«Нам подобает множайшее тщание, ... теплейшее усердие явити ко изъявлению... монастыря свята и пречудна, его лее начало свято и избранно... в нем же мужи чуднаго и высокого жития, мужи храброго и крепкого терпения, мужи твердого и невлаемаго ве-ледушия возсияша» (Симеон Денисов. Из предисловия к «Истории о отцех и страдальцех соловецких»).
На крайнем севере нашей страны, в «студеном море-океане» (как называли в старину Белое море), в 155 км от полярного круга находятся Соловецкие острова. Самый крупный из них — «Большой Соловецкий» — 30 км в длину и около 20 в ширину. Суровый климат Соловецкого острова отличается I большой влажностью. Туманы и ранние морозы — обычное явление. Полгода длится здесь полярная ночь. 500 лет тому назад это был необитаемый остров, покрытый лесами и множеством озер (до 400). Летом 1429 года сюда на утлой лодочке направились искатели уединенной, созерцательной жизни — старцы Саватий и Герман. «Перенесшись через морские глубины, сия богоизбранная двоица ознаменовала водружением Спасителева креста первое основание Соловецкого монастыря и воздвигла там пустыннические кущи (кельи) 6937 (1429) года, с которого числится ныне первоначальное основание обители Соловецкой». (Архим. Досифей. «Топографическое и историческое описание Соловецкого монастыря». М. 1834 г. Стр. 41).
Шесть лет провели подвижники — Саватий и Герман — на острове, в молитве и посте, в созерцании духовного мира. Их не страшили ни холодный климат, ни продолжительность зимы, ни скудость почвы, ни отдаленность от человеческого жилья. Они все сносили, согреваясь любовью к Богу.
В 1435 году Герман отправился на берег, а Саватий остался один. Почувствовав приближение смерти, он переправился на берег. У часовни близ Выга реки он встретил игумена Нафанаила и попросил его напутствия. 27 сентября 1435 года прей. Саватий с молитвой на устах тихо почил.
В 1436 году Герман возвратился на остров, но уже со старцем Зосимой. «Преподобный отец Зо-сима обнови жительство стока (острова) и кино-вию возгради, и братию собра, чины и уставы и предания церковная и отеческая к назданию душ человеческих предав, спасительное наследие учеником остави». (С.Денисов. «История о отцех и страдальцех соловецких». М. 1914 г., л. 3 об.).
Зосима построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня. Выросли кельи новых подвижников. В 1452 году Зосима в Новгороде поставлен во игумены Соловецкой обители. (Поморье принадлежало Новгороду). В 1465 г. он перевозит нетленные мощи преп. Саватия в Соловецкий монастырь. А в 1478 г. на смертном одре преп. Зосима сказал собравшейся братии: «Сохраняйте все уставы и правила обители, составленные по апостольскому учению и преданию святых отцев наших. Да защитит вас Господь Исус Христос и Пречистая Богородица. А я буду неотступно с вами». 17 апреля св. Зосима предал дух свой Господу. Обитель преподобных Саватия и Зосимы воспитала многих подвижников древлего православия. «От благаго бо корене и потов молитвенных богоносною Зосимы и Саватиа отец, благии сад и многоплоден собрания израсте, добрый ветви — святыя мужи издаде» (С.Денисов. Указ. соч., л. 4 об.). Таковыми были: преп. Елисей Сумский. игумен Досифей, ученик Германа, св. Филипп, митрополит московский, преп. Елеазар, чудотворец анзерский, и «прочий бесчисленнии общежители, велиции постницы и пустыннии безмолвницы Соловецкаго отока». Игумен Досифей положил основание знаменитой Соловецкой библиотеки, ставшей после киевской древнейшим книгохранилищем Руси. Досифей отправился в Новгород по делам .монастырским. В Новгороде архиепископом был Геннадий — постриженик и ученик Саватия. При его содействии игумен Досифей здесь организовал переписку книг для Соловецкого монастыря. Сохранились списки рукописей (1493—1494 гг.), заказанных Досифеем. В основном это были книги апологетического содержания: «сочинения Космы пресвитера (Обличитель богомильства в X в.), Дионисия Арео-пагита, пророческие книги» и др. По мнению архиеп. Геннадия, они были необходимы для борьбы с жидовствующими. (Н.Н.Розов. «Соловецкая библиотека и ее основатель игумен Досифей». Труды отдела древнерусской литературы. Т. 18. Л. АН СССР. 1952. Стр. 300).
Богослужебные книги переписывались в самом Соловецком монастыре. Для монастыря было приобретено Досифеем много редчайших памятников древнерусской письменности. Им же было написано и «Житие соловецких чудотворцев Зосимы и Саватия».
