В начале апреля этого года закончила свою работу выставка «Неизвестное старообрядчество», посвященная 100-летию Новосибирской старообрядческой общины. Открывшись в сентябре прошлого года и рассчитывая продолжиться месяц - полтора, выставка продлилась более чем на полгода. За это время на ней побывали тысячи посетителей.
Сегодня у нас в гостях директор Новосибирского краеведческого музея Константин Иванович Ватутин.
- Константин Иванович, первый вопрос, и почти что сразу на однозначность: что из нашей выставки произвело на Вас самое сильное впечатление?
- Безусловно, выставка была очень интересной. Во-первых, это книги, иконы, певческие рукописи. Во-вторых, ёмкая и ценная информация о священниках общины, епархии, о староверческих династиях. Сложно выделить какой-то один экспонат, всё очень самоценно и интересно.
- В нашем регионе это первый опыт организации мероприятий подобного масштаба, организованных самими старообрядцами. Интересно, а как бы Вы, как профессионал, обустроили выставку? Иными словами, всё ли у нас правильно получилось?
- Вы знаете, я бы уделил большее внимание описанию экспонатов. Информации должно быть больше. Например, помимо названия, датировки книги или какого-нибудь другого предмета, я бы указал его предназначение, религиозную сущность, как он попал в общину. Среди музейщиков часто возникают спорные ситуации. В большинстве случаев мои коллеги говорят так: вот мы сами будем работать с посетителями и как экскурсоводы рассказывать о данной экспозиции. А я, вот, всегда не соглашаюсь с этим. Мне охота самому придти, посмотреть выставленные предметы, самому прочитать пояснительные тексты. Иными словами, чтобы сам экспонат рассказывал о себе. К тому же, прибавьте сюда недостаток знаний, я имею в виду музейщиков, в области духовных вопросов. Ведь эта выставка носит, прежде всего, духовный, религиозный характер, а потом уже и исторический, и эстетический, и т.д. Повторюсь, вопрос о том, как сделать выставку наиболее удачной - извечный спор и столкновение мнений.
- Вы были свидетелем, как эту выставку посещали разноконфессиональные архиереи. В период открытия здесь были митрополит Московский и всея Руси Корнилий и епископ Новосибирский Силуян, а незадолго до закрытия её посетил и новообрядческий архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон. Мне как старообрядцу интересна реакция последнего.
- Вообще, духовенство, посещавшее выставку (вне зависимости от конфессиональной принадлежности), прежде всего, обращало внимание на иконы. Многие даже спрашивали, а подлинные ли это образа. У архиепископа Тихона был особый интерес. В их епархии тоже готовится подобная выставка, и у него была возможность оценить опыт старообрядцев. Кстати, по ходу осмотра зала он консультировался со мной: насколько грамотно подобраны и расположены экспонаты, можно ли применить подобный вариант в случае с их предстоящей выставкой. В целом же у него впечатления самые благоприятные.
- Да, но почему-то он не оставил записи в книге отзывов. Политическая сдержанность?
- Не знаю. Но я не слышал от него, да и не только от него, ни одного критического замечания. Ни одного. Вопросы - да, были, причём самые разные, но критики - никакой. Кстати, о вопросах. В начале девяностых мы организовывали выставку совместно с Новосибирской епархией (РПЦ МП - А.Е.). Так вот там постоянно находились их священники и выполняли функции экскурсоводов. Естественно, они отвечали на все вопросы посетителей. И если бы на вашей выставке было бы также, то её работа была бы более продуктивной.
- Константин Иванович, но ведь наш штат духовенства просто несопоставим со штатом Новосибирских клириков РПЦ МП. Один архиерей и два священника.
- О, да! Знаю, знаю и прекрасно всё понимаю. Но, пользуясь случаем, благодарю и о.Анатолия Сафроникова, Елену Алексеевну Долнакову за путеводительства по выставке, которые им неоднократно приходилось совершать для посетителей.
- Накануне нашей беседы я читал журнал отзывов с выставки. И вот что интересно. Думал, что прочту и ознакомлюсь быстро, но на самом деле я его читал очень долго и так и не дочитал до конца. Впечатление - потрясающее. Каждая запись -откровение.
- А ведь откровение просто так не приходит. Оно всегда чем-то вызвано. Или Кем-то. Расскажу один случай из моей жизни. Несколько лет тому назад, будучи в Москве, я зашёл в Третьяковскую галерею. Ходил по залам как рядовой посетитель. Вдруг попался моему взгляду один человек, похоже, японец. Он стоял у одной витрины и что-то рассматривал. Но я заметил, что он стоит долго; две минуты, три, пять проходит, а он всё смотрит. Тут меня самого интерес взял, и я решил посмотреть на объект его внимания. Стоял он ещё долго, но потом отошёл. Подхожу и вижу... Троица Андрея Рублёва! Я впервые её увидел! Меня обуял какой-то восторг, мне захотелось встать на колени, плакать хотелось, понимаете... Что-то абсолютно необыкновенное. Вот оно, откровение! И отвечая на ваш вопрос, я убеждён, что те люди, которые приезжают посетить наш музей из соседних городов и сёл, вдруг попадают в атмосферу русского дораскольного храма. Они видят настоящие иконы, большое напрестольное Евангелие, священные предметы. И для них это тоже откровение, прикосновение Бога. И не удивительно, что отзывы настолько искренни, благодарны и духовны. А о чём это говорит? О том, что выставка свою миссию выполнила.
- Было много случаев, когда после посещения выставки люди приезжали в наш храм. Такой же случай сегодня и у вас.
- В храм я хожу уже прилично (РПЦ - А.Е.), а к вам, к старообрядцам пришёл, можно сказать, впервые. Но я бы не стал сопоставлять впечатления от выставки и от храма. Всё-таки храм есть храм. Атмосфера здесь совсем иная...
- В журнале отзывов в большинстве своём оставляли автографы люди молодые, это видно из подписей. Выставка их не оставила равнодушными. А какой бы вы хотели видеть молодёжь завтра?
- Ох... Да много надо бы пожелать. Наверное, идти в храм. Смотришь со стороны и видишь, насколько важно то, как молодые люди себя ведут, как одеваются, какие книги читают, какую музыку слушают. Надо возвращаться к своим традициям, к своей русской культуре и, если возможно, ко всему традиционному укладу жизни. А без Православия это невозможно.
Беседовал Александр Емельянов
"София". 2008, № 1 (2)
|