Книжница Самарского староверия Вторник, 2020-Апр-07, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Интервью нашему сайту [17]
Интервью другим СМИ [65]
Внешние о староверии [6]

Главная » Статьи » Интервью » Интервью нашему сайту

Древлеправославный Патриарх Московский и всея Руси Александр
С Предстоятелем Русской Древлеправославной Церкви Патриархом Московским и всея Руси Александром мы встретились в самарском древлеправославном храме в честь Покрова Пресвятыя Богородицы (ул. Стандартная, 26). Рано утром, 12 декабря 2004 года, в храме началась торжественная служба – патриарх Александр в сослужении с настоятелем храма протоиереем Савой Тиховым и иереем Вениамином Горбуновым совершил Божественную литургию. По окончании службы Владыка Александр произнес проповедь, а затем долго общался с прихожанами: рассказал самарцам о церковных новостях, о своей поездке в Оренбургскую область, ответил на многочисленные вопросы. После этого Его Святейшество  дал интервью нашему сайту.
 
Сайт «Самарское староверие» сердечно благодарит настоятеля самарского Покровского храма протоиерея Саву Тихова, прихожанина Покровского храма Алексея Кирилова, а также пресс-секретаря Древлеправославной патриархии Александра Филиппских, сопровождавшего патриарха Александра в поездке в Самару, за содействие в организации этого интервью.

 

 

- Святейший владыка, позвольте выразить Русской Древлеправославной Церкви и Вам лично соболезнования в связи с кончиной епископа Волжского Даниила. Мы знаем, что Вы прибыли к нам из Бугуруслана, где несколько дней назад состоялось погребение владыки Даниила.

 

- Спаси Христос!

 

- Ваш визит в Самару -  короткий. Какова его цель? 

 

- Приходится везде делать короткие визиты, потому что время ограничено. Я давно уже здесь не был, поэтому и была запланирована сюда поездка. Приехал, послужил здесь, поговорил с людьми, в приходе накопилось много вопросов и проблем, которые необходимо решать. В основном, так везде и делаю, куда приезжаю.

 

- Вы сказали, что везде много вопросов. Глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан в своем докладе на прошедшем в октябре 2004 года Освященном Соборе тоже говорил о том, что старообрядчество сегодня переживает отнюдь не золотой век. У старообрядцев много проблем: нехватка священников, недостаток кандидатов в епископы, ограниченность финансовых средств. Примерно о тех же проблемах говорят и представители Поморской Церкви: нехватка наставников, финансовые проблемы. Испытывает ли подобные трудности Ваша Церковь?

 

- Сам Господь говорил, что жатвы много, а делателей мало. Это было всегда, испокон веков. И раньше священнослужителей постоянно не хватало. Христос дальше говорит: «Молитесь господину жатвы, чтобы он извел добрых делателей», пастырей на эту ниву. Всегда, даже в «золотые века», и во Вселенской Церкви, и в Русской Церкви, даже когда духовность была особенно высока, - все равно духовенства не хватало. Предположим, в середине 17 века – протопопа Аввакума вообще юношей поставили священником, когда по канонам положено не раньше, чем в  тридцать лет рукополагать в пресвитера. Значит, и тогда не хватало священников.  Так же и у нас не хватает. Но, с Божией помощью, у нас открыто духовное  учебное заведение, где каждый год готовят будущих священников, пастырей, диаконов, уставщиков, богословов и т.д. Слава Богу, постоянно открываются новые приходы во всех уголках нашей страны и не только нашей – туда и направляются молодые пастыри. Но все равно на сегодняшний день древлеправославных общин открыто гораздо больше, чем есть священнослужителей, поэтому и приходится говорить об острой нехватке священников.

Кроме этого, конечно, существует множество и других проблем. Это и имущественные проблемы, и финансовые, и проблемы со строительством новых храмов, с их регистрацией и т.д. Много конфликтных ситуаций возникает внутри самой общины, между прихожанами, между настоятелем и старостами. Но наличие проблем, вопросов ясно свидетельствует, что Церковь жива, что она развивается и укрепляется. Ибо тишина и спокойствие говорят о смерти.

 

- В связи с этим вопрос: как складываются у Вашей Церкви отношения с государством, с властью?

