Алексей Александрович, застать Вас в Москве довольно сложно. Как представитель РС ДПЦ Вы постоянно совершаете поездки по стране, часто бываете за рубежом, где живут староверы-поморцы. Чем важны эти поездки, какие вопросы решаются, что особенно запомнилось?
- Очень много поездок у меня было по предсоборной работе, но и после Собора было совершено несколько крупных рабочих поездок. Наиболее значимыми маршрутами были совместные поездки с В.В. Шамариным в июне месяце в Казань, Уржум и далее по Свердловской обл., в Курган, Пермь и на обратном пути в Нижний Новгород и Ковров. Вопросы в этой поездке решались самые разнообразные, совершение крещений и исповедь, решение организационных вопросов и имущественных проблем, и, конечно же, общее ознакомление с текущим положением дел.
В сентябре 2006 года совместно с А.Н. Беловым, председателем Минской общины, и К.Я. Кожуриным участвовал в конференции по старообрядчеству в Петрозаводске, посвященной 300-летию Лексинской женской обители. После конференции мы совершили паломничество на Лексу, Выг и далее на Палеостров. Посещение таких мест, освященных молитвой и неустанным трудом наших предков, всегда производит особенное впечатление и запоминается на всю жизнь. Есть мысли разработать подробный маршрут, чтобы такие паломничества могли регулярно совершать все желающие.
В начале декабря была поездка в Белгород, где совершалось малое освящение Храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, на торжество собралось большое количество белгородских прихожан, а так же гости из Белгородской области и Харьковской области Украины. Уже в этом году в феврале была еще одна поездка в Белгород, на этот раз для проведения молодежной встречи и организации воскресной школы.
В прошедшем январе совместно с М.В. Никитиным была проведена работа в Рыбинске по оказанию помощи в регистрации общины и по выявлению документов по истории общины в местном архиве.
Кроме того, были многочисленные рядовые и ставшие уже традиционными поездки в Литву, Украину, Польшу. Все эти поездки, как рабочие, так и ознакомительные, важны с точки зрения активизации работы в общинах, налаживания регулярных контактов общин с РС и между собой, а так же с представителями местных властей. По нашим наблюдениям, за последний год контакты между самими общинами заметно активизировались.
- Это, безусловно, один из результатов III Всероссийского Собора ДПЦ, в подготовке и проведении которого Вы принимали непосредственное участие. А каковы Ваши личные впечатления о Соборе?
- Воспоминания о Соборе у меня довольно сложные, и я думаю, до сих пор окончательно не структурированы. За месяц до Собора я успел съездить в последнюю предсоборную поездку по некоторым южным общинам Белгородской и Ростовской областей, а так же побывать в Харькове. После этого была напряженная работа с документами, ведь мне предстояло работать в мандатной комиссии, то есть, заниматься регистрацией прибывающих участников Собора.
По приезде в Санкт-Петербург я простудился, но к началу Собора успел поправиться, в чем мне сильно помогли уже прибывшие делегаты из Сибири, которые фактически за сутки подняли меня на ноги, за что им огромная благодарность.
Совмещая работу по регистрации участников Собора, пресс-секретаря, а так же делегата от родной для меня Пермской области, приходилось постоянно находиться в движении. Все эти соборные дни я словно находился в каком то нереальном мире, при этом ощущалась значимость момента, ведь такого представительного собрания староверов России не было уже почти сто лет. Осознание значения самого Собора начинает приходить только сейчас, когда просматриваю многочисленные соборные фотографии и прорабатываю соборные материалы, осуществляя работу по подготовке к изданию книги Деяний III-го Всероссийского Собора ДПЦ.
Прошедший Собор как бы пробудил от спячки поморское общество в России, и вот уже в этом году в Санкт-Петербурге намечается расширенное совещание РС ДПЦ, посвященное 100-летию Храма Знамения Пресвятыя Богородицы на Тверской улице, и приуроченный к нему съезд председателей и членов правления общин ДПЦ. В следующий год будет торжественно отмечаться 100-летие Московского Храма Воскресения Христова и Покрова Пресвятыя Богороицы в Токмаковом переулке, а в 2009 году в нем пройдет Юбилейный международный Собор ДПЦ. Кроме этого, в Украине в этом году планируется провести Съезд общин ДПЦ, на котором будет решаться вопрос об организации Центрального управления ДПЦ в Украине.
