Книжница Самарского староверия Вторник, 2024-Ноя-05, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Алимпий (Гусев), митрополит [1]
Андриан (Четвергов), митрополит [5]
Остроумов С., белокриницкий иерей [1]
Никитин И.И., поморский наставник [3]
Андреев О.М., поморский писатель [1]
Егупенок С.Ф., поморский наставник [1]
Бобков Глеб, иерей РПСЦ [7]
Андрей Денисов, выговский киновиарх [1]
Андрей Борисов, выговский киновиарх [1]
Бирюлин М.Е., поморский наставник [1]
Коровин Вадим, иерей РПСЦ [1]
Гусляков Федор, белокриницкий иерей [0]
Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей [1]
Власов М.А., поморский наставник [1]
Геронтий (Лакомкин), епископ [1]
Данилов Х., поморский наставник [1]
Никитин И.И., поморский наставник [5]
Кляузов Кондрат, протоиерей РПСЦ [45]
проповеди, поучения
Ляпунов П., поморский наставник [1]
Михаил (Семенов), епископ [32]
Панкратьев А., поморский наставник [1]
Соборные наставления [1]
Тулупов Т.С., поморский писатель [5]
Фадеев П.Ф., поморский наставник [1]
Фролов Г.Е., федосеевский наставник [2]
Шмаков Димитрий, протоиерей РПСЦ [1]
Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский [1]

Главная » Статьи » Проповеди, поучения » Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей

Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей. Долг пастырей

Проповедовать слово Божие и учить людей, это есть долг как епископа, так и священника, и не только личный долг, но и первейший общественный долг пастырства. Это указал нам Спаситель Исус Христос, когда заповедал апостолам не только крестить, но и учить, потом крестить; указал это и апостол Павел, когда о себе стеня возопил: «Горе мне, аще не благовествую! Нужда мне належит, строение мне предано» (1 Кор. 9, 16-17); когда Тимофея, епископа Ефесского, Богом и Страшным судом обязуя, увещевал: «Проповедуй слово, настой благовременно и безвременно, обличи, запрети, умоли, со всяким долготерпением и учением» (2 Тим. 4, 1-2).

 

Отцы честные! Сей долг лежит на выях ваших; этот голос Святого Духа, или лучше сказать – гром, устами апостола Павла гремящий к вам, о священницы! по вся дни должен заставить, и ложась и вставая, говорить: горе нам, если не благовествуем, если не учим благоверию и добрым делам чад своих. И этот долг не просто взыскивает Господь от пастырей, но под тяжким прещением, под взысканием крови погибающих от рук пастырей, под казнию самых жесточайших мук, определенных нерадивым рабам и домостроителям: «Сыне человеч! Стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих и возвестиши им от Мене и егда реку грешнику: смертию умреши, ты же не возвестиши ему, ниже увещаеши, да обратится от пути своего лукаваго и жив будет, грешник убо погибнет во гресе, кровь же его от руки твоя взыщу» (Иез. 3, 17-18). То же и в Новом завете говорит: «Придет господин раба того, не давшаго рабам его житомерия, т. е. слова божия, наставления в вере и чистом житии, в день, в онь же не чает и в час, в онь же не весть, и протешет его пополам и часть его с неверными положит» (Мф. 24, 50-51).

 

Этот страшный долг, это страшное и грозное истязание лежит на пастырях церкви Его, и пастырям надо бы подумать о столь страшном и вместе с тем важном деле – благовестии живого слова, которое в настоящее безрелигиозное время, время полного неверия, нужно так же, как хлеб насущный нужен человеку. Необходима для человеческой мятущейся души здоровая религиозная пища, а иначе люди будут гибнуть с голоду. Итак уж многие в настоящее время «на стране далече питаются рожцами их же ядяху свинии» (Лк. 15, 16). И эти жалкие люди, эти жалкие блудящие сыны, они, поверьте, жаждут, жаждут истинной пищи, которая веселит и живит сердце человеку. Они жаждут слышать слово Божие, слово живое; но увы, предстатели дома Божия, стражие людей Его, не дают этой пищи людям, которая живит человека, которая, подобно питательным веществам, из больного человека, из человека, упавшего духом, делает здравого и твердого в вере, а лишь только пекутся о своем благосостоянии; и слово Божие, слово живое – они сделали его мертвым трупом!

