В прошлом номере «Общины» мы уже рассказывали о крестном ходе, который совершили старообрядцы к могиле иноков Константина и Аркадия Шамарских. Признаться, в этом номере мы не собирались возвращаться к теме крестного хода, однако к нам обратилась одна из читательниц с просьбой рассказать, как ребята перенесли крестный ход, и каковы впечатления организаторов детского лагеря в Шамарах от уральских детей, большинство из которых - екатеринбуржцы...
Их «приключения» начались еще в Екатеринбурге. После Архиерейской Литургии, которую совершил гостивший на Урале митрополит Корнилий, ребята на автобусе отправились на неделю в детский лагерь в поселок Шамары. Там их ждали общение на природе, духовные беседы, крестный ход и сплав по реке Сылва.
Как и следовало ожидать, ребятишки, оставшиеся на целую неделю без родительского внимания, очень расслабились. Вооруженные карманными деньгами, некоторые ребята приходили на обеды в церковный дом сытыми, «перекусив» купленными в ближайшем ларьке сухариками и соком, по вечерам долго не могли угомониться, серьезно мешая паломникам, прибывавшим в Шамары в понедельник и вторник, подчас отказывались слушать своих педагогов. Вроде бы все понятно - дети. Но какие? Их бабушки и дедушки, папы и мамы - старообрядцы во втором и третьем поколениях - ходят в храмы, молятся и подают пример благочестивой жизни окружающим их мирским товарищам, соседям. И потому довольно странно было слышать, как дети старообрядцев ссорились друг с другом, грубили старшим и, откроем тайну, своим поведением откровенно удивили некоторых священников.
Как быть впредь? Не давать ли детям средств на карманные расходы? Ограничить свободу действий? Сразу скажем: ничего удивительно в подобных ограничениях нет. С недавних пор ребята, отдыхающие в юношеском старообрядческом лагере «Тихий плес», что в городе Казани, заблаговременно предупреждаются о недопустимости вольного поведения, а распорядок дня четко зафиксирован и, местами, кажется довольно жестким: 1). За завтраком воспитатель следит за порядком и в случае чего наказывает. После завтрака проверяется чистота палаток. 2). Работают ребята в огороде рядом с храмом, на уборке территории, на строительстве и т.п. Каждому выдается норма, с которой он должен справиться и отчитаться перед вожатым. 3). После отбоя не желающие спать могут проводить время у костра или иначе, но соблюдая тишину вблизи мест отдыха. А назавтра для всех в равной степени прозвучит «подъём» и жизнь потечет по обычному руслу.
Наверное, организаторам не хотелось бы прибегать к ограничительным мерам, прописывая их в плане мероприятий следующих христианских лагерей в Шамарах, тем более, что ребята у нас в епархии неплохие, с детства всем им приходится себя постоянно в чем-то ограничивать, чего-то лишаться, однако на свободе происходит вдруг «что-то», что заставляет их, так истово помогающих в церкви, вдруг забыть, что они - не такие как все... Во время крестного хода ребята вдруг стали серьезнее, выдвинулись вперед, чем радовали и духовенство, и нас, паломников.
Серьезные, успевшие загореть под июльским солнцем, они беззаботно плескались в воде, а к концу пути устали и даже приуныли - попрятались в автобусе и сидели молчаливо. Надеемся, что в будущем наши ребята поймут, как это важно, быть верным христианской традиции даже тогда, когда поблизости нет родителей, а только педагоги, которые взяли на себя непростой крест - дать ребятам возможность побыть наедине с природой. С собой. И - с Богом.
Редакция газеты «ОБЩИНА»
|