Книжница Самарского староверия Суббота, 2024-Апр-20, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
XVII в. [17]
XVIII в. [12]
XIX в. [35]
ХХ в. [72]
Современные деятели староверия [20]

Главная » Статьи » Деятели староверия » XVIII в.

К 270-летию со дня упокоения выговского киновиарха, историка и писателя Ивана Филиппова

Двести семьдесят лет назад, 3 (16) декабря 1744 года упокоился выдающийся писатель и историк Выговского общежительства, выговский киновиарх Иван Филиппов. Родился он в 1661 году (или в 1669 году) в семье государственного крестьянина деревни Тимонинской, Олонецкого уезда, Шуйского погоста. Отец его, Филипп был начитан, долгое время проживший по стечению обстоятельств в Швеции, позже переехавший в Россию. Филипп был начитан, изучал науки, был искусен в других делах. Современник писал: «онъ былъ милостивъ, страннолюбивъ и трудолюбивъ по премногу». При своей начитанности и тогдашней учености, Филипп любил делиться своими знаниями и рассуждать «с любителями книг о вещах душеспасительных и богоугодных — и при том не из тщеславия, но по смиренномудрию, ради спасения собственной души своей. После смерти деда Иосифа в Швеции, отец Иван – Филипп переехал в город Олонец, где женился и обзавелся семьей, потом переехал в Шуйский погост.  Е. Барсов в своем труде: «Иван Филиппов Выговский историк и настоятель» пишет: «Нравственно религиозный, семейный быт его отца имел на него (Ивана Филиппова – ред.) неотразимое влияние. Строгость в соблюдении церковных уставов, строгость в семейных и общественных отношениях, трудолюбие и воздержность в образе жизни, управляемые религиозными мотивами, настроили молодую душу к самоотвержению в жизни и нравственному аскетизму».

 

 

По определению староверческого историка Павла Любопытного, Иван Филиппов «муж был тщательный в строении церкви..., кроткий в деянии. Милость его, чистота сердца и незлобие озаряли все пути его деяния, и они усердно увенчивали его во всей лавре (Выговской), в окружающих ее скитах и прочих странах благочестивых».  

Впервые Иван в 12 летнем возрасте убежал из дома. Шел будущий историк и наставник в Соловецкий монастырь. Однако по пути его догнал Филипп, отец его и наказал, вернул домой.  Семья Филиппа славилась добротой и теплом к гостям и путникам. Однажды к ним в дом приехал путник по имени Евфимий, выходец из Соловецкого монатсыря, который долгое время проводил в беседе с Иваном и вселил ему веру в Исуса Христа и веру древлеправославную. После смерти старика, некоторое время жили и его родители которые вскоре скончались. Иван завел семью, у него родились сын и две дочки, но семейная жизнь не приносила ему удовлетворения, в мыслях у будущего киновиарха было поселиться на Выге, в монастыре. 

Иван Филиппов впервые пришел на Выг в 1704 году. Перекрестившись у местных выговцев, пожив немного Иван вернулся в семью, перекрестил детей, жену.   В 1706 году переселился на Выг окончательно вместе с семьей и стал жить около Надеждина скита на реке Лексе. Прожив около восьми лет в скиту с семьей, Иван Филиппов в 1714 году перешел в мужское общежительство, жена с дочерью (другая дочь и племянница умерли в детстве – ред.) поселилась в женской обители.  Во время приезда комиссии во главе с Самариным,[1] Филиппов увещевает старообрядцев с Лексы (Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала мать Феврония (родная сестра Андрея Денисова — Соломония – ред.) не проводить самосожжения, как это было  в Волозере, где сгорели 12 человек. Филиппов смог уговорить христиан не сжигать себя, и вернувшись  в Выговский монастырь был избран наставником монастыря по благословению Семеона Денисова.

 40 лет он прожил в Выгореции, сперва выполняя обязанности поверенного по делам поморских староверцев, а после смерти Симеона Денисова был избран его преемником, став третьим после Андрея и Семена Денисовых настоятелем Выго-Лексинского старообрядческого общежительства (есть упоминание, что Филиппов был  Выговским стряпчим вначале своего пребывания).  Стоит отметить, что был поставлен киновиархом против его воли, по настоянию Семена Денисова. Это случилось после смерти Семена Денисова, т.е. после 25 сентября 1740 года.  Настоятельствовал Иван Филиппов с 1740 по 1744 годах,  старательно сохраняя уклад и уровень духовной жизни в общежительстве как при его предшественнике.   Однако было уже не остановить брожение среди братии монастыря. Благодаря усердной работе с 1739 -1744 года комиссии, которая постоянно была при монастыре, были введены новшества, которые во многом осуждались филипповцами и федосеевцами, и в частности частью Выговскими староверами.   В 1739 году выговцы приняли «моление за царя»; Перекрещивать православных, переходящих в поморскую веру, без предварительного сорокадневного поста.

