Это не официальный некролог. Это личное (и, наверное, достаточно субъективное, отрывочное и неупорядоченное) суждение отдельного человека о другом, только что почившем. Это дань признательности и уважения покойному священнослужителю. Я не сумел должным образом почтить покойного при жизни и во многом виноват перед ним…
Ушел из этой временной жизни в жизнь вечную священноинок Ливерий, гораздо более известный как протопоп Леонид Гусев. Ушел, всего лишь на один год пережив своего родного брата – Митрополита Московского и всея Руси Алимпия. Смерть этих двух выдающихся деятелей старообрядчества подвела черту под целой эпохой и осиротила всех тех русских людей, которые в нынешнее смутное время искали и находили духовную опору в никого и ничего кроме Бога не боящихся стариках, с юных лет хранивших и оберегавших Святую Православную Веру.
Священноинок Ливерий долгие годы занимал высокие должности в Русской Православной старообрядческой Церкви. Он был и церковным икономом (управляющим делами) и настоятелем Покровского кафедрального собора в Москве, занимался издательскими делами, организовывал Освященные и Архиерейские соборы. Да не было ни одного сколько-нибудь важного вопроса в жизни Церкви, в разрешении которого не принял бы участия неутомимый труженик. Можно уподобить роль отца Ливерия при Митрополите Алимпии роли первого министра при государе. Эта роль неблагодарна. На ней сложно не нажить множества недоброжелателей, но отца Ливерия все это мало беспокоило. Если его ревность о Церкви подсказывала ему какое-либо, пусть и трудноосуществимое решение, то он шел напролом и, на удивление завистников, чаще всего добивался своего.
Можно привести в пример и созидание храма в Сызрани (нового храма, и это в советское-то время!); и борьбу за сохранение епископского чина, когда в 80-е годы возникла угроза его утраты; и возвращение церковных зданий и земель.
Время все расставит (да и уже расставляет!) по своим местам. Итогом деятельности отца Ливерия под руководством владыки Алимпия (а разделить их деяния невозможно) стала восстановленная Соборность Церкви (их стараниями ежегодно собирались Освященные соборы), открытие десятков храмов и общин, развернутая издательская деятельность. И все это при почти полном отсутствии материальных ресурсов, при крайней бедности Церкви.
Особо при этом следует отметить сохранение незапятнанной репутации Русской Православной старообрядческой Церкви в эти смутные полтора десятилетия. Многие, в том числе высокие чиновники, искренне удивляются, как это церковное руководство не соблазнилось возможностью обогатить свою конфессию и себя лично с помощью разного рода экономических и политических афер, свойственных нынешней эпохе. Эту репутацию, к сожалению, очень легко пустить по ветру…
Незабываема деятельность отца Ливерия как настоятеля кафедрального Покровского собора. При экономии на всем, даже остро необходимом, всегда находились средства на реставрацию росписей храма. Зорко следил настоятель за тем, чтобы ни на один день не прекращалась церковная служба. Каждый старообрядец спокойно знал, что не будет ни одного дня, чтобы на Земле не совершилась Безкровная жертва. Неискушенный во внутрицерковной жизни человек не знает, насколько трудно выдержать в храме график ежедневной службы. Если не находилось дежурного священника на какой-либо будний день, когда и прихожан-то в храме нет, то настоятель служил сам. И день, и два, и три, и неделю подряд. Отец Ливерий досконально знал церковную службу и любил служить. Воздух не замечаешь, пока есть, чем дышать…
Сейчас на Руси редко можно встретить человека с качествами настоящего мужа. Именно мужа, а не "мужика", "крутого братана" и т.п. Мужа Совета и мужа Сражения. Все качества отца Ливерия были истинно мужскими (и достоинства, и недостатки), поэтому его очень не любило бабье обоих полов (речь здесь не идет о благочестивых и достойных девах и женах). Эти серые личности травили и поносили отца Ливерия в каждом темном углу в кругу себе подобных. Они выдвигали в качестве основного пункта обвинения его несдержанность и конфликтность. Да, отец Ливерий, возможно, и дал бы по уху любому, кто осмелился бы при нем оскорблять и поносить Святую Церковь, и никогда бы в том не раскаялся. Возможно, есть люди, и несправедливо обиженные отцом Ливерием. Пусть они простят его Христа ради.
Недостатки человека есть продолжение его достоинств. Приведу один характерный пример. Едем мы как-то с отцом Ливерием на машине. Вдруг он кричит: "Стой! Стой!", - выскакивает из машины и куда-то бежит. Ему показалось, что трое здоровых мужиков бьют женщину (оказалось, что это недоразумение - просто семейная ссора). Но семидесятилетний старик не задумался кинуться на защиту женщины!
15 мая совершилось погребение священноинока Ливерия в ограде храма села Рытово. В этом затерянном во владимирских лесах между Вязниками и Муромом селе отец Ливерий начинал свою службу священника, служил почти сорок лет и дослуживал последний год после своего удаления из Москвы. Трудно добраться до этого места, никого бы не осудили за то, что не смог явиться на погребение. Ожидалось, что погребение будет скромным, в присутствии небольшого количества близких родственников и местных жителей. Древний храм не вместил всех прибывших. Из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира, Нижнего Новгорода, Ярославля, иных мест прибыло множество людей. Со многими пересадками, на автобусах и легковых машинах по разбитым сельским дорогам приехали люди проститься с выдающимся человеком и достойным священнослужителем.
Преосвященный Силуян, епископ Новосибирский и всея Сибири, совершил погребение священноинока Ливерия в сослужении двух протоиереев, четырнадцати иереев и трех диаконов. На два часа затянулся обряд последнего целования.
Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего священноинока Ливерия!
Алексей Рябцев,
для "Портала-Credo.Ru"