В г. Вильне почивают нетленные тела свв. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших при Ольгерде в 1349 году. Церковь старообрядческая ежегодно творит им память 14-го апреля. Что же касается господствующей церкви, то она ещё в XVII столетии оставила им службу, признав её ложной и клеветнической.
В знаменитой книге Никифора, архиепископа астраханского «Ответы на вопросы старообрядцев» говорится, что «...поелику служба св. Евфросина содержала нечто от сих лжей и клевет, а в службе свв. трём мученикам было несходственное с их страданиями; то право и свято обе они в новопечатных Минеях оставлены и исключены; да не принесём Каиновой жертвы, прино ся святым молитвы и хвалы, со лжею и клеветою смешанныя. Следовательно, не ходатайство и не помощь святых обрящем, но грех соделаем и учинимся отвратительными от самих святых и всемогущаго Бога» («Ответы», 1854, с. 390-391)
Спустя много лет после этого заявления, правительствующий синод, издавший книгу Никифора, архиепископа астраханского, совершенно неосновательно опозорившего службу прп. Евфросину и виленским мученикам, благословил единоверцам печатать службу виленским святым и совершать то самое дело, которое сам же признавал «Каиновой жертвой», «отвратительной Самому Богу».
В наше время, даже миссионерская газета «Колокол» стала прославлять этих мучеников. На днях, в ней ссобщалось о чудесах, совершившихся при мощах этих мучеников... К мощам свв. мучеников приходит один старообрядец-федосеевец с отмороженными на руках пальцами. Болят пальцы, течёт с них. Кладёт страждущий руки на мощи и взывает к мученикам: «Угодники Божий, я страдаю; если вы действительно святые, исцелите мои болящие руки, и я уверую так, как верили вы, право». И, о чудо! Пальцы сейчас же перестали болеть, и больной исцелился. Да! Дивен Бог во святых Своих! Блаженны верующие в Божественную силу, являемую через них. («Колокол», №1652).
Но блаженны ли те, которые опорочили службу им, принятую древней русской Церковью? Господь сотворил чудо, заставив ту самую руку, которая выбросила службу виленским мученикам, начертать благословение на издание этой службы и на совершение ея. Да, дивен Бог во святых Своих.
(По материалам старообрядческих изданий 1911 года)
Опубликовано: Сиринъ. Староверская хрестоматия. - Вильнюс, 2005
|