В последнее время в ряде печатных изданий, главным образом, принадлежащих РПЦ (МП) или близких к ней, опубликованы материалы о старообрядчестве, которые нельзя назвать иначе, чем оскорбительными, если не сказать, клеветническими. Что движет авторами этих публикаций: неприязнь к староверам или элементарное невежество? И как можно оценить это одновременное появление в прессе оскорбляющих религиозные чувства староверов публикаций? Что стоит за этим: простая случайность или хорошо скоординированная кампания? Ответить на эти вопросы мы попросили людей, известных в старообрядчестве. Первым на вопросы нашего сайта согласился ответить Алексей Юрьевич Рябцев, член Совета Рогожской общины, известный старообрядческий деятель и публицист.
- Алексей Юрьевич, в последнее время в ряде околоцерковных СМИ, таких как журналы «Русский дом» и «Благовест», газета «Русский вестник» опубликованы критические материалы на старообрядческую тему. Авторы этих публикаций, ни мало не стесняясь, обвиняют старообрядчество в невежестве, ереси, проповеди разврата, "борьбе против русского народа", антипатриотизме и многих других ужасающих прегрешениях. Как Вы полагаете, с чем может быть связана эта информационная кампания? Опасны ли подобные публикации для личного мироощущения староверов, их внутренней консолидации, или они затрагивают лишь внешний имидж старообрядчества? Каким образом старообрядчество может отвечать на подобные выпады?
- Отвечаю на три вопроса сразу.
Зададим себе вопрос: - А кому адресованы эти публикации?
Может быть никонианам? Никониане бывают сочувствующие староверам, бывают враждебные, а бывают безразличные. Враждебным и безразличным эти публикации неинтересны, они и так убеждены в превосходстве и непогрешимости никонианства. Симпатизирующие же староверам никониане, как правило, достаточно начитаны и их дешевой и лживой пропагандой не проймешь.
Тогда, может быть эти публикации обращены к еще невоцерковленной части российского общества, которая только ищет Истину? Но ищущий человек никогда не остановится на одном источнике информации. Прочитав столь яркий компромат, люди начнут искать подтверждения, рано или поздно найдут правдивые сведения, и результат для сеятелей лжи и клеветы окажется весьма плачевным.
Тогда кому же адресована эта писанина? Утверждаю с высокой степенью уверенности: - эти публикации адресованы староверам! Только не надо думать, что клеветники настолько наивны, что надеются обмануть нас и убедить в истинности своих писаний. Нет, их задача другая: - заставить нас возмущаться и роптать (желательно до степени бешенства!). Прочитав, например, в достаточно известной газете «Наше время», что боярыня Морозова, согласно вновь выявленным документам, была любовницей царя Алексея Михайловича и имела от него сына, я долго не мог прийти в себя.
Зачем же координаторам этой информационной кампании (а кампания эта жестко срежиссирована) нужно, чтобы староверы условно говоря «вибрировали»? Не вступает ли это в противоречие с той внешне благожелательной политикой, которую проводит РПЦ МП по отношению к нашей Церкви? Нет, не вступает.
История всех униатских проектов (в основном, католических; но и наше «единоверие» забывать не стоит) показывает, что подкуп (когда высокоморальный, когда политический, а когда и низкоматериальный) верхушки склоняемой к униатству конфессии всегда сопровождается репрессиями по отношению к низам. Делается это с целью оторвать пастырей от пасомых; поставить руководителей в безвыходное положение, когда они, дискредитированные в глазах церковного народа, будут готовы на всё, чтобы сохранить свое руководящее положение.
Всё ты, скажут, как всегда преувеличиваешь и панику наводишь. Может быть. Но в таких случаях «лучше перебдить, чем недобдить». Слишком уж часто в нашей среде слышится о «неопределенности церковных границ», о «преодолении кровоточащей раны раскола» (а рана, как известно, бывает на едином теле; в противном случае было бы две раны). Конечно, сейчас мы находимся на этапе, когда ведутся благостные разговоры о любви и согласии («церкви-сестры» - в католическом варианте). Но потом обязательно наступит момент, когда предложат «поцеловать папскую туфлю». Да и сейчас благостные разговоры обязательно сопровождаются демонстративными оскорблениями (передачами старообрядческих икон никонианам, например).
Все наши прекраснодушные мечтатели должны четко понимать, что унии осуществляются вовсе не для того, чтобы с кем-то объединиться (ни наша численность, ни наше влияние интереса для никониан не представляют), а только для того, чтобы кого-то уничтожить (желательно, чтобы этот «кто-то» сделал это собственными руками).
Бороться со всем этим сложно. Прежде всего, потому, что внешняя инфекция нападает, как известно, на ослабленный организм. Вот преодоление этой внутренней «ослабленности» и должно быть нашей первоочередной задачей. Невозможно бороться без полной уверенности в своей правоте. Этой-то уверенности и не хватает многим из нас. Некоторые соблазнены нашей малочисленностью, нашей бедностью, нашей временной неспособностью решить самые простые задачи.
Без широкого внутреннего обсуждения (и последующего решения) накопившихся в Церкви проблем невозможно «нарастить мускулы» для отпора внешним врагам (каковые всегда были, есть и никуда не денутся). Как говорит морская пословица: «Ни один ветер не будет попутным тому, кто не знает, куда плыть». Поэтому следует поостеречься тем, кто хочет спрятаться от внутрицерковных проблем за активной «внешнеполитической» деятельностью. Пример Горбачева, разъезжавшего по заграницам, в то время, как у него страна разваливалась, весьма показателен.
Совсем от «внешнеполитической» деятельности уклониться, разумеется, не удастся. Только, прежде чем действовать, необходимо осмотреться и подумать. Развернутая против Церкви информационная война имеет много разных сторон. В том числе и чисто политическую.
Приведу одну свежую цитату:
«Была Киевская Русь, образованная и богатая, культурно и технически превосходящая соседей… Вторая предшественница «белого» стана в идеологии - Империя, воздвигшаяся под скипетром Романовых… Империя, вернувшаяся к морям и возобновившая династические родственные узы. Империя, естественно балансирующая между общеевропейской культурой дворянства и традиционной культурой народа. Империя, давшая нам Ломоносова и Суворова, Пушкина и Ушакова.
А что это там такое, вклинившееся между ними? Это историческая предшественница «красных», Московская Русь. Невеликая Московия, продукт первой волны варварства - нашествия татаро-монгол. Обазиатившаяся, деградировавшая, утратившая технологии и ремесла... Главный герой этого времени - Иван Грозный, человекоядец, лицемер и предположительный, заметим, потомок Мамая…
Предвижу напоминание, что московская Русь сберегла православие. Что ж, запереться в подвале без окон и сохранить огонь свечи, это, конечно, лучше, чем сидеть там же, но в темноте. Но именно Романовы свидетельствовали нашу веру перед всем миром.
И нельзя, кстати, забывать о том, что во времена вынужденной изоляции наше православие несколько обросло мхом. Для того, чтобы оно вновь воссияло византийским золотом, для того, чтобы вновь пробудилась русская богословская мысль, патриарху Никону пришлось возложить на свои рамена тягчайшее бремя ответственности. И он сделал это во имя вселенской сути православия… А я, кстати, весьма горжусь тем, что я – никонианка…»
Это пишет Елена Чудинова, писательница, приближенная к некоторым влиятельным слоям, автор нашумевшего романа «Мечеть Парижской богоматери». И не только она. Таких писаний много. Я выбрал просто наиболее яркое. Это уже – политическая идеология (а никонианство всегда имело мощную политическую составляющую). Религиозная фразеология здесь просто прикрывает какие-то очень неявные цели. В них (целях) надо срочно разобраться, точно зная, что политическое никонианство всегда прикрывает встраивание России в какой-нибудь внешний проект, весьма далекий от ее (России) насущных интересов. В 17-м веке этот проект назывался «антитурецкой коалицией» (бесконечная война за австрийские интересы). А куда теперь встроят? Разбираться надо быстро, а действовать осторожно, чтобы не попасть под очень большие жернова.
- В современном европейском обществе особую ценность имеет так называемая религиозная толерантность. Этот феномен иногда трактуют, не только как фактор свободы совести, свободы вероисповедания, но и как запрет на духовную и межконфессиональную полемику, публичное выражение своих религиозных убеждений и взглядов. Возможно ли совместить дух церковной совести и учения Святых Отец с нормами цивилизованного поведения в современном обществе?
Современное общество никакое не цивилизованное, а достаточно быстро деградирующее и дичающее. Соблюдать его нормы («понятия») в реальности весьма сложно. Из-за нашей слабости в основном приходится не соблюдать какие-то «нормы», а изображать соблюдение. В том числе и в такой насквозь лицемерной и фальшивой сфере как «свобода совести и свобода вероисповедания».
Либеральный тоталитаризм, наступающий с Запада, пока, слава Богу, у нас не достиг западного же уровня идиотизма с их «политкорректностью» и двойными стандартами. Запрет на межконфессиональную полемику нами признан быть не может. Мы должны до конца бороться за право свободно выражать своё понимание Истины. Разумеется, такое выражение не должно сопровождаться насилием или хамством.
|