 

- Лично я и все наши священники очень хорошо относимся к представителям власти. Мы и должны так поступать, потому что всякая власть от Бога. И если она даже какое-то коварство употребляет по отношению к нам, значит, это надо терпеть, надо знать, что, может быть, где-то мы согрешили. И надо исправляться самим. Если мы исправимся, то и власти будут относиться к нам доброжелательно.

 

- Владыка, и  все же обидно. Власть довольно цинично относится к верующим. Сужу на примере Самарской области. Почему такое уважительное отношение к РПЦ (МП) или к мусульманам? – Их много, это электорат. А староверов не так много, значит,  к ним можно не прислушиваться, они для государства – не сила.

 

- Возможно, наоборот. Господь все знает: все наши мысли и поступки. Значит, именно Древлеправославие сильно духом и верой, поэтому, Господь и дает больший крест именно нам. И знает Господь, что мы сможем сделать то, что Он нам дает. А те – слабее духом, им нужно уступки делать.

 

- В Самарской области сегодня восемь официально зарегистрированных общин и масса религиозных групп разных согласий: РДЦ, РПСЦ, поморцы, федосеевцы, часовенные. У всех одни и те же проблемы, все пытаются – и не могут решить их в одиночку. А почему бы старообрядцам не объединить свои усилия? Я не говорю о молитвенном общении или слиянии – только  об объединении усилий для общения с местной властью. Чтобы в областную или городскую организацию пришел не настоятель одного храма или председатель отдельно взятой общины – а человек, или несколько человек, которые сказали бы: «Мы представляем старообрядчество Самарской области». Чтобы власть увидела, что старообрядчество в области – это сила, с которой надо считаться, интересы которой нельзя игнорировать.  

 

- Видимо, нет лидера такого, который бы мог собрать представителей других старообрядческих течений и пойти что-то просить. Бога надо просить, чтобы послал такого делового человека

 

- То есть,  мысль о  возможности такого сотрудничества Вас не пугает?

 

- А почему? Никогда. И не должна никогда пугать любого настоящего христианина.

 

-Значит, такое сотрудничество в принципе возможно?

 

- А почему бы и нет? Мы на этой земле общаемся со всеми: с людьми, животными, птицами, растениями. Почему бы нельзя было сотрудничать? Это же Божие дело. Любой человек имеет образ Божий: хоть он татарин, хоть иноверец, хоть бледнолицый.

 

- Владыка, между Русской Древлеправославной Церковью и Русской Православной Старообрядческой Церковью, фактически, нет догматических разногласий. Как Вы считаете, возможно ли в перспективе, если не объединение двух Церквей, то хотя бы, какое-то движение, какие-то шаги навстречу друг другу?

 

- Господь сказал, «что  человеку невозможно, возможно Богу». Самое главное – надо к человеку относиться дружелюбно, с любовью. И другой человек сразу поймет, что ты  не с хитростью подошел к нему, а хочешь добра. Вот пока что, к большому сожалению, не получается этого.

 

- Владыка, на последнем Архиерейском Соборе РПЦ (МП) вновь поднимался вопрос об отношениях между РПЦ и старообрядчеством, о преодолении раскола. В связи с этим в СМИ заговорили о возможности объединения РПЦ (МП) со старообрядцами. Как Вы считаете, в ближайшем будущем какие-то шаги в этом направлении возможны?

 

- Это исключено. Я не буду за других говорить, буду за себя и за нашу Церковь. Я рожден в Древлеправославии, у меня и со стороны отца и матери – все древлеправославные. Я с детства знаю, что Древлеправославие -  это правая вера, а всякие новшества, видоизменения в вере – это не  хорошо. Конечно, и мы не безгрешны. Может быть, в Древлеправославии у людей грехов не меньше, это один Бог знает. Но самое главное – чтобы в вере не погрешить. Поэтому как же я смогу объединяться, если другой скажет: «Я не буду вот так креститься (складывает двуперстное крестное знамение – И.), я только троеперстие признаю». Как наша Церковь сможет объединяться? Наша Церковь не будет отступать от Древлеправославия.

А что касается преодоления раскола…Бога надо просить, в первую очередь, чтобы были какие-то добрые отношения. От Бога все зависит. Что Господь даст…

 

- Владыка, Вы сказали, что в роду у Вас – староверы. Но ведь Ваш род – не просто старообрядческий, это еще и известный священнический род. Не могли бы Вы подробнее рассказать о своих предках, своих корнях? Как Вас воспитывали, строго?

 

-Да, строго. А о корнях что сказать… Со стороны отцовской – это Саратовская губерния,  со стороны мамы – Курская губерния. Жили богато и те, и другие. Раскулачили, когда пришло время. С отцовской стороны семью выслали в Казахстан. Отец умер хоть и в преклонном возрасте -  всю жизнь у него болел желудок, потому что и ели, что придется, и голодали. А со стороны матери… Отца мамы - моего дедушку -  сослали сразу на Беломорканал, и он оттуда не вернулся. А бабушку Евдокию сослали с детьми на Соловки. И когда там стали дети умирать, власти стали отправлять детей туда, откуда они родом - к родственникам, если они были. А самих родителей там оставили. Бабушка рассказывала, что лежали они на обледенелых нарах, бросали им, как свиньям, мерзлую картошку или свеклу, и то, не всем доставалось. Но она выжила, моя бабушка. Очень милым человеком была. В молодости мужа потеряла, ей тогда было чуть за двадцать, и больше замуж никогда не выходила, считала, что это крест такой. Очень задушевный человек… Да, когда-то была богата. Раньше говорили, что богатые притесняли, угнетали бедных. Я бы не сказал, что бабушка угнетала кого-нибудь. Это неправда. Если человек был проходимцем, бездельником, хулиганом, - да, его выгоняли. А если человек был порядочным, выполнял честно все, что ему поручено, - он и получал сполна за свою работу.

 

- Владыка, я читала, что летом этого года Вы совершили паломническую поездку на озеро Светлояр. Не могли бы Вы подробнее рассказать об этой поездке?

 

- Это была прекрасная поездка. Таких поездок в моей жизни было очень мало. Это было просто замечательно. Я на этом озере несколько раз был, но вот в этот раз было особенно большое стечение народа. Вообще, древлеправославных христиан на нижегородской земле очень много. Они приехали автобусами, и я даже не предполагал, что  столько приедет. Они все меня встречали, ждали какое-то время. И когда мы вышли из автомобиля, то просто были поражены тем, какое громадное количество народа приехало. И вот с этой площадки, где нас встречали, мы шли к озеру, пели духовные песнопения. И что самое удивительное: бывает такое, что даже в церкви – и то разногласица возникнет. А тут, представляете: люди приехали со всех концов Нижегородской области – и, как будто, они год спевались – так пели прекрасно. И все пели. И все остальное было так же слаженно. По шестой песни – будто специально намечено было – перед нами оказалась пристроечка такая – как мостик к воде. Мы там освятили воду. Все было так духовно прекрасно, что словами все не передашь. Потом мы обошли все озеро с песнопениями – было замечательно! Много молодежи присутствовало, слава Богу! Дай Бог, чтобы эта традиция продолжалась в дальнейшем! Очень рад и счастлив, что это было. Слава Богу!

 

- И последний вопрос, если позволите. Вы даете интервью Интернет-сайту. Среди старообрядцев немало тех, кто относится к Интернету, телевидению настороженно и недоверчиво. Как Вы считаете, возможно ли использовать эти СМИ для того, чтобы давать информацию о старообрядчестве – как для внешних, так и  для старообрядцев?

 

- Да, некоторые говорят, что грех телевизор смотреть, на компьютере работать. Но, как сказал мне один человек, если бы апостол Павел жил сегодня, он бы не только каждый день выступал по телевидению и про Бога говорил, а вообще, день и ночь бы выступал.

Каждому предмету есть свое предназначение, если Бог дал нам это. Урановая руда – благо это или зло? Не надо делать бомбу, надо использовать ее во благо. Все, что есть на земле, надо использовать для душевной и телесной пользы. Если по телевизору показывают разврат или  беззаконие – это зло. Но ведь можно использовать телевидение и во благо.

    Так же и Интернет. Все, что человек изобрел, дай Бог, чтобы было во благо.

 

- Спаси Христос, владыка! Помощи Божией Вам в служении, здоровья и многая лета!

 

- Спаси Христос!

 

Категория: Интервью нашему сайту | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-31)
Просмотров: 1861

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2020Бесплатный хостинг uCoz