- Как известно, Российским Советом Древлеправославной Поморской Церкви принято решение об издании культурно-просветительского журнала «Староверие». Не могли бы Вы рассказать подробнее, почему это решение принято именно сейчас, и как Российский Совет видит концепцию будущего журнала?
- Идея издания культурно-просветительского журнала витает уже давно, по крайней мере, я такие мысли слышал еще в 2000 году. Однако ни тогда, ни позже заниматься подготовкой такого журнала было просто некому. Из общин приходили пожелания об издании хотя бы газеты, но руководство РС ДПЦ было против газетного формата и желающим предлагалось заняться изданием журнала. На тот момент РС ДПЦ кроме календаря выпускал так же и Извещение РС ДПЦ, которое выходило дважды в год и выполняло роль официального издания РС, в котором печатались отчеты отделов РС, рассказывалось о текущих мероприятиях и многом другом.
Постепенно в Извещении РС стало много материалов не профильных, появились литературная страничка, раздел поучений и т.п. На одном из совещаний РС было решено сделать журнальное приложение к Извещению РС, которое получило название «Христианская семья». Журнал «Христианская семья» издается в Санкт-Петербурге с 2003 года, в настоящее время уже вышло 8 номеров.
В 2006 году, после Всероссийского Собора, по решению председателя РС ДПЦ д.н. Олега Ивановича Розанова было решено начать издание культурно-просветительского жернала «Староверие» в качестве приложения к Календарю ДПЦ. На совещании РС такое решение было одобрено и первоначальная разработка концепции такого журнала была поручена мне, как члену редколлегии календаря. Первоначально журнал планировалось подготовить и издать к маю 2007 года, и в принципе мы были готовы это выполнить, но позже было определено подготовить макет журнала к июньскому заседанию РС, на котором будет окончательно рассмотрена его концепция, а так же избрана и утверждена редколлегия.
Что касается содержания нового журнала, то за основу положены те рубрики, которые существуют в Календаре ДПЦ. Выпускаемый Календарь ДПЦ с каждым годом становится все объемней, но, тем не менее, за рамками Календаря все же остаются интересные материалы. В новом журнале мы будем стараться более широко освещать материалы как по истории староверия, так и о современной жизни ДПЦ. Рассказывать о происходящих в староверии событиях, праздниках, юбилеях. Кроме этого планируются статьи на богословские темы, по апологетике и каноническому праву. В таком издании найдется место и для литературной странички, и для рубрики ответов на письма читателей.
- Российский Совет принял также решение о создании информационного сайта РС ДПЦ...
- По вопросу организации сайта однозначного мнения у членов РС нет. Добрая половина членов РС - это наставники и благочестивые старцы, для которых не только понятие сайта, но и сам Интернет мало известен, им непонятно, для чего все это нужно. Предварительно уже обсуждали возможность организации такого сайта, но с неофициальным статусом, в качестве информационного. Я думаю, со временем вопрос будет решен, но вот кто будет заниматься сайтом не знаю, скорее всего, кто-нибудь из Питера.
- Возможно ли сотрудничество староверов со светскими СМИ или староверы должны размещать информацию лишь в своих собственных изданиях? И какими должны быть эти издания: строго конфессиональными или могут издаваться староверами разных согласий?
- Исторически уже сложилось, что в России существуют как внутриконфессиональные, так и общестарообрядческие периодические издания, причем жизнеспособность у них примерно равная. По моему мнению, староверческие СМИ развиваются вполне нормально, за последние годы наполняемость информационного поля старообрядческими новостями заметно выросла. Из собственного опыта знаю, что еще в начале 2000-х годов новости на тему старообрядчества были весьма редкими, и приходилось, чуть ли не по знакомым названивать и расспрашивать, что бы наскрести новостей на выпуск. Теперь же по опыту сайта «Самарское староверие» можно наблюдать, что перечень новостей доходит до нескольких в день.
Внешние СМИ - это дело несколько иное, многие не очень-то и желают принимать старообрядческие материалы к публикации, других же старообрядцы интересуют исключительно в контексте этнографии и экзотики. При таком положении дел с кем из светских СМИ сотрудничать, а с кем нет, должны решать сами заинтересованные старообрядцы.
- Возможно ли вообще сотрудничество староверов разных согласий в информационной, научной, издательской, просветительской деятельности? Всегда ли это экуменизм и экуменизм ли это?
- Как бы то ни было, но традиционная культура в старообрядчестве, как правило, развивается в зависимости от региона своего бытования, а не от принадлежности носителей этой культуры к тому или иному согласию. В таких рамках сотрудничество вполне возможно, ведь культурно-историческое пространство старообрядчества, с учетом региональных особенностей, в основном является цельным культурным явлением. В качестве примера можно привести организацию научно-исторических конференций и выставок.
Экуменизмом такие мероприятия назвать никак нельзя, так как на них не ставится цель молитвенного общения разных согласий, а сотрудничество происходит исключительно в культурно-хозяйственной сфере.
- Российскому Совету ДПЦ удалось неплохо наладить работу с молодежью. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
- Начиная с конца 1990-х годов РС инициировал и всячески поддерживал инициативы по организации молодежной работы. В общинах Москвы и Санкт-Петербурга, кроме воскресных школ, устраивались регулярные экскурсии по музеям и выставкам.
С 2001 года при активной поддержке РС стали регулярно проводиться Всероссийские слеты, а позже и молодежные лагеря в Псковской области. Почти сразу же эти мероприятия вышли за рамки всероссийских, став международными. К настоящему времени молодежное движение фактически существует уже как вполне самостоятельное, областные слеты проводятся во многих регионах России, в частности в Нарьян-Маре, Белгороде, Великом Новгороде, Москве и т.д. Планируются молодежные слеты на Алтае, в Украине, в Польше и т.д. Самостоятельный лагерь стали проводить в Латвии. Староверческая молодежь, обмениваясь адресами, теперь уже не только переписывается, но и приезжает друг к другу в гости.
РС старается направить активность такой работы, в том числе, и на организацию при общинах воскресных школ. РС сохраняет за собой, в основном, координационные и инспекторские функции в молодежной работе. Из ближайших планов в этом направлении - издание Молодежного вестника ДПЦ.
- Вы активно занимаетесь книгоизданием. С какими проблемами сталкивается сегодня старообрядческое книгоиздание? Можно ли говорить о сотрудничестве или хотя бы координации усилий в этой сфере старообрядцев разных согласий?
- Основная проблема современного старообрядческого книгоиздания, как мне видится, в снижении спроса. За последние пару лет покупать книги о старообрядчестве стали намного хуже - возможно, стало сказываться насыщение рынка. Что касается служебной литературы, то спрос пока довольно стабилен. Но и та и другая категория книг, фактически остается малотиражной, тираж таких книг за редким исключением не превышает 1000 экз. Небольшие тиражи отражаются на повышении себестоимости экземпляра, что, в свою очередь, не позволяет улучшать качественный уровень наших изданий.
Но, несмотря на многие проблемы, можно уверенно говорить о поступательном развитии книгоиздания. Так, с каждым годом увеличивается количество наименований изданий, и скоро в старообрядческих лавках уже не будет свободного места для размещения все новых книг. Книгоиздательских планов довольно много, но на все не хватает времени и средств, приходится ждать, когда реализуются прежде изданные тиражи.
Сотрудничество разных согласий несколько затруднено, так как такое сотрудничество в основном возможно в деле издания богослужебной литературы, но в последние годы издатели предпочитают издавать все самостоятельно, чтобы оставаться единственными монополистами на свои книги. Некоторая координация издательских планов имеет место: при издании каких-либо новых или крупных книг издатели, как правило, стараются оповестить своих коллег, с целью изучения перспектив реализации. Раньше при Тверской общине в Москве даже собирались совещания старообрядческих издателей разных согласий, на которых обсуждались планы и перспективы издательской деятельности, говорилось о совместных проектах. Было бы неплохо возродить такие совещания, или хотя бы консультации. Так, скажем, можно было бы создать объединенную редколлегию для составления Старообрядческой энциклопедии и т.п.
- Спаси Господи!
|