 

Нельзя сказать, что все пастыри Церкви Христовой молчали и молчат. Нет, некоторые и отверзают уста своя, и слово их немного живит, немного пользует людей; но все же нет того живительного бальзама, а у других и совсем из уст выходят мертвые слова, совсем не трогающие души человека. Почему же так омертвело у них слово? Почему их слово не так сильно действует? Потому что проповедь их не из сердца, исполненного пламенной и простой веры, не исполнена горячей любви к Распятому за нас Христу и жалости и любви к народу. Потому это слово мертво. Но скажу еще о пастырях, об их обязанности. Что такое пастыри? Они, по назначению своему, суть стражи дома Божия, Его святой Церкви (Иез. 3, 17). Их обязанность, как я уже сказал, проповедовать слово. Так может ли пастырь добрый, приобщенный дара небесного и силы и благодати Христовой, может ли он не вопиять крепостию слова там, где заглушается глас слова? Может ли щадить того, кто выказывает себя врагом или, по крайней мере, нарушителем веры и благочестия христианского? О! если бы всегда удостаивал нас Бог видеть и слышать пастырей, по слову Господа нашего Исуса Христа, добрых, и, по примеру Его, душу свою полагающих за вверенных им овец – что видели и что слышали бы мы? Мы слышали бы благоревнительный глас, как огнь, исходящий из уст пастыря, как трубу доброгласную, возвещающую нам открыто неправды и ложь нашу! Ибо слово Божие – слово живое, действенное и не мимо проходящее. Однажды сказал Бог пророку Исайе: «Возопий крепостию, не пощади, яко трубу возвыси глас твой и возвести людем беззакония их» (Ис. 58, 1). Так и всякого пастыря и служителя святой Церкви новозаветной слово Божие обязывает открыто действовать и дорожить во всяком деле одною истиною и добродетелью. Горе пастырям церковным, если грешник или ненаставленный умрет во грехе своем. Горе! Ибо кровь погибающего от руки их взыщется (Иез. 3, 18). Горе и пасомым, если они будут слышать мир, где нет мира (Иез. 13, 16). Горе, говорю: ибо при слепом водительстве они, как слепые, низвергнутся в бездну мук вечных: и все это взыщется на пастырях, коим преданы души людей.

 

Но надо сказать и то, что пастырей Церкви Христовой, конечно, не всех и не всегда, заставляют молчать не только слабости самого пастыря, а иногда и слабости других, требующих от священника почтения и уважения – и заставляющих пастырей церковных быть немыми стражами дома Отца Небесного!.. Однако и в этом случае молчание пастыря – грех тяжкий, влекущий душу лицеприятного пастыря в огонь вечный, как облежащий о выи его камень жерновый. Да, так! На пастырях Церкви Божией великая обязанность: они дадут ответ страшный не за себя только, но и за всех тех, что вверены их водительству!..

 

Посему пастыри должны серьезно подумать о столь важном деле – проповеди слова Божия, проповеди любви и мира, проповеди братства и единения, чтобы люди умели сострадать друг другу, чтобы люди носили тяготу друг друга, чтобы никто не жил только для своей личной пользы, но для пользы брата своего; и когда мы будем поступать так, тогда только назовемся сынами Божиими. И пастырям этого достигнуть можно, если только будут говорить и проповедовать с любовью, исполненной простой и пламенной веры, с жалостью к народу. Тогда слово их будет живым источником живой воды; тогда все соединятся в одну великую семью. Востаните! Стражие дому Божия! Не будьте немы, бегайте всякой неправды и лжи, возвещайте людям мир и любовь Христа!

 

Диакон Маркелл Кузнецов

 

Калугарь, 2009, № 3
Категория: Кузнецов Маркелл, белокриницкий протоиерей | Добавил: samstar2 (2009-Сен-25)
Просмотров: 1264

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz