- Иван Васильевич, скоро исполнится год с того момента, как в Санкт-Петербурге состоялся III Всероссийский Собор ДПЦ. За это время уже можно подвести некоторые итоги. В период подготовки к Собору и официальные пресс-релизы, и церковные деятели в своих интервью избегали наименования «III Всероссийский Собор». Но затем, уже в период работы Собора, это название стало встречаться все чаще, а к окончанию Собора стало, по сути, официальным наименованием Собора. Можно ли сказать, что соборное мнение оценило значение Собора именно как III Всероссийского, поставив его в один ряд с I и II Всероссийскими Соборами?
- Да, именно мнение соборян и стало решающим в оценке значения Собора как 3-го Всероссийского. Представительство российских общин и зарубежных духовных центров было очень полным, при рассылке приглашений нам приходилось даже учитывать ограниченные возможности по приему делегатов, представителей некоторых малочисленных российских общин Предсоборная комиссия и Российский Совет просто физически не смогли пригласить, так же как и представителей некоторых зарубежных общин. Такое желание приехать на Собор для нас даже было несколько неожиданным.
При подготовке Собора название 3-го Всероссийского не произносилось и по причине неизвестности фактического состава участников Собора, и по причине того, что важной задачей Собора для российских организаторов было административное устроение церковной жизни ДПЦ в России. Это проблематика заняла существенную часть соборных заседаний. Но что было приятно, вопросы церковной организации активно обсуждали и зарубежные участники. И они же предложили на решение Собора несколько новых общецерковных вопросов, касающихся всей ДПЦ. Соответственно обсуждение и принятие решений по этим вопросам также было основанием для повышения статуса Собора.
- Вы были Председателем Предсоборной комиссии. Расскажите пожалуйста, что было наиболее сложным в подготовке к Собору?
- Самым сложным в подготовке Собора, как оказалось, было организовать взаимодействие между активной молодежью и осторожными старцами. И вот эту роль буфера как раз пришлось взять мне. Это было достаточно тяжело. Второй сложной задачей было определить объем возможной повестки дня Собора, чтобы не перегрузить и не оставить что-то невыполненным, и в то же время сделать как можно больше. С Божьей помощью нам это удалось. Большой объем работы с общинами был проведен канцелярией Российского Совета и некоторыми членами Предсоборной комиссии. Вся хозяйственная работа была проведена силами Невской общины, за что низкий поклон организаторам и участникам.
- Нам представляется, что одной из важнейших задач Собора была консолидация поморских общин. Удалось ли продвинуться в решении этой задачи?
- На этот вопрос ответ может быть только положительным. Многие принятые на Соборе решения будут способствовать взаимодействию общин, прежде всего духовному общению.
- Каковы, на Ваш взгляд, основные итоги Собора? В чем его значение?
- Значение принятых на Соборе решений трудно переоценить. Они позволят укрепить духовною жизнь, дадут правильные пути развития общин. Подтверждены канонические основания церковного бытия. Возрос авторитет Российского Совета как руководящего органа ДПЦ в России. Укрепились связи с зарубежными общинами и центральными органами ДПЦ. Все это может служить основой для развития катехизаторской, учебной, издательской деятельности Церкви как в России, так и повсюду. Но это только возможности, насколько они смогут быть реализованы зависит от нашей ревности и внимательности.
- Как Собор повлиял на дальнейшую жизнь Поморской Церкви? За время, прошедшее с момента проведения Собора, мы публиковали немало новостей об открытии и закладке новых поморских храмов, организации новых общин. Является ли это следствием работы Собора?
- На этот вопрос фактически уже дан ответ выше. Люди обменялись опытом, увидели, как преодолевать существующие трудности, и начали действовать. Российский Совет старается поддерживать любые подобные инициативы и даже в некоторых местах сам инициирует организацию новых общин. Но все равно пока ещё мы теряем больше, чем приобретаем. Уходят светила благочестия, умудренные и ревностные старцы и старицы, и не везде пока ещё кто-то заступает их место.
- Что именно показалось особенно ярким на Соборе лично Вам, что больше всего запомнилось?
- Запомнились люди, с которыми встретился впервые, но обнаружил удивительное духовное родство. Причем эти люди живут от нас во многих тысячах километров. Изумительным показалось смиренномудрие женщин-делегаток. Они не позволили себе ни одного выступления, кроме рассказа одной христианки о строительстве Храма в Белгороде.
- Выдвинулись ли на Соборе новые яркие деятели Поморской Церкви из среды молодежи, из провинциальных общин?
