14 (27) апреля 1364 года установлен день памяти канонизированным в этом же году святым новым мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию.
Антоний - пятидесяти одного года, Иоанн - пятидесяти четырёх лет и Евстафий - двадцати шести лет, ближайшие придворные могучего литовского князя Ольгерда Гедиминовича, были язычниками-огнепоклонниками, но приняли христианство незадолго до своей кончины. Казнены они хотя и в разное время, но в одном и том же 1347 году: они претерпели смерть через повешение на дубе в роще языческого капища.
Твёрдо, без колебаний, претерпел мучения младший из братьев - Антоний, старший же - Иоанн возвращался к языческим обрядам. Их родственник Евстафий почти год мучительно переживал гибель близких, а затем решился на мученический подвиг. Он был подвержен самым ожесточённым мукам. По сей день его мощи сохранили следы переломов.
Вскоре Ольгерд, по-видимому, раскаялся, отдал дубовую рощу христианам, разрешил построить на крови мучеников собор во имя Пресвятой Троицы и перенести туда замученных им праведников. Гробы для них были сделаны из досок того дуба, на котором они были повешены. На месте пня был установлен алтарь, в котором захоронили мучеников.
Судьба мощей мучеников - это тоже ряд чудес. Войны, возмущения, волнения неоднократно были причиной утаивания мощей. Последний раз, спасая мощи, христиане спрятали их в склепе, где они оставались почти 200 лет. В 1814 году, некий иеромонах, служивший при дворе, возвращаясь через Вильну, поведал местному духовенству о том, что в архиве Константинопольского патриархата им был найден план склепа, где хранились мощи виленских мучениковл Начались розыски. Мощи были обретены и вновь установлены для поклонения в Свято-Духовом монастыре.
Через сто лет, мощи были перевезены в Москву и находились в Московском Музее Здравохранения. В 1950-х годах мощи Святых мучеников самолётом были возвращены в Вильнюс и установлены в том же Соборе, где они почивают в настоящее время и открыты для всеобщего поклонения.
Рака, в которой почивают мощи свв. мучеников, покрыта стеклом, и мощи мучеников, даже под саваном, хорошо различимы по признакам, описанным в их «Житии».
Вокруг раки расположены иконы, теплятся неугасаемые лампады. Паломники как будто ощущают остановившееся течение времени. Мученики победили и невыносимую боль, и века, и время.
А.Л.Мурников
Старообрядческий церковный календарь на 1970 год - Вильнюс, Рига, Москва.
Канон святым новым мученикам виленским Антонию, Иоанну и Евстафию
Житие свв. виленских мучеников
|