После игумена Досифея выдающейся личностью среди соловецких деятелей был игумен Филипп (1545—1566). Происходил он из знатной семьи Колычевых. Разочаровавшись в тогдашней светской жизни, он принял постриг в Соловецком монастыре. Там он выполнял самые трудные работы: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице и в кузнице. В 1545 г. по единодушному желанию братии его посвятили в сан игумена. Многообразна была деятельность «многотщательнаго ктитора и всероссийскаго чудотворца» — игумена Филиппа. Выполняя подвиги духовного делания, игумен Филипп проявил исключительную энергию при восстановлении обители, разрушенной пожаром 1538 г. Монастырь сгорел почти весь до основания. Сгорел деревянный храм, построенный преп. Зосимой. сгорели кельи и хозяйственные постройки. Надо было готовить новый материал для строения более прочных зданий. Для этой цели был построен кирпичный завод. По разработанной игуменом Филиппом системе шлюзов. каналами были соединены 52 озера. У вновь построенных монастырских зданий образовалось огромное «Святое озеро». Были построены больница, мельница. Осушена часть болот и проведены дороги. Построена морская пристань. Разведены молочный скот и лапландские олени. Расширено производство соли — «морянки». В Новгороде и Вологде были открыты склады соли, которую обменивали на хлеб.
Игумен Филипп был не только энергичный руководитель, но и большой изобретатель. «До Филиппа игумена, — читаем в «Соловецком летописце», — квас парили, ино сливали вся братия, а при Филиппе парят квас старец да пять человек, а сливают те же. А братия уже не сливает. А тот квас сам сольется со всех чанов, ино трубою пойдет в монастырь, да и в погреб сам льется, да и по бочкам разойдется сам по всем. До Филиппа игумена на сушило рожь носили многие братия, а Филипп снарядил телегу: сама насыпается, да и привезетца, да и сама высыплет рожь на сушило. До Филиппа игумена подсевали рожь братия многие, а Филипп игумен доспел севаль-ню — десятью решеты один старец сеет. Да при Филиппе доспели решето: само сеет и насыпает и отруби и муку разводит розно, да и крупу само же сеет и насыпает и разводит розно — крупу и высейки. Да до Филиппа братия многие носили рожь на гумно веяти, а Филипп нарядил ветр мехами в мельнице веять рожь» (Архим. Досифей. «Летописец соловецкий». М. 1833. Стр. 33-34).
Игумен Филипп восстановил хозяйство монастыря, создал основы для его дальнейшего развития. «В 17 веке владения Соловецкого монастыря охватывали значительную часть западного и северного берега Белого моря. Обладая огромными земельными угодьями. Соловецкий монастырь широко развил промысловое хозяйство. В 60-е годы XVI в. ему принадлежало 20 крупных угодий, в которых вываривалось до 140000 пудов соли» (Больш. Сов. Энцикл.. т. 40. 1957 г. 2-е изд..стр.39).
Добрую и вечную славу снискал себе игумен Филипп построением каменных храмов на Соловках. Первой была построена церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (1552 — 1557), с огромной трапезной для всей многочисленной братии. «Филипп мастеров убо от Нова града прием. хитре зиждущих церкви. — повествует летописец... Красну воздвиже церковь и украси ю в похвал) Божий Матери». Особенное внимание уделил игумен Филипп постройке замечательного памятника монументального древнерусского зодчества — собора во имя Преображения Господня. «Мастеров убо собра художных... красен бо во славу Христа Бога нашего храм воздвиже, присовокупи же и ину церковь во имя отец преподобных Зосимы и Саватия, и иных четыре храма на высоте согради и иконами же украси, яко невесту» (В.Никольский. «Иконографическое собрание Соловецкого музея». Материалы Соловецкого отделения Архангельского общества краеведения. Соловки. 1927, вып. 1).
Для вновь построенных храмов Иваном Грозным были присланы колокола, старинные иконы, книги. Прислан был Крест напрестольный из чистого золота (весом более килограмма), украшенный жемчугом и драгоценными камнями.
Преображенский собор начали строить в 1558 году. Средства монастыря в то время были небольшие. Некоторые из иноков стали сомневаться в возможности завершения такого начиная. «Уповайте на Господа, — успокаивал их Филипп, — если Богу угодно будет наше дело, Дом Святыи имени Его воздвигнется непременно». В 1566 году Преображенский собор был закончен. «Своими размерами Преображенский собор превосходил все московские храмы и храм-памятник в Коломне».
Игуменом Филиппом была устроена на Соловках иконописная мастерская. «Учитывая бурную строительную деятельность игумена Филиппа после пожара 1538 г., можно прийти к заключению, что основная масса икон в это время должна была выполняться на местах» (Н.Маясова. «Памятник с Соловецких островов — икона Боголюбская 1545 г.. с житиями Зосимы и Саватия». Ленинград. 1970 г.).
