- о.Владимир, скоро исполнится год с того момента, как в Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский Собор ДПЦ. За это время уже можно подвести некоторые итоги. В период подготовки к Собору и официальные пресс-релизы, и церковные деятели в своих интервью избегали наименования «III Всероссийский Собор». Но затем, уже в период работы Собора, это название стало встречаться все чаще, а к окончанию Собора стало, по сути, официальным наименованием Собора. Можно ли сказать, что соборное мнение оценило значение Собора именно как III Всероссийского, поставив его в один ряд с I и II Всероссийскими Соборами?
- Вначале предполагалось, что Собор будет именоваться «Собор староверов-поморцев России», поскольку Россия уже давно не в границах Российской Империи, и «Всероссийский» не соответствует представительности преждебывших Соборов. Название «Всероссийский» прозвучало в образном смысле в докладе Председателя РС о. Олега Розанова и неожиданно стало повторяться в большинстве выступлений.
На Соборе присутствовали руководители и авторитетные наставники зарубежных центров ДПЦ – Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины, Казахстана, они участвовали в обсуждении и принятии решений по духовным вопросам с полным правом голоса. В этом смысле он почти соответствовал бывшим Всероссийским. Значение же Собора можно будет оценить только со временем, как впрочем это было и с Соборами ХХ века.
- Нельзя ли подробнее рассказать о той большой подготовительной организационной работе, которая предшествовала Собору?
- Задача созыва подобного Собора стояла с самого момента организации в 1989 году Российского Совета, но условия российской жизни тех лет не позволяли ее осуществить. Предсоборная Комиссия была определена в 2003 году, первоначально ее возглавлял я, но не смог справиться с работой, считаю, что по объективным причинам, и вынужден был через год отказаться от руководства. Это пошло на пользу делу, хотя официального руководителя Комиссия так и не получила. На нескольких Заседаниях Комиссии были рассмотрены проекты повестки дня и документов. Было заметно со стороны некоторых деятелей намеренное затягивание вопроса, странная непоследовательность. Два раза срок Собора переносился, окончательное решение было принято только в феврале 2006 года, за 70 дней до Собора.
- Нам представляется, что одной из важнейших задач Собора была консолидация поморских общин. Удалось ли продвинуться в решении этой задачи?
- Да, несомненно, и в этом главный итог Собора. Стремление к консолидации присутствовало почти у всех участников. Изоляционистских настроений, которых мы опасались, не проявилось.
- Каковы еще, на Ваш взгляд, итоги Собора?
- Мне представляется главным итогом подтверждение легитимности Российского Совета как руководящего органа ДПЦ России, подтверждения его решений от лица Церкви по ряду вопросов, принятых до Собора. Это было весьма важным, учитывая, что в 1989 году РС был учрежден съездом Представителей около 40 общин, но без документальных полномочий от общин. Прошедший же Собор с юридической точки зрения безупречен. Полномочия всех участников документально подтверждены.
- Как Собор повлиял на дальнейшую жизнь Поморской Церкви? За время, прошедшее с момента проведения Собора, мы публиковали немало новостей об открытии и закладке новых поморских храмов, организации новых общин. Является ли это следствием работы Собора?
- Да, безусловно. Достаточно много групп избегали регистрации по разным причинам, не понимая, что только зарегистрированное общество может заявлять о своих правах, официально обращаться за помощью и др. На Соборе отдельный доклад был посвящен теме церковной собственности и перспективам ее возврата.
- Что именно показалось особенно ярким на Соборе лично Вам, что больше всего запомнилось?
- Явственно проявилось ощущение Божией помощи в этом деле. Господь даровал тёплую, солнечную погоду, что было просто необходимо, ведь перерывы в заседаниях и питание проводились на открытом воздухе. Организация ночлега, транспорта и прочего прошли без сбоев.
- Выдвинулись ли на Соборе новые яркие деятели Поморской Церкви из среды молодежи, из провинциальных общин?
- Средний возраст участников оказался заметно ниже, чем предполагалось. Было много «новых», неизвестных в общепоморском кругу лиц. Но деятели пока все те же. Из числа молодёжи проявилась Анастасия Баркина из Кургана, Александр Кириллов из Белгородской области, они были избраны в Российский Совет, подают надежды некоторые представители Сибири и Севера.
- На Соборе было принято решение о проведении в 2009 г. Всеобщего Собора ДПЦ. Идет ли подготовка к нему?
