Честные Отцы и братия!
Перед нами снова стоит вопрос о совершении таинства брака; вопрос - неотложный, подлежащий соборному уточнению его, особенно, в настоящее время, когда, вследствие требования государственных властей и правительства, необходимо поставить вопрос о браке в определенную законную форму с записью в актовые книги.
Вопрос этот весьма древний; родился еще со времен первосоздания Богом человека, благословленный и разрушенный Самим же Господом ради продолжения рода человеческого. Как последствие сего благословения Божьяго, брак почитался во всех народах и племенах и во все времена, как самый важнейший и священнейший акт в человеческой жизни, - брачный союз, который, смотря по развитию народа, всегда обставлялся торжественными обрядами и закреплялся и ограждался нравственными законами данной страны.
С воцарением же на земле веры Христовой, когда в мире воссияла благодать заветов Спасителя, брачный союз последователями Церкви Христовой также поставлен был на высочайшую нравственную чистоту, огражден соответствующими его святости церковными и гражданскими правилами и окружен достойною формою, с причислением к церковным тайнам.
И нам, наследователям сих заветов Христовых и чадам св. Церкви, казалось бы, не надлежало ныне возбуждать и перерешать вопрос о браке, если бы не печальное лишение старообрядцев благочестиваго священства, отступившаго от уставов и преданий древней православной церкви.
Предки наши, благочестивые христиане, не последовали за отступными иерархами, остались без священства, а следовательно и без тайн церковных, сохранив в чистоте и непорочности свою благочестивую веру и два священных церковных таинства: крещение и покаяние, которыя древняя церковь разрешила совершать нерукоположенному мирянину - христианину; прочия же таинства: св. евхаристия, рукоположение в священство и елеопомазание, как надлежащия совершению лишь рукоположенным иерархом и в силу отсутствия священства, - с горестью отклонили.
В первыя времена по отпадении священства от благочестия, вследствие злейшаго гонительства на исповедников староверия, ревнителям древняго благочестия не было возможности собраться и соборне рассмотреть и выяснить вопрос о таинствах брака. К тому же гонимые за свою веру старообрядцы полагали, что на земле наступили последния времена перед окончанием мира и что попечение о брачной жизни следует оставить, ожидая лишь прихода Христова суда. Когда же гонения ослабли и древне-православные христиане получили возможность открыть свои приходы и общины и устраивать свою церковную и общественную жизнь, согласно правил св. Церкви, то в первую очередь восстал вопрос о таинстве брачного союза, который старообрядческая церковь соборне приняла, как шестую церковную тайну - таинство брака, постановив вступающих в брачный союз благословлять молитвословием в храме, с отложением священнических молитв, - применительно к таинству крещения и покаяния.
Однако, в последнее время бракосочетания среди старообрядцев совершаются крайне беспорядочно, а иногда и самовольно. Желающие вступить в супружество, зачастую, не подают заявлений о сем дух. наставникам своих приходов, уклоняются от совершения молитвословнаго благословения у духовника в храме, как бы во избежание лишних расходов, а иные заявляют о вступлении своем в супружеское сожительство лишь по истечении полгода, а то и более, и требуют закрепления их союза записью в метрическия брачныя книги без церковнаго молитвословия в храме.
Точно также, многие из отцов-наставников совершают недопустимыя снисхождения по отношению брачущихся: не настаивают на том, что бы последние благословлялись в храме и совершали обряд бракосочетания, допускают совершение брака в недозволенных св. Церковью степенях родства и проч. Такого рода беспорядочныя и нетерпимыя явления известны всем отцам наставникам и братиям по вере; к сожалению, они имеются во всех приходах и общинах, а по сему прежде всего необходимо самим духовным наставникам отнестись к брачному вопросу со всею строгостью Закона Церкви, возвысить свой голос в защиту брачущихся и в осуждение отрицающих брачный союз и своим авторитетным словом и делом содействовать искоренению, противных св. Церкви, обычаев совершения самовольных и беспорядочных браков; вступивших же в брачное сожительство без церковного благословения не записывать в брачные метрическия книги, а считать блудниками, памятуя, что тайна законного брака, или супружества, установлена самим Христом и заключается в нераздельном союзе любви и дружестве, умножении рода человеческого, воспитании чад своих к славе Божией и взаимной помощи "еже отгребатися греха любодеяния" (Кн. Кормчая, гл. 51, лист 521).
Спаситель, объявляя людям о своем вторичном пришествии на землю, подтвердил, что брачный союз будет пребывать на земле до скончания века: "яко же бысть рече, дни Ноевы, тако будет и во дни Сына Человеческого: ядаху, пияху, женяхуся и посягаху и прочая" (Еванг. Матв., зач. 102 и Ев. Луки, зач. 87). Из сих спасительных слов видно, что даже в тот час, когда вторично снидет на землю Спаситель рода человеческаго, - брак будет признаваться законным.
В Евангелии от Луки (зач. 102) говорится, что брак перестанет существовать лишь тогда, когда не будет смерти; в толковании же этого Евангелия сказано: "Сынове века сего иже в мире сем раждающе и раждаеми женятся и посягают. Века же онаго сынове ни что же таковаго имети будут, ни умерети могут лишены брака тамо. Зде бо понеже смерть брака ради. Брак же смерти ради, тамо смерти упражнение. Что треба браку? Брак бо помощь смертну и исполнение недостатку". Из этого видно, что брак в Церкви Христовой существовать будет до второго пришествия Христова, и что он вечен и пребудет до скончания века (Кн. митрополита Гавриила Филадельфийскаго. О шестой тайне, изъяснение второе).
Евангелист Марк (зач. 55) пишет: "Егда бо из мертвых воскреснут, - ни женятся, ни посягают и сего ради брак погибнет".
Святители Церкви, угодившие Богу, не гнушались брака и в житии св. Николы Чудотворца имеется описание чуда о трех девах: обнищавший муж, отец трех дочерей, захотел отдать их в позорное и беззаконное блудилище, дабы облегчить нищету свою и своих дочерей. Чтобы предотвратить намерения обнищавшего мужа, св. Никола трижды являлся в его дом с узлами злата и своею помощью чудотворца способствовал тому, что все трое девицы были сочетаны законным браком. Из сего ясно видно, что св. Никола не был бракобором, а признавал необходимость брачнаго союза, как таинство брака, освящаемое церковью. Событие это происходило в IV столетии, когда официальнаго и формальнаго обряда венчания не было, а браки совершались лишь родительским благословением при свидетелях (Кн. Кормчая, лист 500).
В Ветхом Завете брак почитался даже выше девства, а блудодеи и прелюбодеи убивались камнями (Библия, кн. Левит, гл. 20, ст. 10 и кн. Второзакония, гл. 22, ст. 22 и 23).
Пророк Иеремия также не гнушался брака и советовал израильтянам вступать в таковой, а когда совершался брак Товия, сына Товита, то в его дом прибыл безплотный слуга Господа Архангел Рафаил и был у него сватом. (Кн. Товита, 1-14 гл.)
В Евангелии от Иоанна (зач. 6) описывается совершение брака в Канне Галилейской, на который зван был Сам Исус Христос и Его Святая Богоматерь в качестве гостей. Христос почтил этот свадебный пир своим присутствием и даже пополнил недостаток вина чудесным превращением простой воды в лучшее вино: что является подтверждением того, что сам Спаситель этот брак, совершенный на дому, благословил.
Многие говорят, что у старообрядцев нет священства и потому не должно быть и совершения таинства брака; однако, были времена, когда у христиан не было священства, а брак был совершаем, ибо священство с бракосочетанием не связано, так как браком сочетает не человек, но Бог.
Евангелист Матвей (зач. 78) говорит: "Бог сочета - человек да не разлучает", поэтому, хотя у старообрядцев и нет священства, которое, впав в ересь, лишилось благодати, но среди них всегда пребывает Господь Бог, по неотложно Его словеси - "с Вами есмь во вся дни до скончания века" (Ев. Матвей, зач. 116). У старообрядцев нет священства, но есть Честный и Животворящий Крест Господень Трехсоставный, который освящает и просвещает всякаго человека, грядущаго в мир и животворит все церковныя таинства.
В первом столетии по Рождестве Христовом, во времена апостольския, православные христиане, узаконеннаго венчальнаго священнословия не имели; браки совершались на дому, с троекратным благословением, ибо храмов и церквей еще не существовало на земле.
Апостол Павел такие браки именует "тайною великою и тайною во Христа и Церковь".
После указа греческаго императора Алексея Комнина, жившаго во XI столетии по Р. Х., кроме молитв иерейских во время брака совершалось еще обручение (Кн. Кормчая, гл. 51, лист 551).