Игумен Филипп участвовал в Стоглавом соборе в Москве в 1551 г. А в 1566 г. он был вызван в Москву и избран митрополитом Московским. По долгу пастыря Церкви, митрополит Филипп стал осуждать жестокие расправы Ивана Грозного со своими противниками. Это вызвало гнев царя. Лишенный сана митрополита, Филипп был сослан в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где мученически скончался 23 декабря 1569 года. В 1591 году мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкую обитель, а в 1652 г. (при патр. Никоне) из Соловков в Москву.
В 1571 году произошло событие, нарушившее мирное течение жизни на Соловках. На Белом море впервые появились шведские военные корабли. Время тогда было тревожное. Татары с востока, поляки и литовцы с юга, немецкие рыцари с запада, а шведы с севера готовились к нападению на Московское государство. Поморье пользовалось единственным в то время выходом к морю. Соловецкий монастырь приобрел военно-стратегическое значение. Из Москвы срочно направили в монастырь воеводу Е.Озерова со стрельцами и пушкарями. Из местных жителей был набран дополнительный отряд стрельцов. Вокруг монастырских зданий возвели деревянные стены с башнями и бойницами. Когда шведы перешли границу и стали грабить население Кемской волости, М.Озеров выступил против шведов, но был убит. Однако, шведы отступили. В 1580 г. трехтысячный отряд шведов совершил новое нападение на Беломорский край. Воевода Киприан Аничков отбил шведов.
С 1584 года вокруг монастыря стали строить каменные стены из местных валунов огромного размера и веса (до 8-10 тонн). Высота стен превышала десяти метров, а толщина — шести. Строились стены по плану соловецкого инока Трифона. В 1592-1591 гг. шведы и финны совершили набеги на Поморье, но безуспешно. «Слава Соловецкого монастыря далеко простиралась. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую» (Архим. Досифей. «Историч., биографич. и статистич. описание Соловецкого монастыря»).
Игумен Соловецкого монастыря практически был начальником стрельцов (ас 1637 г. и официально). Жалованье стрельцы получали из монастырской казны. С игуменом Соловецкого монастыря шведы вели переговоры и заключали перемирие (28 сентября 1614 г.). На желание шведского короля стать правителем русской земли, игумен монастыря 12 марта 1611 г. ответил: «у нас в Соловецком монастыре и в Сумском остроге, и во всей Поморской области единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на московское государство». Шведы сделали попытку овладеть монастырем. Но, увидев возведенные укрепления, — удалились.
После заключения мира со шведами нападения на Поморье стали совершать датчане. Монастырь был еще сильнее укреплен. Игумен Иринарх построил вторую внутреннюю каменную стену с двумя башнями, каменные кельи и переходы между церквами. Образовалась как бы вторая линия каменных укреплений. Когда в 1623 году корабли датчан приблизились к Соловецкому монастырю, — грозной и неприступной крепостью предстала перед ними Соловецкая Монастырь окружили батареями, насыпями и городками. Повели подкопы, чтобы подорвать башни монастыря. Загрохотала артиллерия. Полетели снаряды из невиданных трех пушек, начиненные железными ядрами «ова 260, ова же 350 ядр вмещающе беша». Но мощные монастырские стены не пострадали.
23 декабря 1675 года Мещеринов «великий приступ соверши». Потеряв поручика Гутковского и свыше 100 стрельцов, он отступил и отложил «надежду о киновии, за невозможное взятие толикую крепость имеющего града» (С.Денисов). Только измена монаха Феоктиста помогла Мещеринову взять монастырь. Феоктист указал тайный «пролаз сквозе градовью стену». Майор Келин со своим отрядом первым проник в монастырь ночью 29 января 1676 г. и открыл ворота. Монастырь был взят, Началась расправа. Монахи были уничтожены. «Морская губа, омывающая монастырь с западной стороны, была завалена телами убитых. Не малая часть валялась около стен монастыря и болталась на виселицах и деревьях. Так кончилось... стояние иноков за старую веру» (Сырцов,, стр. 305 и 306). Как хранитель древлеправославия, Соловецкий монастырь закончил свое существование Много хозяев Соловков сменилось за последующее время. Прошли столетия. Время и пожары повредили многое. Но еще больше зла причинили руки человеческие. Исчезли безвозвратно художественно исполненные фрески, украшавшие внутренние стены храмов. Исчезли иконостасы, старинные иконы в дорогих окладах. Мало что осталось от знаменитой библиотеки и архива монастыря. И словно осколки разбитого драгоценного сосуда, хранятся в Москве и Ленинграде отдельные памятники художественной культуры Соловков. В кремлевском музее и в музее им. Андрея Рублева в Москве хранятся несколько икон из Преображенского собора Соловецкого монастыря, 1482 рукописи из книгохранилища Соловецкой обители находятся в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, на Соловках сохранились памятники монументального народного зодчества: могучие стены с нахмуренными башнями и огромное здание Преображенского собора — свидетели исторических событий далекого прошлого.
И.Н.Заволоко
|