- Да, в июне планируется сформировать Предсоборную Комиссию. В этом году в Петербурге на праздник Знамения готовится празднование 100-летия храма на Тверской, освящение (обновление) храма и Совещание духовных наставников, где также речь пойдет о предстоящем Соборе.
- В последнее время наблюдается рост информационной активности христиан-поморцев. Традиционно впереди в этом смысле поморцы Латвии – там есть несколько активно работающих поморских сайтов, издается газета «Меч духовный», журнал «Поморский вестник». В прошлом году начал работу сайт белорусских поморцев, в январе нынешнего года на заседании ЦС ДПЦ Белоруссии принято решение об издании Информационного вестника. Российский Совет ДПЦ также принял решение о выпуске журнала и о создании сайта. Означает ли это, что у ДПЦ формируется собственная информационная политика? Каковы ее цели и принципы?
- Сложно говорить об информационной политике, если решения о журнале фактически декларативны, половинчаты, а о сайте просто заморожены. Для старцев Интернет – только источник соблазна, инструмент лукавого. Поморцам Латвии очень помогает, как известно, министерство Интеграции, мы пока рассчитываем на силы любителей. Могу сказать, что наш питерский неофициальный и насквозь любительский «Pomorian» скоро, вероятно, избавится от «narod» и станет профессиональнее.
- Можно ли подробнее рассказать о будущем журнале и будущем сайте? Кто будет их редактором, каков будет авторский коллектив?
- В качестве редактора журнала предполагался А.А. Безгодов. Наверное, он лучше ответит на данный вопрос.
- В ДПЦ очень хорошо поставлена работа с молодежью. Можно ли подробнее об этом?
- Ну на счёт «очень» - это уж слишком. Летний лагерь действует пока только один, краткосрочный, в Псковской области. Проводятся встречи молодёжи внутри общин – в Петербурге, Москве, Белгороде, Великом Новгороде. Главное, что сложилось молодёжное ядро, которое в общем-то самостоятельно планирует и организует эти мероприятия, теперь это в меньшей степени забота церковного руководства. Наша молодёжь проявляет похвальную убежденность и даже несколько неожиданную для нас жесткую консервативность в вопросах вероисповедания и христианского быта. Развивается процесс создания староверческих семей, хотя это не является самоцелью молодежной деятельности в ДПЦ.
- В ноябре в Санкт-Петербурге прошли двухнедельные курсы по подготовке церковнослужителей. В их работе приняли активное участие и самарские поморцы. Вернулись они окрыленные, работу курсов оценили очень высоко, а пользу от учебы быстро почувствовали и остальные члены общины. Планируется ли сделать курсы постоянными? Или они будут работать в ином формате? Не планируется ли организовать училище?
Определенные предпосылки для создания постоянных курсов есть, но все же в текущем году они пройдут также в виде двухнедельной сессии. Пока не решены проблемы обеспечения учебными пособиями, преподавательский состав недостаточен для регулярных занятий. Эффективное обучение практическому пению, например, возможно лишь в группе 2-х, 3-х человек примерно одинакового уровня знаний и способностей. Прекрасно бы было организовать совместное училище со староверами Прибалтики, но в условиях довольно жестких границ это пока нереально. Представители Самарской Поморской общины всегда занимаются очень старательно и ответственно, и мы всегда рады видеть их на курсах.
- На наш сайт нередко обращаются молодые поморцы, которые хотя и были крещены в детстве, росли в семьях, утративших религиозные традиции. Теперь они хотели бы вернуться к своим корням, но живут зачастую вдалеке от тех мест, где есть общины ДПЦ. Они просят нас сообщить адрес ближайших общин, выслать материалы по истории ДПЦ, богослужебные тексты в электронном виде и т.д. Что бы Вы могли сказать таким людям? Что им нужно делать, чтобы найти своих, чтобы по-настоящему воссоединиться с ДПЦ?
Я бы посоветовал выписывать ежегодный Календарь ДПЦ, издаваемый Российским Советом, наладить хотя бы переписку с какой-либо общиной. А в области электронного общения – наш сайт "Староверы в Рыбацком" (E-Mail: Pomorian@Narod.Ru). Ну а воссоединение с Церковью происходит через исповедь, которая является первой церковной обязанностью каждого христианина.
- Спаси Господи за ответы, о.Владимир!
На фото: выступление о.Владимира Шамарина на III Всероссийском Соборе ДПЦ, май 2006 года
|