Иерейское же священнословие установлено было в Греции, не для самого акта совершения брака, но для моления о благополучии брачущихся; обряд же венчания изобретен был для чести и славы брачущихся и за сохранение ими в целомудрии детства, при вступлении их впервые в брачный союз, ибо приемлющих второй и третий браки венчать было запрещено.
В толковании св. Иоанна Златоустаго на Послание I к Тимофею говорится: "сего ради венцы на главах налагаются, образование победы, яко не победимы быша, тако приходят к ложу непреодоленни быша от сласти. Аще ли же уловлен быв от сласти, блудницам себе издаде, чесо ради прочее и венец имать на главе побежден сыи. Сих их научаем, сим наказуем, сими устрашаем, запрещаем, овогда убо се, овогда же оно творяще".
О необходимости брака в жизни человеческой апостол Павел говорит в своих посланиях: "Лучше женится, нежели разжизатися (зач. 136). Аще оженишися не согрешил еси и аще посягнет дева не согрешила есть (зач. 138). Аще и ангел благовестит Вам паче же благовестихом - анафема да будет (зач. 199)", и так, из всего сказанного видно, что законный брак вечен и пребудет до второго пришествия Христова, и по словам Самого Спасителя: "небо и земля мимо идут, а словеса Господне не мимо идут".
Св. Церковь Христова не запрещает пресвитеру и диакону иметь законную жену (зач. 283) и считает, что кто не приемлет женивых на общую молитву, тот распространяет римскую ересь (Кормчая, 6 Собора правило 13); а кто гнушается брака, мерзко творящего, тот нарушает правила святых отцов (Кормчая, апостольское правило 51 и Гангрьскаго Собора пр. 9).
В книге Ефрема Сирина (слово I о новоначальных) сказано "нигде же бо писано есть, да не поймеши жены, да не творити детей". "Еретицы гнушались брака и на покаяние согрешающих не принимали, оне назывались чистии" (Кн. Кормчая, I-го Собора, пр. 8-ое). Согласно же апостольских правил: бракобор духовником не может быть (прав. 51 Апостольское); грешащих на покаяние следует принимать (пр. 52 Апостольское). Двоеженец или наложницу имый, духовником не может быть (прав. 17 св. Апост.); поповства ради жену не отпускать, т. е. духовнику нельзя разлучаться с законной женой (пр. 5 св. Апостол); блудный поп - да не будет (Кн. Номаканон пр. 181, 182 и 183).
Таким образом, из всего вышеприведеннаго видно, что брак есть дар Божий, освящаемый церковью и духовным благословением Ея; каковой св. Церковь разрешает совершать также и по нужде, на условиях, освященных св. Церковью (Кн. Симеона Фессаланийскаго, лист 38).
В виду изложеннаго и многочисленных случаев несоблюдения духовными наставниками правил, установленных св. Церковью о таинстве брака, настоящим позволяю просить Собор, от имени Духовнаго Суда, о подтверждении всем общинам правил о законном бракосочетании, согласно канонических правил св. Церкви и обычаев наших предков, призвав всех братий христиан и духовных наставников свято и непоколебимо таковыя соблюдать, а правила, установленныя св. Церковью, - не нарушать.
Член Духовного Суда, духовный наставник Симеон Егупенок
Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше, 1931, № 1, с. 4 - 7.
Подготовка текста - Григорий Поташенко, 2002 - 2003.
Русские творческие ресурсы Балтии, 2003.
Справка:
Симеон Егупенок (1850 - 1934) - видный виленский старообрядческий наставник, духовный писатель. Сын федосеевца из Видз (Беларусь) служил в притче Виленской и Бобруйской общин, духовным наставником в Пскове (с 1896 г.). К псковскому периоду его жизни относятся первые дошедшие стихотворения религиозно-дидактического характера. В 1901 г. участвовал в региональном съезде старообрядцев-поморцев в Вильно. Пять лет спустя стал наставником Виленской общины; прослужил почти 28 лет. Принимал деятельное участие на двух съездах старообрядцев в Польше (1925, 1930), был членом Высшего старообрядческого совета и Духовной комиссии, преподавал на летних курсах вероучителей в Вильно. Сохранился рукописный сборник "Книга глаголемая нравоучение, его добропобедная и венценосная творения духовного отца нашего первонастоятеля Симеона", составленный в Вильно в 1928 г. Похоронен на старообрядческом кладбище в Вильнюсе.
|