Книжница Самарского староверия Пятница, 2024-Ноя-22, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История Русской Церкви в IX-XVII вв [5]
Святые дораскольной Руси [13]

Главная » Статьи » История Русской Церкви до раскола » Святые дораскольной Руси

К 500-летию со дня преставления прп. Нила Сорского: К.Кожурин. Из цикла "Святые подвижники Русского Севера"
7 мая 2008 года исполняется 500 лет со дня преставления начальника скитского жития на Руси прп. Нила Сорского (1508). Прп. Нил Сорский (в миру Никола) происходил из рода дворян Майковых и в молодости состоял на государственной службе. Он рано поступил в Кирило-Белоезерский монастырь, где духовно сблизился с настоятелем его, старцем Паисием Ярославовым, который в свое время отказался от митрополичьей кафедры. Дружба их продолжалась до самой их кончины. Чтобы лучше изучить монашеский подвиг, прп. Нил со своим учеником, прп. Инокентием, посетил Восток, Афон и Константинополь и общался там с подвижниками, учениками прп. Григория Синаита и Григория Паламы.
 

По возвращении на Русь Нил основал в 15 верстах от Кирилова монастыря, на реке Соре, первый в России скит и дал ему устав. Место, избранное им, полюбилось ему потому, что оно было, по его словам, «мирским маловходно». Оно было низко и так окружено болотистыми мхами, что для сооружения скита пришлось нанести целую гору земли. Было оно, по словам посетившего его впоследствии царя Иоанна IV, «уныло и плачевно всем».

Настоятелем этого скита, по общему желанию братии, стал прп. Нил. Сам он не хотел этого. Но с самой глубокой древности, по словам святоотеческих книг, избирались настоятели, опытные в духовной жизни. Это было необходимым условием для духовного процветания монастырей. Устав, составленный прп. Нилом своим ученикам, получил название «Предание». Отличие этого устава было в том, что все внимание уделялось внутренней духовной жизни во Христе, духовному воспитанию человека-христианина. Иноческая жизнь в обители прп. Нила была устроена не по распространенному общежительному уставу, а по скитскому, по образцу афонских скитов. Впоследствии, после падения священной иерархии в результате никоновской реформы, скитское житие получит самое широкое распространение именно в старообрядчестве. В своем уставе прп. Нил учит, что истинный монах должен образовать себя через жизнь по евангельским заповедям, духовное чтение и молитву. Начав с обыкновенной усердной устной молитвы, монах приобретает, если на то есть воля Божия, непрестанную внутреннюю молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Это и есть «память Божия». С ней вместе даруется Богом «сердце сокрушенное и смиренное», то есть покаяние. Но добиваться самому, без помощи благодати Божией, такой высокой молитвы не следует. Она есть плод той же усердной молитвы, но устной. Она есть дар Божий. Также не следует самовольно стремиться к отшельнической жизни. Никто не должен говорить: «Ныне невозможно жить по Писанию и следовать святым отцам». Но надо всеми силами стараться подражать им. Тем, кто обращался к нему за советом, прп. Нил отвечал евангельским и святоотеческим учением. Это давало его словам особую силу. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания. Монастыри, по его учению, должны питаться работой братии и не иметь никакой собственности. В крайнем случае, прп. Нил разрешает принимать подаяние от мирян, но только умеренное.

Церковь в скиту его была деревянная, простая, без украшений, согласно учению древних отцов. Ризница и утварь были самые простые. Скитяне (иеромонах, иеродиакон и 12 старцев) жили по одному в маленьких, тесных кельях, на большом расстоянии один от другого, и только в канун воскресного дня и больших праздников они собирались все в церковь. Всенощное бдение продолжалось всю ночь. Пения не было, только читали. Даже на Божественной литургии пели только Трисвятое, Херувимскую песнь и «Достойно есть». По совершении литургии скитяне расходились по кельям на безмолвное житие.

Прп. Нил со своим старцем Паисием принимал участие в соборах 1490 и 1503 гг., когда разбирались вопросы о еретиках («жидовствующих») и о монастырских землях. Прп. Нил настаивал на милосердии к еретикам и на отнятии у монастырей земель во исполнение обета нестяжания. Но он понят не был, и в обоих случаях восторжествовало противоположное мнение прп. Иосифа Волоцкого. Во всю свою жизнь оставаясь ревнителем крайней нищеты и смирения, прп. Нил перед своей смертью просил о себе так: «Молю вас, повергните тело мое в пустыни, пусть съедят его звери и птицы, понеже согрешило есть. Аще ли сице не сотворите, и вы ископавше ров на месте идеже живем, со всяким безчестием погребите мя». В 1569 г. царь Иоанн IV, посетив скит преподобного Нила, повелел было вместо деревянной церкви построить каменную, но прп. Нил, явившись ему в сонном видении, потребовал, чтобы это повеление было отменено.
 
Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2008 год
 
Категория: Святые дораскольной Руси | Добавил: samstar-biblio (2008-Май-06)
Просмотров: 1357

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz