ц а м ъ».

 

Осиповъ въ I томе «Раскольничьи дела XVIII столетія», изд. 1861 г., приводить несколько смягчающій положеніе указъ императрицы Анны Іоанновны: «Въ 1734 г., по указу блаженныя и вечнодостойной памяти его императорскаго величества Петра Великаго, поруками между собою обязаны, чтобъ съ техъ Выгоре, не своевольно и не насиліемъ, какъ въ доношеніи Халтурина показано, но позволенными его императорскаго величества указами... За что и двойной окладъ по всягодно въ казну ея императорскаго величества платятъ безъ упущенія, и называются они староверцами древлеправославнаго содержанія.христіанскими и не раскольниками, понеже ереси и раскола, какова весьма не имеютъ, но содержать древлецерковное староверчество, которое въ старопечатныхъ книгахъ имеется».

 

Историкъ Н. И. Костомаровъ говоритъ въ исторіи Россіи: «Въ ХVІІІ веке ни одно царствованіе въ Россіи не ознаменовалось такою нетерпимостью къ раскольникамъ, какъ Елисаветы Петровны, въ 1745 г. всемъ вообще раскольникамъ запрещено именовать себя «староверцами». Обязывали ихъ платить двойной окладъ. Въ 1752 г. подтвержденъ указъ носить установленное платье и знаки.

 

Въ царствованіе Петра III, въ 1762 г., староверцы получили некоторую свободу и разрешено бежавшимъ заграницу возвратиться въ Россію, въ 1764 г. разрешено вступить въ купеческое сословіе и отмененъ двойной окладъ, въ 1769 г. предоставлено право судебнаго свидетельства. Въ 1785 г. дозволено вступать въ общественныя должности и впервые названы въ офиціальномъ документе «старообрядцами».

 

Известный староверческій писатель Платонъ Львовичъ Светозаровъ, род. въ 1772 г., ум. въ 1848 г., онъ же Павелъ Любобытный, отнесенный къ разряду изследователей раскола русской церкви, въ своемъ историческомъ словаре присваиваетъ наименованіе «староверцы» лицамъ, принадлежащимъ къ безпоповскимъ согласіямъ, а «старообрядцы» лицамъ, принадлежащимъ къ пріемлющимъ бегствующее священство. (Въ его время названіе «белокриницкаго» не было, присоединеніе митр. Амвросія произошло въ 1846 г.)

 

Такимъ образомъ наименованіе «староверцевъ» более присуще для христіанъ древлеправославнаго исповеданія, чемъ наименованіе «старообрядецъ», т. к. «староверцами» именовали себя во всехъ своихъ сношеніяхъ наши предки уже въ начале XVIII века, а наименованіе «старообрядцы» присвоено гражданской властью и значительно позже.

 

Обращаясь къ современной действительности, съ печалью видишь уклонъ теперешняго староверства съ того пути, какимъ шествовали наши предки, не щадившіе живота своего «ради старыя веры». Наши предки познавались не только по своему внутреннему горенію, но и внешнимъ видомъ отличаемы были отъ иноверцевъ.

 

Чемъ въ настоящее время можно отличить мнимыхъ «приверженцевъ» древляго благочестія, почему-то называющихъ себя «старообрядцами»? Не те же ли лица, какъ и сынъ боярина Шереметева, котораго протопопъ Аввакумъ отказался благословить «за любодейный образъ» (брадобритіе). Не стараются ли посрамить «виноградъ Христовъ» скверной отравой души и тела — табакокуреніемъ. Увы! горе, воистину «смесишася съ языки и навикоша дела ихъ». Опомнимся, братіе, и станемъ достойными сынами благочестія. Оправдаемъ свое званіе староверцевъ, не только по имени, но и по делу.

 

Д. Д. Михайловъ. («Родная старина», №2, 1928г.)

 

Категория: Общие вопросы | Добавил: samstar-biblio (2007-Ноя-17)
Просмотров: 1586

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz