Книжница Самарского староверия Воскресенье, 2024-Ноя-24, 15:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
История Русской Церкви в IX-XVII вв [5]
Святые дораскольной Руси [13]

Главная » Статьи » История Русской Церкви до раскола » История Русской Церкви в IX-XVII вв

Заволоко И.Н. Соловецкая обитель

«Нам подобает множайшее тщание, ... теплейшее усердие явити ко изъявлению... монастыря свята и пречудна, его лее начало свято и избранно... в нем же мужи чуднаго и высокого жития, му­жи храброго и крепкого терпения, мужи твердого и невлаемаго ве-ледушия возсияша» (Симеон Денисов. Из предисловия к «Истории о отцех и страдальцех соловецких»).

На крайнем севере нашей страны, в «сту­деном море-океане» (как называли в старину Белое море), в 155 км от по­лярного круга находятся Соловецкие острова. Самый крупный из них — «Большой Соловецкий» — 30 км в дли­ну и около 20 в ширину. Суровый кли­мат Соловецкого острова отличается I большой влажностью. Туманы и ранние морозы — обычное явление. Полгода длится здесь полярная ночь. 500 лет тому назад это был необитаемый ост­ров, покрытый лесами и множеством озер (до 400). Летом 1429 года сюда на утлой лодочке направились искатели уеди­ненной, созерцательной жизни — старцы Саватий и Герман. «Перенесшись через морские глу­бины, сия богоизбранная двоица ознаменовала водружением Спасителева креста первое осно­вание Соловецкого монастыря и воздвигла там пустыннические кущи (кельи) 6937 (1429) года, с которого числится ныне первоначальное осно­вание обители Соловецкой». (Архим. Досифей. «Топографическое и историческое описание Соловецкого монастыря». М. 1834 г. Стр. 41).

Шесть лет провели подвижники — Саватий и Герман — на острове, в молитве и посте, в со­зерцании духовного мира. Их не страшили ни холодный климат, ни продолжительность зимы, ни скудость почвы, ни отдаленность от человеческого жилья. Они все сносили, согреваясь лю­бовью к Богу.

В 1435 году Герман отправился на берег, а Са­ватий остался один. Почувствовав приближение смерти, он переправился на берег. У часовни близ Выга реки он встретил игумена Нафанаила и по­просил его напутствия. 27 сентября 1435 года прей. Саватий с молитвой на устах тихо почил.

В 1436 году Герман возвратился на остров, но уже со старцем Зосимой. «Преподобный отец Зо-сима обнови жительство стока (острова) и кино-вию возгради, и братию собра, чины и уставы и предания церковная и отеческая к назданию душ человеческих предав, спасительное наследие учеником остави». (С.Денисов. «История о отцех и страдальцех соловецких». М. 1914 г., л. 3 об.).

Зосима построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. Вы­росли кельи новых подвижников. В 1452 году Зосима в Новгороде поставлен во игумены Со­ловецкой обители. (Поморье принадлежало Новгороду). В 1465 г. он перевозит нетленные мощи преп. Саватия в Соловецкий монастырь. А в 1478 г. на смертном одре преп. Зосима сказал собравшейся братии: «Сохраняйте все уставы и правила обители, составленные по апостольско­му учению и преданию святых отцев наших. Да защитит вас Господь Исус Христос и Пречистая Богородица. А я буду неотступно с вами». 17 апреля св. Зосима предал дух свой Господу. Обитель   преподобных   Саватия   и   Зосимы воспитала многих подвижников древлего пра­вославия. «От благаго бо корене и потов мо­литвенных богоносною Зосимы и Саватиа отец, благии  сад  и  многоплоден  собрания   израсте, добрый ветви — святыя мужи издаде» (С.Де­нисов. Указ. соч., л.  4 об.).  Таковыми были: преп. Елисей Сумский. игумен Досифей, ученик Германа, св. Филипп, митрополит московский, преп. Елеазар, чудотворец анзерский, и «прочий бесчисленнии общежители, велиции постницы и пустыннии  безмолвницы  Соловецкаго  отока». Игумен Досифей положил основание знамени­той Соловецкой библиотеки, ставшей после ки­евской   древнейшим   книгохранилищем   Руси. Досифей   отправился   в   Новгород   по   делам .монастырским.   В   Новгороде   архиепископом был Геннадий — постриженик и ученик Сава­тия. При его содействии игумен Досифей здесь организовал переписку книг для Соловецкого монастыря.    Сохранились    списки    рукописей (1493—1494 гг.), заказанных Досифеем. В ос­новном это были книги апологетического со­держания: «сочинения Космы пресвитера (Об­личитель богомильства в X в.), Дионисия Арео-пагита, пророческие книги» и др. По мнению архиеп.  Геннадия, они были  необходимы для борьбы с жидовствующими. (Н.Н.Розов. «Соло­вецкая библиотека и ее основатель игумен До­сифей». Труды отдела древнерусской литерату­ры. Т. 18. Л. АН СССР. 1952. Стр. 300).

Богослужебные книги переписывались в са­мом Соловецком монастыре. Для монастыря было приобретено Досифеем много редчайших памятников древнерусской письменности. Им же было написано и «Житие соловецких чу­дотворцев Зосимы и Саватия».

После  игумена Досифея   выдающейся  лич­ностью среди соловецких деятелей был игумен Филипп (1545—1566). Происходил он из знат­ной семьи Колычевых. Разочаровавшись в то­гдашней светской жизни, он принял постриг в Соловецком монастыре. Там он выполнял самые трудные работы: рубил дрова, копал землю, ра­ботал на мельнице и в кузнице. В  1545 г. по единодушному желанию братии его посвятили в сан игумена. Многообразна была деятельность «многотщательнаго  ктитора   и   всероссийскаго чудотворца»    игумена  Филиппа.   Выполняя подвиги  духовного  делания,   игумен   Филипп проявил исключительную энергию при восста­новлении     обители,     разрушенной     пожаром 1538 г. Монастырь сгорел почти весь до основа­ния.  Сгорел   деревянный   храм,   построенный преп. Зосимой. сгорели кельи и хозяйственные постройки. Надо было готовить новый материал для строения более прочных зданий. Для этой цели был построен кирпичный завод. По разра­ботанной игуменом Филиппом системе шлюзов. каналами были соединены 52 озера. У вновь по­строенных монастырских зданий образовалось огромное «Святое озеро». Были построены больница, мельница. Осушена часть болот и проведены дороги. Построена морская при­стань. Разведены молочный скот и лапландские олени. Расширено производство соли — «мо­рянки». В Новгороде и Вологде были открыты склады соли, которую обменивали на хлеб.

Игумен Филипп был не только энергичный руководитель, но и большой изобретатель. «До Филиппа игумена, — читаем в «Соловецком ле­тописце», — квас парили, ино сливали вся бра­тия, а при Филиппе парят квас старец да пять че­ловек, а сливают те же. А братия уже не сливает. А тот квас сам сольется со всех чанов, ино тру­бою пойдет в монастырь, да и в погреб сам льет­ся, да и по бочкам разойдется сам по всем. До Филиппа игумена на сушило рожь носили многие братия, а Филипп снарядил телегу: сама насыпа­ется, да и привезетца, да и сама высыплет рожь на сушило. До Филиппа игумена подсевали рожь братия многие, а Филипп игумен доспел севаль-ню — десятью решеты один старец сеет. Да при Филиппе доспели решето: само сеет и насыпает и отруби и муку разводит розно, да и крупу само же сеет и насыпает и разводит розно — крупу и высейки. Да до Филиппа братия многие носили рожь на гумно веяти, а Филипп нарядил ветр ме­хами в мельнице веять рожь» (Архим. Досифей. «Летописец соловецкий». М. 1833. Стр. 33-34).

Игумен Филипп восстановил хозяйство мо­настыря, создал основы для его дальнейшего развития. «В 17 веке владения Соловецкого мо­настыря охватывали значительную часть запад­ного и северного берега Белого моря. Обладая огромными земельными угодьями. Соловецкий монастырь широко развил промысловое хозяй­ство. В 60-е годы XVI в. ему принадлежало 20 крупных угодий, в которых вываривалось до 140000 пудов соли» (Больш. Сов. Энцикл.. т. 40. 1957 г. 2-е изд..стр.39).

Добрую и вечную славу снискал себе игумен Филипп построением каменных храмов на Солов­ках. Первой была построена церковь во имя Успе­ния Пресвятой Богородицы (1552 — 1557), с ог­ромной трапезной для всей многочисленной бра­тии. «Филипп мастеров убо от Нова града прием. хитре зиждущих церкви. — повествует летопи­сец... Красну воздвиже церковь и украси ю в по­хвал) Божий Матери». Особенное внимание уделил игумен Филипп постройке замечательного памятника мону­ментального древнерусского зодчества — со­бора во имя Преображения Господня. «Ма­стеров убо собра художных... красен бо во славу Христа Бога нашего храм воздвиже, присовоку­пи же и ину церковь во имя отец преподобных Зосимы и Саватия, и иных четыре храма на вы­соте согради и иконами же украси, яко невесту» (В.Никольский. «Иконографическое собрание Соловецкого музея». Материалы Соловецкого отделения Архангельского общества краеведе­ния. Соловки. 1927, вып. 1).

Для вновь построенных храмов Иваном Грозным были присланы колокола, старинные иконы, книги. Прислан был Крест напрестоль­ный из чистого золота (весом более кило­грамма), украшенный жемчугом и драгоцен­ными камнями.

Преображенский собор начали строить в 1558 году. Средства монастыря в то время были небольшие. Некоторые из иноков стали сомне­ваться в возможности завершения такого начи­ная. «Уповайте на Господа, — успокаивал их Филипп, — если Богу угодно будет наше дело, Дом Святыи имени Его воздвигнется непремен­но». В 1566 году Преображенский собор был закончен. «Своими размерами Преображенский собор превосходил все московские храмы и храм-памятник в Коломне».

Игуменом Филиппом была устроена на Со­ловках иконописная мастерская. «Учитывая бурную строительную деятельность игумена Филиппа после пожара 1538 г., можно прийти к заключению, что основная масса икон в это время должна была выполняться на местах» (Н.Маясова. «Памятник с Соловецких островов — икона Боголюбская 1545 г.. с житиями Зоси­мы и Саватия». Ленинград. 1970 г.).

Игумен Филипп участвовал в Стоглавом собо­ре в Москве в 1551 г. А в 1566 г. он был вызван в Москву и избран митрополитом Московским. По долгу пастыря Церкви, митрополит Филипп стал осуждать жестокие расправы Ивана Грозного со своими противниками. Это вызвало гнев царя. Лишенный сана митрополита, Филипп был со­слан в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где мученически скончался 23 декабря 1569 года. В 1591 году мощи святителя Филиппа были пе­ренесены в Соловецкую обитель, а в 1652 г. (при патр. Никоне) из Соловков в Москву.

В 1571 году произошло событие, нарушив­шее мирное течение жизни на Соловках. На Бе­лом море впервые появились шведские военные корабли. Время тогда было тревожное. Татары с востока, поляки и литовцы с юга, немецкие ры­цари с запада, а шведы с севера готовились к нападению на Московское государство. Помо­рье пользовалось единственным в то время вы­ходом к морю. Соловецкий монастырь приобрел военно-стратегическое значение. Из Москвы срочно направили в монастырь воеводу Е.Озерова со стрельцами и пушкарями. Из мест­ных жителей был набран дополнительный отряд стрельцов. Вокруг монастырских зданий возве­ли деревянные стены с башнями и бойницами. Когда шведы перешли границу и стали грабить население Кемской волости, М.Озеров выступил против шведов, но был убит. Однако, шведы отступили. В 1580 г. трехтысячный отряд шве­дов совершил новое нападение на Беломорский край. Воевода Киприан Аничков отбил шведов.

С 1584 года вокруг монастыря стали строить каменные стены из местных валунов огромного размера и веса (до 8-10 тонн). Высота стен пре­вышала десяти метров, а толщина — шести. Строились стены по плану соловецкого инока Трифона. В 1592-1591 гг. шведы и финны совер­шили набеги на Поморье, но безуспешно. «Слава Соловецкого монастыря далеко простиралась. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые соловецкие стрельцы и поморские кре­стьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую» (Архим. Досифей. «Историч., биографич. и статистич. описание Соловецкого монастыря»).

Игумен Соловецкого монастыря практически был начальником стрельцов (ас 1637 г. и офи­циально). Жалованье стрельцы получали из мо­настырской казны. С игуменом Соловецкого монастыря шведы вели переговоры и заключали перемирие (28 сентября 1614 г.). На желание шведского короля стать правителем русской земли, игумен монастыря 12 марта 1611 г. отве­тил: «у нас в Соловецком монастыре и в Сум­ском остроге, и во всей Поморской области еди­номышленный совет: не хотим никого из ино­верцев на московское государство». Шведы сде­лали попытку овладеть монастырем. Но, увидев возведенные укрепления, — удалились.

После заключения мира со шведами напа­дения на Поморье стали совершать датчане. Монастырь был еще сильнее укреплен. Игумен Иринарх построил вторую внутреннюю камен­ную стену с двумя башнями, каменные кельи и переходы между церквами. Образовалась как бы вторая линия каменных укреплений. Когда в 1623 году корабли датчан приблизились к Соло­вецкому монастырю, — грозной и неприступной крепостью  предстала  перед  ними  Соловецкая Монастырь окружили батареями, насыпями и городками. Повели подкопы, чтобы подорвать башни монастыря. Загрохотала артиллерия. По­летели снаряды из невиданных трех пушек, на­чиненные железными ядрами «ова 260, ова же 350 ядр вмещающе беша». Но мощные мона­стырские стены не пострадали.

23 декабря 1675 года Мещеринов «великий при­ступ соверши». Потеряв поручика Гутковского и свыше 100 стрельцов, он отступил и отложил «на­дежду о киновии, за невозможное взятие толикую крепость имеющего града» (С.Денисов). Только измена монаха Феоктиста помогла Мещеринову взять монастырь. Феоктист указал тайный «пролаз сквозе градовью стену». Майор Келин со своим от­рядом первым проник в монастырь ночью 29 января 1676 г. и открыл ворота. Монастырь был взят, На­чалась расправа. Монахи были уничтожены. «Мор­ская губа, омывающая монастырь с западной сторо­ны, была завалена телами убитых. Не малая часть валялась около стен монастыря и болталась на ви­селицах и деревьях. Так кончилось... стояние ино­ков за старую веру» (Сырцов,, стр. 305 и 306). Как хранитель древлеправославия, Соловецкий мона­стырь закончил свое существование Много хозяев Соловков сменилось за после­дующее время. Прошли столетия. Время и пожа­ры повредили многое. Но еще больше зла причи­нили руки человеческие. Исчезли безвозвратно художественно  исполненные фрески, украшав­шие внутренние стены храмов. Исчезли иконо­стасы, старинные иконы в дорогих окладах. Мало что осталось от знаменитой библиотеки и архива монастыря.     И     словно     осколки     разбитого драгоценного сосуда, хранятся в Москве и Ле­нинграде отдельные памятники художественной культуры Соловков. В кремлевском музее и в музее им. Андрея Рублева в Москве хранятся не­сколько  икон  из  Преображенского собора Со­ловецкого монастыря, 1482 рукописи из книго­хранилища   Соловецкой   обители   находятся  в библиотеке   имени   Салтыкова-Щедрина  в  Ленинграде, на Соловках сохранились памятники монументального    народного    зодчества:    могучие стены  с  нахмуренными  башнями  и огромное здание Преображенского собора — свидетели исторических событий далекого прошлого.

И.Н.Заволоко

Категория: История Русской Церкви в IX-XVII вв | Добавил: samstar-biblio (2007-Окт-25)
Просмотров: 1903

Форма входа

Поиск

Старообрядческие согласия

Статистика

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz