Аароновское согласие образовалось в 60-х гг. XVIII в., выделившись из филипповского. Оно было распространено на территории Архангельской и Вологодской губерний18. Основателем аароновского согласия филипповские источники называют вологодского мещанина, впоследствии проживавшего в г. Архангельске, Андрея Михайловича Ааронова.
Специально занимавшийся исследованием истории аароновцев в 70-х гг. XIX в. филипповец Семен Гаврилов излагает следующую версию. А. М. Ааронов около 1767 (7275) г. «отошел от феодосеева согласия по той причине, что не восхотел принять епитимий за одно чадородие, прижитое девице (а не жене, от каких попов бы с ним венченной)... сиречь за блуд не восхоте исправитися первоначально. А потом и отделился от Федосеевых, и зачал учить брачной жизни, и завел свое новое аароновское согласие. А прежде разделу от Федосеевых он был певчим у них»19.
Мы считаем, что версия о федосеевском происхождении основателя аароновского согласия не соответствует действительности, что будет показано далее. По мнению известного старообрядческого библиографа Павла Любопытного, аароновское согласие было основано ярославским мещанином, проживавшим в архангельских скитах, Андреем Михайловичем Жуковым (1732-1799)20. Вероятно, речь идет об одном и том же человеке. А. М. Жуков известен и по поморским полемическим сочинениям.
Младшим современником и последователем А. М. Ааронова был инок Онуфрий, уроженец г. Холмогоры Архангельской губ., долгое время проведший в заключении в Петропавловской крепости (умер после 1840 г.). Вот что выяснил о нем Семен Гаврилов: «Еще присовокупляю, что браки сводил, по Ааронове, брач-наго согласия законодатель в городе Архангельском инок Онуфрий. Он — уроженец города Колмогор Архангельской губерни. А ведомо, что он был городничина сын из дворянскаго звания»21. Версию благородного происхождения инока Онуфрия подтверждает и аароновское сочинение 1879 г.22
Особенности учения аароновцев: отрицание допустимости записи «в раскол» (законодательство, существовавшее в России с 1716 по 1782 г., предусматривало обязанность старообрядцев при каждой ревизии населения записываться в особые ведомости и платить удвоенную, по сравнению с обычной нормой, подушную подать) и признание возможности для старообрядцев заключать бессвященнословный брак. Подобно филипповцам, аароновцы были противниками принятого в поморском согласии с 1739 г. моления за правящего императора и исполнения старообрядцами рекрутской повинности. Все эти темы отразились в наиболее раннем из дошедших до нас сочинений аароновцев — Архангелогородских ответах23, написанных в 60-х гг. XVIII в. вероятнее всего А. М. Аароновым (Жуковым)24. Прежде чем рассматривать это сочинение, остановимся на проблеме так называемой раскольнической записи.
Политика властей по отношению к старообрядчеству до начала 60-х гг. XVIII в. определялась в основном духом и буквой законодательства Петра I (исключая, конечно, допетровское время). Условия легализации старообрядчества, предложенные правительством Петра I, были крайне тяжелы. Сам законодатель не скрывал намерения через последовательное проведение этой политики сначала остановить распространение старообрядчества, а затем и вовсе покончить с ним. Главная мера, предусмотренная для этого, - запрещение проповеди «старой» веры («расколоучительства») в любой форме, даже в кругу своей семьи; дети старообрядцев должны были воспитываться в духе официального православия, начиная с семилетнего возраста, их надлежало приводить в новообрядческую церковь для причащения. Старообрядческий брак считался противозаконным и жестоко преследовался25
Не удивительно, что основная масса старообрядцев не приняла условий легализации, предложенных Петром I. Запись «в раскол» правительству приходилось в основном осуществлять путем применения насилия. Вместе с тем, официальное признание старообрядчества, даже сделанное с огромным количеством оговорок, подчеркивающих социальную дискриминацию ревнителей «старой» веры, несомненно, означало значительное смягчение правительственной политики в отношении староверов сравнительно с допетровским временем. Легализация сулила старообрядцам немало выгод, и постепенно умеренные, склонные к компромиссу с властями круги староверия стали проявлять определенный интерес к записи «в раскол». Впрочем, до 60-х гг. XVIII в. этот интерес не был ярко выраженным и споров на тему, допустима или нет запись «в раскол», в старообрядческой литературе практически не велось. Основная масса староверов предпочитала всеми возможными способами избегать регистрации. К тем же, кто вынужден был стать «записным» старообрядцем, остальные испытывали скорее чувство сострадания, чем осуждения26.
60-е гг. XVIII в. - время ослабления государственного нажима на староверие, либерализации антистарообрядческого законодательства. Правительство Екатерины II заметно смягчило условия легализации старообрядцев и облегчило запись «в раскол». Были предприняты меры для уменьшения социальной дискриминации староверов: прекращены следственные и судебные дела над ними, упразднена Раскольничья контора Сената, принято определение, запрещающее священникам официальной церкви входить в дома старообрядцев без приглашения и т. д. Либерализация правительственной политики укрепила позиции умеренных сил в старообрядчестве, создала условия для действительно массовой легализации староверов.
Правительство Екатерины II предприняло также определенные шаги для возвращения в Россию старообрядцев, бежавших от преследований за рубеж. Был принят указ, разрешавший староверам, которые пожелали вернуться из-за границы, записываться в государственные крестьяне или мещане, при этом им предоставлялась отсрочка платежа двойного оклада в течение шести лет27. Данным указом могли воспользоваться и старообрядцы, находившиеся на нелегальном положении в России, для чего нужно было тайно проникнуть за рубеж, а затем вернуться.
В условиях либерализации государственной политики и устранения многих препятствий для записи «в раскол» среди староверов возникла острая дискуссия о допустимости такой записи, совпавшая по времени с проведением III ревизии податного населения (с 1764 г.). Спорившие разделились на три группы. «Записные» оправдывали запись «в раскол», а значит, и легализацию староверов на условиях правительства и осуждали различные формы тайного исповедания веры. Часть живших в миру старообрядцев скрывали свое вероисповедание путем регулярного подношения взяток священникам официальной церкви, за что последние показывали их в исповедальных ведомостях православными. Эти староверы назывались в полемической литературе укрывающимися за попами. Они осуждали запись «в раскол». Вступившие в дискуссию старообрядцы-нелегалы - странники высказались как против записи «в раскол», так и против «поповского укрывательства», выступили с проповедью обязательного побега из «антихристова мира» для людей, желавших сохранить в чистоте «истинную древлеправославную веру». При этом странники с успехом использовали аргументы своих идейных противников: «укрывающихся за попами» - для обличения «записных», а «записных» - для критики «поповского укрывательства».
Особенно интенсивной дискуссия о допустимости записи «в раскол» была в филипповском согласии. В проповеди филипповцев с самого начала значительное место занимали идеи неприятия «антихристова мира», бегства из него, прославление пустынножительства. Не удивительно, что активизация в 1760-х гг. умеренных, «мирских» сил в филипповском согласии натолкнулась на сильное противодействие значительной его части, что привело к выделению из него новых самостоятельных течений - аароновского и страннического.
Ситуацию, сложившуюся в это время, ярко характеризует уже упоминавшееся во второй главе нашей работы Соборное постановление филипповцев от 6 февраля 1765 г. Его текст, хорошо знакомый старообрядческим полемистам XVIII в., дошел до нас не полностью (отсутствуют две первые из шести статей постановления, определяющие отношение филипповцев к поморцам и федосеевцам) в единственном списке XIX в.28
Три статьи постановления посвящены записи «в раскол» и «укрывательству за попами». Запись «в раскол» оценивалась собором по-разному, в зависимости от ее формы: «записные», подписавшиеся под правительственным указом, который запрещал староверам держать у себя дониконовские и старообрядческие книги, а также укрывать беглых, должны были каяться и нести епитимью; те, кто не давал такой подписки, «но токмо в расколе записалися», подлежали меньшему наказанию по усмотрению наставников; что же касается тех, «которыя... писалися платить расколнической двойной оклад, а не в раскол и не расколниками» и не подписывались под указом, то о них решено так: «Оставихом до времене». «Укрывательство за попами», а также связанные с ним случаи пожертвования денег «никонианской» церкви в Соборном постановлении осуждено и признано заслуживающим покаяния и церковного наказания.
Таким образом, для филипповских наставников, подписавших Соборное постановление, важно было избежать сомнительных формулировок при записи «в раскол». Свободная от них запись не относилась к числу проступков, требующих исправления епитимьей. Решение собора оставлять «до времене» оценку подобных случаев отражает, на наш взгляд, переломный момент в отношении к записи «в раскол», ситуацию определенного равновесия сил ее сторонников и противников29.
Через некоторое время самоопределившиеся аароновцы и странники осудят уже не «сомнительные» формулировки, но собственно запись «в раскол», в чем и будет заключаться одно из самых существенных отличий их идейной платформы от решений собора 1765 г. Вместе с тем сами филипповцы вскоре сочтут эти решения излишне радикальными и постараются предать их забвению.
Пятая статья Соборного постановления определяла, что «духовными настоятелями» могут быть только те, кто не записан «в раскол» и не «укрывается за попами», т. е., очевидно, нелегалы. Любопытна последняя, шестая статья. Она запрещает ярославскому старцу Ивану «править духовностию». В числе причин запрета такая: «За безсоветное его разделение от записанных». Перед нами свидетельство начинавшихся разногласий по вопросу об отношении к «записным».
Компромиссный характер решений собора, по-видимому, не устроил ни одну из сторон, и размежевание оказалось неизбежным. В конце 1765 г. или в 1766 г. (источники приводят дату 7274 г. от «сотворения мира») из филипповского согласия выделились странники, а год спустя - аароновцы.
Вернемся к Архангелогородским ответам. Всего вопросов и ответов семь. Первые пять посвящены «раскольнической записи», два — проблеме брака. Первые пять вопросов и ответов нередко переписывали и цитировали противники записи «в раскол», в том числе и странники.
Выстраивая свою цепочку авторитетов, автор Архангелогородских ответов апеллирует к поморским отцам, подробно разбирая возможность такого обращения. Противоречие, связанное с тем, что выговцы в 20-х гг. XVIII в. были вынуждены принять запись «в раскол», разрешается следующим образом. По мнению автора, первая запись, когда записали выговцев, в корне отличается от следующей, проведенной во время второй ревизии в 1744-1745 гг. Он пишет, что выговцы «в первой записи кроме подавания сказок30 записаны быша, а во второй и в третьей подавали (о себе) скаску. И в них исповедали о себе, по повелению новолюбцев, расколниками, а содержание свое порекли расколом. Но в первой сего исповедания не видится, и ниже сказок, что и виною облагати, не признав преступления, не дерзаем»31. Акцент делался на том, что слово «раскольники» употреблялось по отношению к старообрядцам их идеологическими противниками («никонианами»), сами же староверы так себя не именовали. Во время первой записи выговцы принудительно переписывались правительственными чиновниками. «Во время записки от их лица, - пишет автор Архангелогородских ответов, - никакого о себе исповедания не видится, да и с повеления указнаго на сие, еже бы им како нарицатися - сего не зрится, зане они сказок о себе (яко же ныне) не подавали, но точию описаны были светскими офицерами по несообщению с Великороссийскою церковию». Автор убежден, что выговцы раскольниками «не точию себя не нарицали, но и нарицавшим их о сем зазирали», себя же старались именовать староверцами, пустынножителями или скитскими общежителями32.
Примечания
18 Об аароновцах см.: Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988. С. 101-103; Куандыков Л. К.Филипповские полемические сочинения XIX в. о скитской жизни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосибирск, 1982. С. 118-124; Мальцев А. И. Староверы-странники... С. 42-44, 243.
19 Семен Гаврилов. «История о потомстве нарицающихся христианех аароновскаго согласия, находящихся по реке Северной Двине и в протчих разных местах». —БАН, собр. Дружинина, №860,л. 1-1 об. Приложение, № 167.
20 Павел Любопытный. «Хронологическое ядро староверческой церкви, объясняющее все отличныя их деяния с 1650 и по 1814 год». — РГБ, собр. Барсова, № 435, л. 327 об.
21 Семен Гаврилов. «История о потомстве нарицающихся христианех аароновскаго согласия...», л. 1 об.
22 Федор Кондратьев. «Повесть о учителе брачнаго происхождения о иноке Онуфрии». — БАН, собр. Дружинина, №860, л. 12. Приложение, № 197.
23 См. Приложение, № 205.
24 Указания на авторство нет ни в тексте Архангелогородских ответов, ни в полемических сочинениях оппонентов аароновцев. Вместе с тем известно, что А. М. Жуков (Ааронов) писал собственные сочинения. Так, например, старообрядческий писатель и библиограф Павел Любопытный сообщал, что А. М. Жуков в 1784 г., «возревновав горько о называющихся писмянно всех православных и старообрядцах хульным именем раскольник, в отвращение того сочинил буквализмом целую книгу и ея издал в свет под именем Щит православия» (Павел Любопытный. «Хронологическое ядро староверческой церкви...», л. 327 об.-328).
25 Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974. С. 38
26 До нас дошли соборные постановления выговцев (1742 г.) и федосеевцев («Устав польский 1751 г.), положительно решавшие вопрос 0 Допустимости записи «в раскол». Есть также сведения о сочинении в защиту «раскольнической записи», принадлежащем перу Андрея Денисова: Дружинин В. Г. Писания... С. 438; С. 279, № 4; С. 98, № 39
27. Покровский Н.Н. Антифеодальный протест... С. 290, 291.
28. ИРЛИ, Красноборское собр., № 196, л. 5-8 об.
29. В связи с этим обратим внимание, что среди наставников, подписавших Соборное постановление, был будущий руководитель страннического согласия Иван Андреянов.
30 Под «сказками» подразумеваются прошения старообрядцев о записи «в раскол».
31 РНБ, №Q.I.1O68, л. 18-41 об.
32 Там же, л. 24-24 об., 32 об.
|