- На Соборе были молодые участники, которые показали достаточно серьезную книжность, причем именно умение увидеть духовный смысл Писания, что дает надежду на дальнейшее сохранение древлеправославной духовности. Сейчас зачастую забывается то, что вся прочая церковная деятельность без этого бесполезна. Это соль, которая осоляет все тело церковное и предохраняет его от разложения еретическим суемудрием.
- На Соборе было принято решение о проведении в 2009 г. Всеобщего Собора ДПЦ. Идет ли подготовка к нему?
- Сейчас продолжается выработка формата Собора, определяется возможный состав участников, обсуждается повестка дня. Некоторые решения по этим вопросам могут быть приняты на следующем заседании Единого Совета ДПЦ. Желание провести Собор с участием большей части духовных наставников ДПЦ есть у всех духовных центров ДПЦ.
- В последнее время наблюдается рост информационной активности христиан-поморцев. Традиционно впереди в этом смысле поморцы Латвии – там есть несколько активно работающих поморских сайтов, издается газета «Меч духовный», журнал «Поморский вестник». В прошлом году начал работу сайт белорусских поморцев, в январе нынешнего года на заседании ЦС ДПЦ Белоруссии принято решение об издании Информационного вестника. Российский Совет ДПЦ также принял решение о выпуске журнала и о создании сайта. Означает ли это, что у ДПЦ формируется собственная информационная политика? Каковы ее цели и принципы?
- Цель информационной политики - прежде всего, раскрытие для интересующихся нашего упования, исторической правды о Староверии. Для этого, в первую очередь, распространяем свои издания – в основном книги и журналы. Затем, сотрудничаем с учеными для получения свидетельства внешних о нашей Вере, что часто вызывает у читателей большее доверие. Внешние СМИ стараемся использовать осторожно, поскольку информационное соседство с «желтыми» материалами выглядит кощунственно. Поэтому там, где есть такой риск, публикации не приветствуются.
- Можно ли подробнее рассказать о будущем журнале и будущем сайте? Кто будет их редактором, каков будет авторский коллектив?
- Редколлегия у журнала «Староверие» та же, что и у Календаря ДПЦ. В журнале планируется открыть некоторые новые рубрики, традиционно остающиеся за пределами Календаря ДПЦ. Вопрос с сайтом окончательно не решен. Решение заблокировано со стороны некоторых членов Совета Старейшин РС ДПЦ.
- В ДПЦ очень хорошо поставлена работа с молодежью. Можно ли подробнее об этом?
- Поскольку я не очень пока близок к проводимым молодежным мероприятиям, подробно охарактеризовать эту работу не могу.
- В ноябре в Санкт-Петербурге прошли двухнедельные курсы по подготовке церковнослужителей. В их работе приняли активное участие и самарские поморцы. Вернулись они окрыленные, работу курсов оценили очень высоко, а пользу от учебы быстро почувствовали и остальные члены общины. Планируется ли сделать курсы постоянными? Или они будут работать в ином формате? Не планируется ли организовать училище?
- Пока курсы будут продолжены в том же формате. Думаю, будет иметь развитие и такой вид обучения, когда преподаватели (по уставу и пению) выезжают в общины, особенно вновь образованные, и на месте проводят занятия. Собственно, такая практика имеется в ДПЦ уже давно. Организация училища, к сожалению, пока только отдаленная перспектива, никаких конкретных проектов на сегодняшний день нет.
- На наш сайт нередко обращаются молодые поморцы, которые в детстве были крещены, росли в семьях, утративших религиозные традиции, а теперь хотели бы вернуться к своим корням. Но живут они часто вдалеке от тех мест, где есть общины ДПЦ. Они просят нас сообщить адрес ближайших общин, выслать материалы по истории ДПЦ, богослужебные тексты в электронном виде и т.д. Что бы Вы могли сказать таким людям? Что им нужно делать, чтобы найти своих, чтобы по-настоящему воссоединиться с ДПЦ?
- Они, прежде всего, могут связаться с канцелярией ДПЦ, адрес указан в КДПЦ, и попросить связать их с христианами, проживающими в той же местности. Затем, организовавшись вместе, уже решать, как они хотят устраивать свою церковную жизнь. Можно просить Российский Совет закрепить за ними духовного наставника для исполнения таинств, можно выдвинуть и послать на обучение христиан из своей среды. Не нужно чего-то ждать, надо стучаться, и, по глаголу Господню, обязательно отворят вам.
Спаси Господи за ответы!
На нашем сайте размещены также интервью И.В.Сокерина сайту Kominarod.ru и газете "Вера-Эском"
На фото с сайта "Староверы в Рыбацком": выступление И.В.Сокерина на Третьем Всероссийском Соборе ДПЦ, май 2006 года. Content-Disposition: form-data; name="sort"
50
|