Мануил Петров, преемник Филиппова на посту настоятельства рассказывал, что Иван Филиппов очень уважал и почитал Богородицу, с огромным почтением относился к святым и нравоучительным рассказам. Учил о любви к ближнему и смирении. Постоянно прибывал в молитве и учил этому и всех в общежительстве. Он один из первых, кто боролся с так называемыми нестроениями в обществе христиан. После работы следственной комиссии на Выгу, все чаще и чаще в период наставничества Филиппова стали о себе говорить: «о явных ругателях, и хулницах, и ропотницах, и оболгателях». 

Умер Иван Филиппов  - 4 декабря 1744 года (по некоторым данным  -3 декабря). Похоронен был по Выговскому обычаю, на успокойной, восприемной горке.  Освидетельствование   его останков 21 марта 1758 года, во время  копания  могилы   другому киновиарху Мануилу Петрову, оказалось, что тело и одежда Ивана Филиппова стали нетленными.[2]

Его «Слово надгробное Андрею Дионисьевичу»[3] является ярким свидетельством таланта автора. Но особенно замечательны и ценны в историческом значении сочинения Ивана Филиппова по истории Выговского общежительства: «История о зачале Выговския пустыни» (сочинение это издано, с соблюдением правописания подлинника Д. Е. Кожанчиковым, под заглавием: " История Выговской старообрядческой пустыни" (СПб., 1862)), «Хронология о важных происшествиях, случившихся в Выговской киновии», «Описание жития выговского киновиарха Андрея Дионисьевича» и других. Данное произведение является уникальным памятником историографии. Это первое историческое сочинение о монастыре. В работе  собраны богатейшие материалы.

Исповедь Ивана Филипповича – еще одно сочинение.  В труде киновиарха добродушно и искренно рассказываются его дела, грехи и мысли, описывается состояние души и тела, мыслей. 

Увещание к Выговцам.  В этом «словоздании», по собственному его выражению, Филиппов доказывает, что нужно благочестивым, гонимым быть, что беды, скорби неизбежны для истинно христианской души.  Через пользу гонений, грехи прощаются, страсти очищаются, благодати.

Выгорецкая пустынь стала главным центром беспоповщины всей Poccии. Благодаря работе Денисова и Филиппова и других киновиархов монастыря были учреждены школы для взрослых и для детей всего старообрядческого миpa. Так же существовали школа искусных писцов для списывания и распространения книг, школа певцов, школа иконописцев. Благодаря деятельности Ивана Филиппова он смог дополнить и сохранить богатейшую коллекцию Выговских древних рукописей и старопечатных книг.

Сильная своим просвещением, Выгорецкая пустынь дала поморскому согласию целый ряд деятелей: сочинения братьев Денисовых, Петра Прокофьева, Трифона Петрова, и конечно сочинения и труды Ивана Филиппова.

Димитрий Степанов г. Саратов

 


[1] По разным доносам, исходившим от бывших членов выгорецкого общежития, к ним неоднократно наряжались разные комиссии, сенатские и синодские. Особенно памятна была для них следственная комиссия 1739 года, снаряженная по доносу некоего Круглого. Комиссии, между прочим, поручено было расследовать, точно ли выговцы не молятся за царскую фамилию. Выговцы уступили и, по решению своих учителей, внесли царский дом в свои молитвы. Но многие беспоповцы тогда отделились от выговцев, назвав их самарянами (от начальника комиссии Самарина, вследствие розыска которого была сделана уступка); несколько десятков упорствовавших даже предали себя сожжению.

[2] Описание жизни блаженного отца Ивана Филиппова, Выгопустынного общежительства настоятеля. М., 1999. С. С. 13.

[3] рукопись XVIII в. в библиотеке Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге, О 1 № 355

Категория: XVIII в. | Добавил: defaultNick (2015-Фев-16)
Просмотров: 1242

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz